В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.
В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей.
В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые в их реальной жизни. Игра имеет огромное значение для развития личности ребенка. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте есть и учение, но к нему дети должны быть личностно подготовленными.
Дошкольный возраст - время интенсивного развития у детей ориентировочных основ их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников
Вместе с тем дошкольный период - один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.
В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки,
В конце дошкольного возраста - потеря ребенком непосредственности (кризис семи лет). При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.