double arrow

Подростковый возраст


Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходно­го возраста является расширение жизненного мира личности, кру­га ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на кото­рых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью (марги-нальностью) его положения. Это проявляется в психике, для кото­рой типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внут­ренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.

Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными особенностями или быть вместе с теми, кто дорог и ценим.

Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:

1) поведение ребенка дома или в школе (неуправляем, недисцип­линирован);

2) черты характера, расцениваемые как неприемлемые, - агрес­сивен, на первом месте - удовольствие и т.п.

Переход от младшего школьного возраста к подростковому, известному в литературе как «кризис полового созревания», харак­теризуется тенденцией к самостоятельности и рядом негативных про­явлений, связанных с отношениями со взрослыми.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людь­ми, что сопровождается значительными психологическим трудно­стями для самого человека и его социального окружения.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет).

При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

4. ЮНОШЕСКИЙ, ИЛИ ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД(с 17 до

20-23 лет).

Представляет переход к зрелости; с биологической точки зре­ния уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств.

Юность - это период принятия ответственных решении, опре­деляющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи.




Юношеский возраст - этап человеческой близости, когда цен­ности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепен­ными.

Молодой человек стремится самоутвердить свою самостоятель­ность и оригинальность, создать собственные территории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и способность к увлечению.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеоб­разный эгоцентризм мышления.

Стремление доказать свою независимость и самобытность со­провождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежи­тельное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое про­тиводействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушае­мость) влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм моралей (молодежная мода, жар­гон, субкультура) — даже презрение среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрос­лой жизни.

А. Условия развития.

Покидая стены школы после девятого класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые - с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них -время проб и ошибок.



' Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Элько-нин отмечал это как наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение обра­зования, немногие — на поиск работы, на который не решились

после девятого класса. Высшее образование им необходимо, что­бы получить профессию, позволяющую «жить достойно», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью». Существуют две кате­гории выпускников школы:

►первые надеются на помощь родителей (платный вуз) и не теряют душевного равновесия;

►вторые рассчитывают на свои силы — наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различ­ные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные дости­жения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Вы­сокая тревожность и выраженный страх могут привести к возник­новению невротических реакции (обострению гастрита, нейродер­мита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.

Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды дея­тельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о чем будет сказано дальше.

Возраст - категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возмож­ности.

Б. Обучение в вузе.

По данным Санкт-Петербургских психологов, в начале 90-х го­дов прошлого столетия в стране резко снизилась ценность обра­зования как возможности материально обеспечить себя в буду­щем. В конце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей.

В последнее время студенты сочетают работу с учебой, т.е. подрабатывают.

Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентации'.

Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни

Стиль студенческой жизни в западной психологии связан с особой субкультурой. Ф. Райе выделил 4 типа субкультур кол­леджей:

1. Студенческая субкультура - здесь колледж (вуз) превращен в загородный клуб (вечеринки, выпивка, автомобили, спорт - учеб­ные предметы на втором плане).

2. Профессиональная субкультура - предполагает целеустремлен­ность в учебе, желание обеспечить себе целенаправленную под­готовку и продвижение.

3. Академическая субкультура - ее ценности не диплом, а зна­ния и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рам­ки учебной программы.

4. Нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыс­лие, ее создают интеллектуальные «социальные мятежники», студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие лич­ности.

В. Поиски работы.

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопре­зентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность -это заработать на жизнь, достичь той материальной независимос­ти от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском воз­расте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супру­ги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склон­ны принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно от­ветственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.

Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к кол­лективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной сте­пени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.

Г. Армия.

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ву­зов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы - это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая

физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по зва­нию для многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще - здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их послед­ствия. Накладывают свой отпечаток «горячие точки» и «дедовщи­на». Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и дру­гие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто про­шел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.

При «дедовщине» устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через «дедовщину» становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.

Д. Бегство от общества, или «ничегонеделание».

Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д.

Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут под­толкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «се­рой» жизни, нежелание трудиться.

X. Ремшмидт считает, что религии и соответствующая идеоло­гия предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение мессии, пророку и т.д. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способ­ность самостоятельно мыслить.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т.к. биологическое, физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребе­нок), но и в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Важнейший психологический процесс юноше­ского возраста — становление самосознания и устойчивого обра­за своей личности, своего «Я»

Формирование отношения к любви, своих ожиданий и устано­вок, выбор спутника жизни - важнейшие проявления юношеского самосознания.

5. ЗРЕЛОСТЬразделяют на ряд стадий и кризисов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятег ность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сек е, карьере, семье, обществе.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20—23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых). Верхняя гра­ница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и сво­ей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодос­ти наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно раскрываются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увели­чилась продолжительность жизни и расширились сроки образова­ния и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, «молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, при­вычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых - вступить в этот возраст пораньше и задер­жаться в нем подольше... Молодость... таит в себе обаяние. И это не только обаяние здорового тела, физической красоты, обаяния свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут».

А. Главные стороны жизни. Любовь и семья.

Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ре­бенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излиш

не требовательными к другому человеку, у них появляется ригид­ность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного разви­тия. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способ­ностей.

Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанно­сти, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Несмотря на сезетивность молодости к созданию семьи и все со­путствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбо­ра спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% раз­водов совершается в молодости. Пресловутое «не сошлись характе­рами» - наиболее частая формулировка при расторжении брака.

Сущностные отношения между людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают вследствие этого созвучия.

Родительская безусловная любовь имеет те истоки, что и при­вязанность к отчему дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.

В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значи­мые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Лю­бовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Ина­че невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из -пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.

Известный русский философ B.C. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной.

Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущност­ные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отраже­ние вся сущность каждого из них. В этой любви человек прояв­ляется весь целиком.

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставить другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синте­зирует их, ее содержание определяется их наличием.

Если после утраты любимого человека будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это уже будет другая сторона, другая часть его сущности.

Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой.

Там, где семейные отношения не основаны на сущностном еди­нении супругов, раньше или позже обнаруживается несостоятель­ность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность про­ходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл.

Э. Фромм указывает на одну из причин сильных взаимных чувств — стремление человека преодолеть свое одиночество, отчуж­денность от себя и от мира, стремление реализовать свою потреб­ность любить. «Тотальная коммерциализация общественного инди­видуального сознания, примат материальных ценностей над духов­ными, современное развитие общества не дает возможности боль­шинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой».

Б. Профессиональная деятельность.

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период -овладение выбранной профессией. В юности происходит личност­ное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обре­тает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее спосо­бен к овладению сложными способами интеллектуальной деятель­ности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные лич

ностные и функциональные качества (организаторские способнос­ти, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).

Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятель­ности проявляют наивысшие способности, становятся руководителя­ми, главными специалистами по соответствующим направлениям.

Таким образом, в молодости человек приобретает профессио­нальное мастерство и компетентность.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетент­ности - центральные возрастные новообразования этого периода.

В. Дружба.

Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.

И.С. Кон: «Большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производ­ственных или учебных коллективах...»

Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба - результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно лишь встретить.

Г. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 лет большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.

И.С. Кон: «Никто не может реализовать себя полностью», и самоанализ выявляет эту нереализованность.

А.В. Толстых: «У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критичес­кий пересмотр собственной личности».

«Человека «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми огра­ничениями, которые он увидел только теперь

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливают­ся ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По Кулаги­ной в подростковом возрасте - при личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко — у ищущей личности. Таким образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух специалистов. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости,

В. Франкл пишет: «Сегодняшний пациент уже не столько страда­ет от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты».

Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смыс­ла жизни.

Что же представляет собой смысл как психологическая катего­рия? Согласно В. Франклу: «Смысл - это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». По А. Червоненко: «Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем явлен в свет?».

Достижение цели, по Франклу, имеет в виду достижение моти­ва. Смысл, таким образом, — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель, и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).

Достижение цели по А. Червоненко - через расширение со­знания человека, путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение просветления (А. Червоненко - док­тор из Санкт-Петербурга, лидер Международного оздоровительно­го движения).

Отсюда вывод, по В. Франклу, - проблема смысла жизни воз­никает тогда, когда цель не соответствует мотиву, ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.

Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности лич­ности, общему согласию с миром он приходит при сущностно

форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущ­ностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем боль­ше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны со­гласию с миром.

Зрелость — самый длительный для большинства людей пери­од жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зре­лость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда че­ловек может реализовать весь свой потенциал, добиться наиболь­ших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или об­щественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

А. Особенности развития личности. Профессиональная про­дуктивность.

В зрелости, как и молодости, главные стороны жизни - про­фессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и вы­бор спутника жизни, то в зрелости - это реализация себя, пол­ное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельно­сти и в семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор меж­ду продуктивностью и инертностью.

Понятию продуктивности по Эриксону - творческая, профес­сиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверж­дение в жизни следующего поколения.

Продуктивность по Эриксону связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес».

Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенности зрелости является осознание ответ­ственности за содержание своей жизни пред самим собой и пе­ред другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и час­тично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жиз­ненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональ­ной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и труд­ности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии ра­зумной гибкости и многогранности может стать источником кон­серватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Б. Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла. Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обостре­нием семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начина­ют жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супру­гов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае воз­никновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраи­вать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я-концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство, и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует ре­зультаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразова­нии зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что, достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивно­сти, человек прекращает свое развитие, останавливается в повыше­нии своего профессионального мастерства, творческого потенциа­ла и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессио­нальной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать

своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Так же считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

Внутри периода зрелости выделим «акмэ» — вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.

Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функ­ций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Чер-воненко своим жизненным примером доказали что, если занимать­ся энергетическими упражнениями, то в возрасте 40-50 лет мож­но открыть неограниченные способности и вопреки исследовани­ям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

Время пика профессиональной продуктивности зависит от не­обходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подго­товки — с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для предста­вителей очень многих профессий пик продуктивности, после кото­рого наступает ее спад, не характерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функцио­нальной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчи­ки-испытатели, артисты балета. Они достигают «акмэ» в самом на­чале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиа­диспетчер «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Особый интерес представляет проблема «акмэ» для людей твор­ческих профессий - ученых, писателей, поэтов, композиторов, ху­дожников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писа­лось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чай­ковский, - свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.

Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, пи­сателей, поэтов, композиторов, художников и представителей дру­гих творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломо-

носов, И. Гете, В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А. Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

В. Отношения с детьми.

Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека - вырастить своих де­тей. В психологии рассматривается три варианта любви:

►безусловная любовь;

►обусловленная любовь;

►неприятие.

В безусловной любви ребенка любят независимо от того, кра­сив он или не красив, способен или не способен. Но этой любви недостаточно для личностного роста. Обусловленная любовь -любовь не истинная. Ребенка любят только тогда, когда он отве­чает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не доставляет хлопот, хорошо учится и т.д.).

Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство неполноценности, снижает уровень самооценки.

Неприятие ребенка возникает не только в благополучных се­мьях. Причины бывают разными. Например, ждали сына, а роди­лась дочь. Мама красива, а ее дочь «гадкий утенок».

Дети чувствуют и неискренность обусловленной любви и не­приятие. И это обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями. Отчуждение, замкнутость, уход «на ули­цу» начинается, как правило, с подросткового возраста.

Особенности отношений между родителями и детьми определя­ются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания. Отношение родителей и детей зависит и от ребенка, его лич­ностных особенностей.

Индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Если родителями не учитываются его индивидуальные особен­ности, воспитание оказывается не адекватным. Особенности лично­сти ребенка накладывают отпечаток на семейные отношения.

Когда младший ребенок покидает родительский дом, родите­ли, оставшиеся вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вы­нуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и об­раз жизни.

Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок при­водит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых отношений вовремя перестраивается, не воз

никает ни серьезных конфликтов, ни «игр», родители «отпускают» от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

В зрелые годы выделяют свои кризисные периоды:

Кризис 33—35 лет — когда, достигнув определенного соци­ального и семейного положения, человек с тревогой начинает ду­мать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего Лучшего?». И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.д.

Затем наступает недолгий период стабилизации (от 35 до 40-43 лет), когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет при­емлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, норма­лизуется здоровье, положение в семье, в сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое деся­тилетие (45—55 лет), когда человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуж­дение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, прихо­дит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного настроения, от кото­рых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через лю­бовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55-65 лет - пери­од физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от актив­ной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости.

После 75 лет возраст считается преклонным - человек переос­мысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных разду­мьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как не­повторимую судьбу, которую не надо переделывать», либо осоз­нает, что жизнь прошла, наверное, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит пре­одолевать три подкризиса:

►первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на пенсию остается главной;

второй подкризис связан с фактором осознания ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку выра­ботать у себя в этом плане необходимое равнодушие;

в результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

В период геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. В возрасте 70— 90 лет особенно страдает механическое запечатление. Лучше все­го сохраняется логическая, вербальная (словесная) память. Осно­вой прочности памяти являются смысловые связи.

На сохранность психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование.

Важной чертой пожилых людей, занимающихся творчеством являются сильно выраженные мотивы деятельности, целеустремлен­ность и направленность на реализацию, и воплощение своих за­мыслов и идей на практике.

После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческого слабоумия. Творческая деятельность выступает в качестве фактора психическо­го и биологического долголетия.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: