Соединенные штаты Америки. Канада

Детская литература в США и Канаде имеет не столь долгую, хотя и не менее яркую, историю, как в родственной ей по языку Англии.

В США детская литература сформировалась во второй половине XVIII века. Объясняется это историей страны, начавшейся, собственно, после переселения в XVI веке в Америку европейских колонистов. Хотя и до появления в Америке первых белых людей там существовала прекрасная и богатая культура коренных индейцев.

Нас в первую очередь интересует их фольклор, основной особенностью которого является пронизывающее все сказки и легенды ощущение свободы. В центре повествования в них всегда — герой-индеец или пророк-учитель, который учит индейцев жить в мире и дружбе, а также разным ремеслам. В Америке есть множество собраний сказок североамериканских индейцев, выходили они и на русском языке.

Другой замечательный источник для вдохновения детских писателей США — фольклор американских негров, которые впервые ступили на землю своей новой и не очень гостеприимной для них родины в 1619 году в городе Джеймстаун, штат Виргиния.

Первым собирателем сказок американских негров был Джоэль Чендлер Харрис (1848—1908), издавший сборник сказок, известный на русском языке под названием «Как Братец Кролик победил льва». Для всех этих сказок характерен протест против угнетения и призыв к борьбе за права негров. Как правило, в сказках действуют герои-животные, и неизменно слабый братец Кролик оказывается умнее и благороднее кровожадного и хитрого Братца Лиса.

Заметно в американской детской литературе и влияние европейского фольклора, ибо переселенцы приезжали в Новый Свет со всех концов Старого Света. Постепенно из привезенных с собой песен и сказок Голландии, Англии, Норвегии, Ирландии, России, Франции, Италии и других европейских стран создается свой собственный неповторимый фольклор.

Историю детской американской литературы обычно начинают с Вашингтона Ирвинга (1783—1859), одного из американских романтиков, известного прежде всего своими готическими ироническими историями, составляющими большую часть его литературного наследства, — и их читают подростки.

Для истории же русской литературы Ирвинг интересен еще и тем, что Пушкин — об этом писала Анна Ахматова в своей статье «Последняя сказка Пушкина» — обработал сюжет одной из новелл Ирвинга и создал свою «Сказку о золотом петушке».

Особая роль среди американских романтиков и важное место в истории детской литературы принадлежит Джеймсу Фенимору Куперу (1789—1851), одному из лучших мастеров приключенческого жанра, книгами которого зачитываются дети всего мира.

Он создал особый вид приключенческого романа — патриотический. Это прежде всего «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841) и составляющие пенталогию о Кожаном Чулке. В центре повествования — проникновение цивилизации в дикую — для белых людей — и такую прекрасную культуру коренного населения Америки и постепенное разрушение ее.

Сам писатель говорил: «Если какому-либо произведению, вышедшему из-под моего пера, суждено пережить себя, то это, бесспорно, будет серия романов о Кожаном Чулке». Куперу принадлежит честь открытия Америки индейцев, дремучих лесов и бескрайних прерий. Именно так его воспринимали современники — Лермонтов и Вальтер Скотт, Жорж Санд, Теккерей и Гёте.

Однако Купер не был первым, кто писал о коренном населении Америки. Впервые к этой теме обратился писатель-романтик Филипп Френо (1752—1832), который в своих произведениях создал образ неиспорченного цивилизацией белого человека, ввел в литературное произведение фольклорного героя.

В пенталогии о Кожаном Чулке Купер обратился к раннему периоду истории Америки — ко времени колонизации будущих Соединенных Штатов. Главный герой романов — охотник, следопыт, зверолов Натаниэль Бампо. Особенно важны для писателя не смелость, сноровка и охотничье чутье Натти, а его доброта, преданность, честность, простодушие и прямота. Купер противопоставляет своего героя алчному миру колонизаторов, стремящихся лишь отхватить себе кусок побольше и пожирнее и совсем не озабоченных судьбой коренного населения и проблемами природы.

Писатель утверждает, что в истреблении коренного населения не было исторической необходимости, как это хотели представить колонизаторы. Индейцы просто мешали белым захватить лучшие земли, и самым простым оказалось их уничтожить. Купер видит в них наследников великой культуры, некогда существовавшей на этом континенте. Дружба Бампо с индейцами — это идиллическое представление самого писателя о том, как могли бы сложиться отношения коренного и белого населения Америки.

Джеймс Фенимор Купер считается также основателем традиции американского исторического романа и основоположником «морского романа» в мировой литературе. После романа «Шпион» (1821) его стали называть американским Вальтером Скоттом, — он показал, что и в США, стране с не столь долгой историей; тоже возможен исторический роман, основанный на темах гражданской истории.

И «морской» роман как жанр тоже возник в Америке именно в творчестве Купера. Первым таким был «Лоцман» (1823), произведение, во многом еще несовершенное. А «Красный корсар» (1827) уже представляет собой сложившийся тип морского романа. В ткань повествования вводятся корабельная лексика и жаргон матросов, богатый материал из морской жизни. Впервые применяется принцип, который затем станет основополагающим для всей маринистики, —действительность показывается глазами профессионального моряка. Другие известные «морские» романы Купера — его произведения «Морские львы» и «Два адмирала».

Романтиком, чьи книги тоже читают подростки, был и Эдгар Алан По (1809—1849), создавший первые образцы детективной новеллы: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Украденное письмо». Точный математический анализ и железная логика приводят героя произведений По к раскрытию преступлений. Именно логика и анализ помогают герою приключенческой повести «Золотой жук» разгадать загадку капитана Кида и найти закопанные им пиратские сокровища.

Одним из основных достоинств детективных рассказов писателя является то, что в центре его внимания оказывается не преступление и его раскрытие, а человек, ведущий поиск. Именно По впервые ввел в детективную литературу постоянного героя — Дюпена, который расследует преступления, демонстрируя возможности разума и красоту решения логической загадки. Для всего его творчества характерна мрачная окраска, что особенно заметно и в наиболее известных его новеллах — «Маска Красной Смерти», «Падение дома Ашеров», «Колодец и маятник».

Этому автору принадлежит и научно-фантастический роман В «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля», в котором описан полет на Луну, и некоторые другие произведения в этом же жанре.

Жюль Верн и Герберт Уэллс называли Эдгара По своим учителем и ссылались на его произведения, когда говорили о литературе, оказавшей влияние на их творчество. Жюль Верн даже посвятил памяти По один из своих романов.

Мастером приключенческого жанра был Герман Мелвилл (1819—1891), написавший ставший всемирно известным роман о море и охоте на китов «Моби Дик, или Белый Кит». Моби Дик, которого пытается настичь смелый и мужественный капитан Ахав, —настоящий романтический герой, олицетворяет собой стихию моря, грозную и опасную, ее трудно победить даже очень сильному человеку.

Роман Мелвилла с его прославлением лучших человеческих качеств — мужской дружбы, смелости, преданности — и романтикой моря и приключений имел большое влияние на творчество Джека Лондона.

Джек Лондон (1876—1916) — один из самых замечательных мастеров приключенческого жанра, его героями были золотоискатели, бродяги, охотники. Он писатель чисто американский, потому что в его произведениях герои часто стремятся к обретению богатства и обретают его, но никогда не поступают против совести и скорее готовы отказаться от денег, чем нарушить рыцарский кодекс чести.

Да и сам Джек Лондон, благодаря усилиям американских журналистов, превратился в символ «равных возможностей» в США. Простой парень из рабочих, не получивший университетского образования, стал известным писателем, добившимся в жизни всего, о чем только может мечтать человек.

Романы Лондона носят откровенно воспитательный характер, привлекая подростков своими сильными и волевыми, честными и открытыми героями, всегда становящимися на защиту справедливости, побеждающими все препятствия на своем пути. Романы эти учат жизненной стойкости, увлекают романтикой и суровой поэзией приключений.

В ранних произведениях Джека Лондона центральной становится тема испытаний, которые должны пройти его герои, чтобы понять истинные ценности в жизни. Персонажи его книг — не безвольные игрушки в руках судьбы, но волевые люди, которые сами могут решить, как им жить.

Довольно сильна в творчестве Лондона и «зеленая» тема. Прежде всего это роман «Белый клык». Он был одним из первых писателей XX века, кто всерьез заговорил об отношениях с братьями нашими меньшими, о месте человека на земле, о его отношениях с матерью природой. Следует заметить, что после таких произведений писателя отличительной чертой американской детской литературы стала «экологическая» ориентация. В ней как ни в одной другой детской литературе в мире представлены прекрасные произведения о природе.

Так уж повелось традиционно, что в обзор творчества американских «зеленых» писателей неизменно включают и рассказ об Э. Сетоне-Томпсоне, англичанине по происхождению, но прожившем большую часть своей жизни в Канаде.

Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) известен своими книгами о животных, почти все они проиллюстрированы им самим и по сей день продолжают издаваться с рисунками автора.

Обычно в рассказе о Сетоне-Томпсоне цитируют его слова о книге «Дикие животные, как я их знаю»: «Нет сомнения, что эта книга положила начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей».

Таким образом, Сетон-Томпсон сам определил свое место в истории литературы. Но он не просто описывает животных и их повадки с научной точки зрения, он еще и восторженно любит природу, и этой любовью освещены его книги.

Последователями Сетона-Томпсона считают канадцев Джеймса Кервуда, Фарли Моуэта и Серую Сову, а также американцев Вилли Джеймса, Арчи Биндза и Элен Кей.

Джеймс Кервуд (1878—1927), прирожденный охотник и неутомимый путешественник, замечательный натуралист и писатель, оставил своим читателям прекрасные повести о животных. Во вступлении к одной из своих книг он писал, что слишком много в своей жизни убивал животных, и теперь решил загладить свою вину книгами о природе. Это признание вполне отражает эволюцию взглядов писателя.

Книги Кервуда о животных проникнуты любовью к природе и воспитывают уважение к братьям меньшим у юных читателей. Во многих произведениях показаны странные—с точки зрения обыкновенного человека — пары животных. В «Гризли», одном из лучших романов писателя, это здоровенный медведь-самец и крошечный медвежонок-сирота. Они так трогательно дружат и заботятся друг о друге, что нравственный урок для юного читателя очевиден—лишь дружба и поддержка в трудную минуту помогают выжить и слабому, и сильному.

Гарриэт Бичер-Стоу (1811—1896), впервые попавшая на рабовладельческий Юг во взрослом возрасте, не могла не возмутиться ужасным положением негров-рабов, и даже сама не раз помогала им бежать с плантаций.

Не менее действенной помощью им стала и ее нашумевшая книга «Хижина дяди Тома», в которой рассказана история старого негра и его семьи. Изображая все тяготы и несправедливости жизни негров-рабов, писательница показывает истоки зарождения ненависти негров к своим угнетателям.

Ее книга учит добру и воспитывает у подростков умение сопереживать, а также раскрывает глаза юным читателям на расовые предрассудки. Нельзя не заметить, что Бичер-Стоу возмущается рабством не по социальным мотивам, а прежде всего из соображений морали.

Главный герой ее книги — тихий, доброжелательный и, что очень важно для писательницы, покорный негр дядя Том. Америка тогда была страной узаконенного рабства, безжалостного угнетения черных белыми. Африканские негры, привезенные работорговцами в Америку, были куплены белыми плантаторами и не имели никаких прав и уж тем более привилегий. «Хижина дяди Тома» написана дочерью, сестрой и женой скромных пасторов, матерью семерых детей, и ее дядя Том вовсе не думает о борьбе. Он даже помыслить не может, что имеет право на малейшее сопротивление. Он во всем следует христианским заповедям, полагаясь на Бога и проповедуя любовь к врагам своим.

С самого раннего детства Бичер-Стоу была воспитана в строгих традициях пуританства, и во всех ее произведениях (а их не так и мало, есть даже продолжение «Хижины дяди Тома» — «Ключ к хижине дяди Тома») сохраняются две тенденции: склонность к проповедническому морализаторству и интерес к родной истории. Однако, преодолев свои религиозные убеждения и идеалы, писательница создала яркие, живые образы героев и показала весь ужас и бесчеловечность рабства. Но есть в романе и образы истинных борцов, которые в итоге и одерживают победу, — это мятежный Джордж Гаррис и мужественная Элиза.

Роман Гарриэт Бичер-Стоу стоит у истоков традиции, довольно сильной в американской литературе, — исследования проблем дискриминации негров, которые, к сожалению, не исчезли с отменой рабства законом.

Эта же проблема поднимается и в современной литературе, например в книге, на нескольких недель ставшей бестселлером ^1960 года и получившей Пулитцеровскую премию, — повести Харпер Ли «Убить пересмешника». Действие в книге происходит в Алабаме. Отец главной героини, судья Аттикус, борется за спасение жизни негра, которого обвинили, не имея на то никаких оснований, в изнасиловании белой женщины.

В детских книгах современной Америки черные дети с течением времени превосходят белых умом и богатством воображения. Хрестоматийным примером в данном случае является роман Э.Л. Конигсбург «Мы с Дженифер» (1967), где рассказывается о белой девочке Элизабет, которая была самым одиноким ребенком во всех Соединенных Штатах, пока не встретила негритяночку, ставшую ей другом.

Но вернемся в прошлый век.

Мэри Мейпс Додж (1831—1905) известна одной своей книгой— сентиментальной повестью «Серебряные коньки», где рассказывается история о хороших детях — брате и сестричке Хансе и Гретель, оставшихся без отца и вынужденых зарабатывать себе на жизнь. Действие книги происходит не в Америке, а в Голландии, что придает повести познавательный интерес. Довольно большое место в ней занимает рассказ о путешествии детей на коньках по городам Голландии.

Точно так же, как и М.М. Додж, к школе сентиментальных детских писателей принадлежит и Луиза Олкотт (1832—1888), которую Марк Твен тем не менее гневно называл «нежной реалисткой». Ее романы — прежде всего дилогия «Маленькие женщины» — принадлежат к так называемому чтению для девочек и отличаются духом мелодраматизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: