(1494—1553)
Этот величайший художник французского Возрождения и один из крупнейших гуманистов Европы родился в Шиноне, в семье мелкого судебного чиновника. Рабле стал монахом францисканского монастыря, затем принял сан священника. Он занимался естествознанием, медициной и в 1528 году, с разрешения церковных властей, отправился в Париж. Затем, уже в Лионе, он становится врачом большой больницы и в этом же городе начинает печататься. Некоторое время Рабле жил в Италии, где занимался ботаникой. Известно, что именно церковь и монастыри славились своими фруктовыми садами и селекционной работой. Рабле изучал и собирал неизвестные ему семена и образцы овощей и плодов и отсылал их во Францию.
В 1533 году появилась первая часть «Пантагрюэля». По сути, Рабле использовал и переработал сюжет народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». В этом лубочном «Гаргантюа» содержалась широкая фольклорная основа и явная сатира на героику старых рыцарских романов. «Пантагрюэль» был задуман Рабле как продолжение этой народной книги, имитирующее наивную эпичность оригинала.
В 1534 году вышла в свет его «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», но она затем сделалась первой книгой романа, отодвинув «Пантагрюэля» на место второй книги.
Одним из важных вопросов, поставленных Рабле в этом знаменитом романе, был вопрос о воспитании Гаргантюа. Король Грангузье сначала поручил воспитание своего сына схоластам. Но сама схоластика как метод к тому времени превратилась в буквоедство. Учителя заставляли мальчика зубрить так, что он мог произнести все без запинки наизусть, не вникая в смысл произносимого. И он так ничему и не научился. Рабле представляет читателям свои идеалы в главах, посвященных обучению Гаргантюа гуманистами.
Основные педагогические взгляды Рабле совпадают с принципами итальянских гуманистов и Эразма Роттердамского. Ум и тело человека должны развиваться гармонично, то есть умственное образование обязательно должно сопровождаться физическим воспитанием. В самой же системе воспитания и образования должны чередоваться различные дисциплины, перемежаясь отдыхом, с тем, чтобы ученик учился охотно и с радостью.
Итак, сюжет его романа взят из народной, лубочной литературы, у него фольклорные корни. И сам язык Рабле — в основном народный язык, который автор обогащает литературными и учеными элементами. В романе множество пословиц, поговорок, сказок, песен, изобилие жанровых картин, сочный и здоровый юмор. В обращении к читателям автор формулирует свое собственное отношение к написанному:
Читатель, друг! За эту книгу сев,
Пристрастия свои преодолей,
Да не введет она тебя во гнев;
В ней нет ни злобы, ни пустых затей.
Пусть далеко до совершенства ей,
Но посмешит она тебя с успехом.
Раз ты тоскуешь, раз ты чужд утехам,
Я за иной предмет не в силах взяться:
Милей писать не с плачем, а со смехом, —
Ведь человеку свойственно смеяться.
В жизни для Рабле самое интересное — это люди, и он создал в своем романе живых персонажей, описав их в ироническом, гротескном или юмористическом тоне. Перед взором читателей предстает галерея типов эпохи великого гуманиста и жизнелюба. Мудрость и смех Рабле помогли ему создать поистине бессмертный в истории мировой культуры роман. Главы его книги о детстве и воспитании Гаргантюа и Пантагрюэля выдержали множество изданий в адаптированном для детского чтения виде.
ШАРЛЬ ПЕРРО (1628—1703)
В 1697 году во Франции вышла книга «Сказки моей матушки Гусыни». Ее автором считался П. Дарменкур, хотя на самом деле сказки написал известный тогда поэт, член Французской академии Шарль Перро. Автор многих книг, он не хотел ставить свое имя под «несерьезными» сказками и выпустил их под именем своего сына. Но именно эти волшебные сказки, как их теперь называют, вошли в золотой фонд мировой литературы и принесли писателю славу. Сказки Перро много раз переиздавались на русском языке, и среди их переводчиков был И.С. Тургенев.
В предисловии к своим сказкам Перро указал на то соединение серьезного и забавного, смешного, которое лежит в основе сказочного жанра: «...Эти безделки вовсе не безделки, а заключают в себе полезную мораль... и игривый склад повествования был выбран только затем, чтобы они действовали на ум читателя с большей приятностью, вместе и поучая и развлекая».
С раннего детства нам знакомы «Красная Шапочка», «Маль-чик-с-пальчик», «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Синяя Борода» и другие. Героями одних сказок выступают дети, которые спасаются от злого волка или людоеда. Это, как правило, младшие дети, напоминающие библейского Иосифа, который платил добром за причиненное ему зло. Таков Мальчик-с-пальчик: он, как пишет автор в конце своей сказки, отплатил добром своим близким и обеспечил всю семью — и отца, и братьев. Такова и Золушка, она была столь же добра, сколь красива, и взяла своих сводных сестер с собой во дворец. Справедливость в сказках Перро торжествует, и на помощь героям приходят волшебные персонажи: добрая фея, она же крестная, к Золушке, или кот в сапогах — к младшему сыну мельника. Волк, кот говорят человеческим языком, и это тоже одна из примет фольклорной сказки, на богатые традиции которой опирается писатель, создавая свой авторский жанр. Типично фольклорная основа ярко выступает в «Красной Шапочке» — это повторы («пирожок несу да горшочек масла»), параллелизмы в вопросах Красной Шапочки и ответах переодетого бабушкой волка.
В других сказках Перро выступает на первый план романтическая история любви. Добро побеждает зло, и герой, пройдя через испытания, получает свою награду, — как в «Спящей красавице» или «Синей Бороде».
Имена героев в сказках Шарля Перро давно уже стали нарицательными. Истории Золушки или Синей Бороды, с различными вариациями, множество раз разыгрывались в мировой литературе.
ЖАН ЖАК РУССО (1712—1778)
Один из выдающихся энциклопедистов эпохи Просвещения во Франции, Руссо родился в Швейцарии, в Женеве. С десяти лет, оставшись без родителей, мальчик воспитывался у родственников. В детстве он много читал. В круг его чтения входила глав ным образом античная литература, в частности «Сравнительные жизнеописания» греческого автора Плутарха. Стремясь походить на античных героев, Жан Жак мужественно переносил физическую боль, несмотря на свое слабое здоровье.
Родственники отдали мальчика на обучение в граверную мастерскую. Но жестокое обращение с ним хозяина заставило его пойти на разрыв со своей родней. В 1728 году начинается пери од его скитаний. Средств к существованию не было, и Руссо был вынужден наняться в лакеи. Его природная доброта и любознательность помогали ему в жизни. Он много занимался самообразованием, познакомился с теорией музыки, научился играть на клавесине, сочинял дуэты и кантаты. Он изучил латинский и итальянский языки, и ему стали доступны в оригинале Вергилий, Петрарка, Тассо. Во французской литературе интерес юноши привлек прежде всего роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Руссо сам берется за сочинение стихов, поэм комедий. После скитаний по Швейцарии и Франции Руссо решает наконец отправиться в Париж, чтобы покорить своими талантами французскую столицу. Здесь он познакомился с философом Дени Дидро. Благодаря своему трудолюбию и непрерывному самообразованию, Руссо добивается успехов на дипломатическом поприще.
К этому времени он был уже хорошо известен как композитор и поэт, по праву занявший свое место среди французских энциклопедистов, так как статьи о музыке в «Энциклопедии» Дидро написаны Жан Жаком Руссо. Духом просветительской философии проникнуты и его трактаты: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и другие.
Эстетические взгляды Руссо сложились на том основании. что все настоящие образцы вкуса — в природе, и незачем ее исправлять. В XVIII веке, когда в светских кругах отвергалось все стихийное и естественное, Руссо открыл истинное чувство природы. Культ природы — стержень эстетики Руссо. Все природное и естественное — красиво. На принципах простоты и естественности покоятся и педагогические идеи французского просветителя.
Философско-педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» знакомит нас с воображаемым воспитанником и его учителем. Свое детство Эмиль, сирота, проводит в деревне, что благоприятствует физическому и душевному здоровью ребенка. Гуманное воспитание Руссо отличается чутким вниманием к задаткам ученика, развивает в нем охоту к ручному труду, хотя Эмиль — дворянского происхождения. Эмиль учится у самой природы, а роман Дефо о Робинзоне Крузо подсказывает ему, что усердным трудом можно прожить даже на необитаемом острове.
Воспитание ребенка — а Руссо уповает прежде всего на воспитание домашнее или воспитание со стороны природы — должно иметь свои ограничения для ученика: самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, пишет автор, — это приучить его ни в чем не встречать отказа. В то же время нельзя, по мнению Руссо, приказывать детям и вообще претендовать на какую-либо власть над ними. Не следует читать ребенку нотацию: он должен получать уроки из опыта, на практике. «Дайте детству созреть в детях», — эта мысль лейтмотивом проходит через все рассуждения Руссо о воспитательном процессе.
Строгость и снисхождение — вот две стороны одной и той же медали воспитания. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими по отношению ко всякому состоянию, всякому возрасту, во всем, что только не чуждо человеку! Разве есть какая-нибудь мудрость для вас вне человечности? Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту! Кто из вас не жалел подчас о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?»
Роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» — один из лучших романов XVIII века о любви, типичный образец литературной школы сентиментализма. Цельность и естественность любви Сен-Пре и Юлии встречают преграду в виде сословных предрассудков родителей девушки.
Огромное педагогическое значение имеет последняя книга Руссо — «Исповедь». Здесь картины его детства, юности и взросления, нравственный анализ его поступков, раздумья над превратностями судьбы.
Идеи Руссо оказали большое влияние на литературу, философию и социологию XIX века. Его чувство природы восхищало романтиков Франции, Англии, России: Виктора Гюго, Жорж Санд, Шелли, Байрона, В.Ф. Одоевского и других. Просветительские взгляды французского мыслителя существенно повлияли на мировоззрение его русских современников: Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина. Пушкин называл Руссо в «Евгении Онегине» защитником вольности и прав. Понятие Руссо о «естественном человеке», человеке сердца, было близко Льву Толстому.
В первой половине XIX века, с возникновением во французской литературе школы романтизма, начинается собирание образцов народного творчества. В 1830-е годы Жорж Санд собрала сказки провинции Берри, а Жерар де Нерваль — сказки провинции Валуа.
Французские романтики опоэтизировали сказку, превратив ее в полноправный жанр серьезной литературы.
Жорж Санд (1804—1876), известный романист, сама также писала сказки для детей на основе фольклорных мотивов, и ее «Историю истинного простофили по имени Грибуль» очень любил А.И. Герцен. Простофиля Грибуль сродни Иванушке-дурачку из русских народных сказок. У него все получается наоборот, но именно он приходит на помощь другим в нужную минуту. О подвигах и приключениях Грибуля и рассказывает писательница. Это романтическая сказка с прекрасными феями и злыми волшебниками, в которой армия шмелей сражается с армией птиц, где Грибуля спасает голубая стрекоза и где правит царица лугов — незабудка.
Вместе с развитием капитализма в XIX веке появились и новые социальные элементы в изображении детей: в художественной литературе выступают на первый план образы униженных и оскорбленных, картины детства, полного лишений и невзгод. Таковы маленькие герои известной эпопеи Виктора Гюго «Отверженные». И такой же обездоленный ребенок стоит в центре повести Мало «Без семьи».
Гектор Мало (1830—1907) остался в памяти последующих поколений автором одной книги. Его повесть «Без семьи» (1878) написана от лица мальчика Реми и подкупает искренностью и неподдельностью чувств. Реми-сирота скитается по чужим людям. Его друзья — пудель Капи, обезьянка Душка. В книге выведены самые различные персонажи: крестьяне, шахтеры, бродячие актеры, мошенники и проходимцы, бедные и богатые. Симпатии автора — на стороне простых людей, так как у богачей родственные отношения теряют всякое значение, когда появляется возможность разбогатеть еще больше. Так, Джеймс Миллиган, чтобы завладеть имуществом брата, хочет любой ценой избавиться от его наследников, то есть своих племянников. С этой целью он похищает одного из них - Реми. Однако мальчик, после всех страданий и злоключений, обретает наконец счастье и благополучие.
Жанр исторического романа, выдающимся представителем которого в середине XIX века был Александр Дюма, в равной степени остается интересен и взрослым, и детям. Вместе с тем вторая половина XIX века отмечена во французской литературе также появлением нового жанра — романа о путешествиях и приключениях, предназначенного для юношества. Это была эпоха великих путешествий, открытий и изобретений. Изучаются новые земли в Азии, Африке, Австралии. Героями новых романов становятся смелые, находчивые, мужественные и великодушные люди. Главными представителями приключенческой литературы во Франции были Габриэль Ферри, Гюстав Эмар, Луи Буссенар, Луи Жаколио. Особое место среди них занимает Жюль Верн, создатель жанра научной фантастики.
В 1911 году на русском языке было издано полное сорокатомное собрание сочинений Луи Буссенара (1847—1910). Сам писатель много путешествовал, был в Африке и Австралии и в основу своих романов положил личные впечатления и наблюдения. Буссенар был врачом в действующей армии во время франко-прусской войны 1870—1871 годов. Свою литературную деятельность он начал сотрудником парижского «Журнала путешествий». Его первые романы «Через Австралию» (1879) и «Путешествие парижского гамена вокруг света» (1880) принесли ему известность. В его знаменитом романе «Похитители бриллиантов» (1883) возникает тема колониализма в Южной Африке. Она же найдет свое отражение в книге «Капитан Сорвиголова»(1901). Это историческая повесть об англо-бурской войне и об отважных юных героях, которые проявляют симпатию к народу буров.
Примечательны романы и повести о путешествиях в глубь веков, познавательные произведения о каменном веке и доисторических людях, об их борьбе со стихиями природы, с хищниками, с враждебными племенами. Доисторическим временам посвящены повести Жозефа Рони-старшего «Борьба за огонь», «Пещерный лев», «Вамирэх (человек каменного века)», а также повесть Э. д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
ВИКТОР ГЮГО (1802—1885)
Личность Гюго была разносторонней. Это великий национальный поэт Франции, реформатор стиха, драматургии, публицист-патриот, мастер графики.
Он родился в Безапсоне в семье военного, и кочевая жизнь началась для него уже с рождения: его семья жила во Франции Испании, Италии. Крайним поэтическим опытам Гюго относятся стихотворные переводы римских поэтов Горация, Лукиана, Вергилия. В 1819—1821 годах Гюго выпускает журнал «Литературный консерватор», где, в частности, печатает свои оды. Первая книга стихов, «Оды», вышла в свет в 1822 году. В ней автор выражает свое резкое неприятие просветительской философии XVIII века и фигуры Наполеона. В духе новой романтической школы он прославляет эпоху средневековья и дореволюционную монархическую Францию.
Ранние романы Гюго — «Бюг Жаргаль», «Ган Исландец» — написаны в жанре романтической фантастики. А его сборник стихов «Восточные мотивы» ознаменовал собой победу романтизма во французской поэзии, тогда как драмы «Кромвель», «Марион Делорм», «Эрнани» стали зрелым воплощением романтических принципов драматургии.
Идеализация средневековья имела особое значение для романтиков: именно с этого времени, как писал Гюго, начинается новая эпоха — эпоха христианства как главной системы духовных ценностей. Христианство видит в человеке борьбу двух начал — земного и небесного, животного и божественного—начал тления и бессмертия, греха и праведности. Отсюда же происходят и эстетические принципы романтизма: изображение в искусстве контрастов, крайностей, прекрасного и безобразного. И средством для выражения служат романтическая ирония и гротеск.
Первый, наиболее значительный, роман Виктора Гюго — «Собор Парижской Богоматери» (1831). Как и в своих драмах, писатель обращается в нем к истории, изображая Париж конца XV века. Картины города, его главного собора, описание нравов эпохи у Гюго основываются на тщательном изучении исторического материала. Вместе с тем история переплетена в романе с легендой. Народные предания, сказки имели особое значение для писателей-романтиков. Произведение Гюго пронизано борьбой света и мрака, добра и зла, милосердия и жестокости, а его главные герои Эсмеральда и Квазимодо давно уже стали литературными типами. Гибель горбуна Квазимодо в конце романа воспринимается как торжество красоты духа вопреки телесному уродству.
«Собор Парижской Богоматери» отличается поэтичностью. Как поэт Гюго в ближайший период своей жизни много работает. Он выпускает четыре стихотворных сборника: «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса» и «Лучи и тени». Любовь, природа, детство —постоянные темы его лирики. Ребенок для поэта — воплощение вечной тайны жизни. И его не может оставить равнодушным зрелище обездолепного и беспризорного детства Поэтические сборники «Возмездие» и «Созерцания», а также драматургия и политическая публицистика Виктора Гюго имеют ярко выраженный критический характер, связанный с неприятием поэтом Луи Бонапарта и бонапартистского режима во Франции.
В богатейшем творческом наследии Гюго важное место занимает десятитомное издание романа-эпопеи «Отверженные», начавшее выходить с 1862 года. Французский народ увидел в зеркале этой грандиозной эпопеи свою историю и современность. Романы Гюго сплавляют в себе элементы приключенческого повествования, реалистического исследования жизни и нравов, лирической исповеди. В предисловии автор писал: «До тех пор, пока в силу законов общества и его нравов над человеком будет тяготеть проклятие, которое в эпоху расцвета цивилизации создает для него ад на земле и отягчает его судьбу, зависящую от Бога, пагубными усилиями людей; до тех пор, пока не будут разрешены три основные проблемы нашего века: угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества; до тех пор, пока в некоторых слоях общества будет существовать застой; иными словами и беря шире —до тех пор, пока на земле не перестанут царить нужда и невежество, — книги, подобные этой, будут, пожалуй, небесполезны».
Один из героев эпопеи, Жан Вальжан, является символом возрождения человечества, пробужденного от мрака жестокости и невежества светом любви и милосердия. Этот бывший каторжник становится в своей жизни почти святым. Он помогает нуждающейся Фантине, воспитывает ее дочь Козетту, спасает Мариуса, устраняет себя с пути приемной дочери, чтобы не мешать ее семейному счастью. Это образ истинного отца, бескорыстного и прощающего.
Кто не помнит с детства Козетту и Гавроша! В своей эпопее Гюго обессмертил этих маленьких героев Парижа. Сирота Козетта, живущая у злого трактирщика Тенардье, была всегда беззащитна перед пронизывающим студеным ветром беды, как пишет автор, и только с появлением Жана Вальжана она обрела защитника. Он был поддержкой ребенка, пишет Гюго, а ребенок был его точкой опоры.
Гаврош появляется в книге романа, которая называется «Париж, изучаемый по его атому». Это малая частица большого города, краса нации и ее недуг — так характеризует писатель парижских гаменов, забавных и несчастных, — беспризорных уличных мальчишек. «Будьте милосердны к несчастным!» — эту заповедь не устает повторять Гюго в своем романе. Гаврош — невинный ребенок, которого общество оттолкнуло от себя. Но недаром автор называет его «маленьким мальчиком с великой душой». Гаврош умирает от пули, собирая патроны для повстанцев. Жажда помочь другим, выручить из беды свойственна этому мальчику, которого так часто не выручали самого.
Позднее творчество Виктора Гюго отмечено прославлением труда, борьбы человека со стихией в романе о рыбаках «Труженики моря» (1866). Это своеобразная поэма о море, пластические и выразительные образы морской стихии и природы. Затем вновь последовал роман с исторической тематикой — «Человек, который смеется» (1869), действие его развертывается в Англии в конце XVII — начале XVIII века. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве, — это вновь символ страдающих и отверженных. За страшным лицом этого человека скрывается благородная и любящая душа.
Наконец, уроками Парижской Коммуны был порожден последний роман Гюго — «Девяносто третий год» (1874). Его можно назвать творческим завещанием писателя, последним взлетом его гения. Симпатия Гюго к разгромленным коммунарам была искренней и сострадающей в обстановке наступившей реакции, но метод их борьбы — революционный террор — был для него неприемлем. На историческом примере Французской революции конца XVIII века писатель высказывает свое отрицательное отношение к насилию.
В последний путь Виктора Гюго провожал весь Париж, скорбя о национальном поэте, который и по сей день принадлежит всему человечеству.
АЛЕКСАНДР ДЮМА (1802—1870)
Этот известный во всем мире писатель вошел в историю литературы как создатель увлекательных и динамичных сюжетов, благородных и отважных героев, захватывающих исторических романов, которые до сих пор с интересом читаются и взрослыми, и детьми.
Он родился в семье генерала наполеоновской армии. Дебютировал как драматург в конце 1820-х годов, творил в духе романтической школы и прежде всего Виктора Гюго. Успехи Дюма открыли романтической драме путь на французскую сцену: среди его популярных пьес были «Генрих III и его двор», «Антони», «Нельская башня», «Кин, или Гений и беспутство»и др. Кроме драматургических произведений, Александр Дюма пишет исторические очерки, критические статьи. Вскоре под влиянием изучения национальной истории у него возникает замысел воспроизвести эпохи XV—XIX веков в большом романном цикле. Начало ему было положено романом «Изабелла Баварская» (1835).
В период своего творческого расцвета Александр Дюма создавал произведения, получившие широкую известность во многих странах мира. Он писал исторические романы, фантастические и реалистические новеллы, драмы и комедии, путевые очерки и газетные статьи. И хотя в его творчестве преобладает историческая тематика, одно из самых знаменитых его произведений — роман «Граф Монте-Кристо» (1844—1845) — посвящено современности. Это классический образец жанра романа-фельетона (многие романы писателя сперва печатались в периодических изданиях, а затем выходили отдельными книгами): каждая глава содержит какой-нибудь яркий эпизод из жизни того или иного персонажа и удерживает интерес читателей, перекидывая мостик к следующему витку в развитии повествования.
Главное зло, преследующее человека, по мнению автора, — это деньги, власть золота. Работая над «Графом Монте-Кристо», Дюма одновременно начал публиковать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии, которая будет продолжена романами «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1845—1848). Могучее творческое воображение писателя рисует читателям широкое полотно жизни французского общества в XVII веке: политические интриги, народные движения, семейные нравы. На историческом фоне выпукло предстают фигуры кардинала Ришелье, Людовика XIII, Анны Австрийской и др. Но главное внимание читателей —как взрослых, так и подростков,—сосредоточено на жизни и подвигах отважных друзей-мушкетеров с их кодексом чести, великодушием, романтическими чувствами. Герои — д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис — стали олицетворением благородной мужской дружбы и завоевали сердца читателей во всем мире. Корпус мушкетеров, созданный в начале XVII века, собрал элиту дворянства и в боях проявил себя как храбрейшая часть войска.
Вся трилогия представляет собой авантюрно-исторические, приключенческие романы с увлекательной и стремительно развивающейся интригой. Подвиги д'Артаньяна и трех его друзей и поныне чтут в самой Франции — в Оше д'Артаньяну поставлен памятник.
Иной эпохе посвящена трилогия, включающая романы «Королева Марго» (1845), «Графиня Монсоро» (1846) и «Сорок пять» (1848): здесь изображены события второй половины XVI века, когда разворачивалась борьба Генриха Наваррского за французский престол. Описывая жизнь и приключения Генриха, автор показывает честолюбивые мечты короля Наварры стать правителем всей Франции. Его противостояние Екатерине Медичи лежит в основе сложной интриги, развивающейся в «Королеве Марго». Остальные части трилогии повествуют о королевской династии Валуа: читатели видят дворцовые интриги и заговоры, картину нравов эпохи, политические конфликты и историю трагической любви.
В 1847 году Александр Дюма основал Исторический театр, спектакли которого пользовались большим успехом у публики. В нем были показаны инсценировки романов «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Королева Марго».
Дюма совершил путешествие в Россию: в 1858—1859 годах он побывал в Петербурге, Москве, проплыл по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, через Баку добрался до Кавказа. Дома он написал серию очерков о русской истории и быте. Французский писатель восхищался русской культурой, упоминая имена Пушкина, Рылеева, Некрасова. В то же время сообщает он и о жестокой расправе с декабристами.
В 1860-е годы интерес Дюма как писателя и гражданина сосредоточился на Италии, где шла борьба за возрождение единого национального государства. Он хорошо знал Гарибальди, перевел на французский язык его мемуары и помогал итальянским патриотам. Роман Дюма «Сан-Феличе» рассказывает о бурных событиях в Неаполитанском королевстве в началеXIX века.
Александр Дюма не раз объяснял, что своими книгами он преследовал двоякую цель — поучать и занимать. Поучительны его исторические описания, изображение известных личностей, их поступков, занимательна интрига, живой, энергичный язык и приключения его героев. Д'Артаньян, который появляется на первых же страницах «Трех мушкетеров», — это юный восемнадцатилетний Дон Кихот. Таким представляет нам его автор, и романтическая жажда подвигов ради людей, идеалы юности — вот тот ореол, которым окружены большинство героев в исторических произведениях Дюма.
Одним из главных достоинств исторического повествования писатель считал беспристрастность, объективное изображение общественного строя эпохи и действующих лиц. Он писал в своих мемуарах, что сообщил Франции о пяти с половиной веках ее истории больше, чем любой историк. Именно столько веков проходит перед нами в творчестве Александра Дюма, доносящем до нас своеобразие и живой колорит той или иной эпохи во французской истории.
ЖЮЛЬ ВЕРН (1828—1905)
Одним из самых любимых писателей юношества до сих пор остается Жюль Верн. По мере выхода в свет книги французского писателя переводились на иностранные языки и распространялись по всему миру. Современники называли его всемирным путешественником, изобретателем без мастерской. Он —создатель жанра научной фантастики во французской литературе.
Его творческие замыслы были грандиозны: описать весь земной шар — природу разных климатических зон, животный и растительный мир, нравы и обычаи народов планеты. Но описать все это не как географ, а создать многотомную серию романов, которую он назвал «Необыкновенные путешествия». Эта серия включает в себя шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов.
Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» с 1862 по 1905 год, и издание всей серии растянулось почти на полвека. В его романах описываются кругосветные путешествия, страны Европы, Северная и Южная Америка, Африка, Азия, Австралия и Океания, Арктика и Антарктика. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» — их действие происходит на необитаемых островах. В других романах местом действия служат моря и океаны или даже межпланетное пространство.
В «Необыкновенных путешествиях» произошел замечательный сплав знаний в области географии, точных и технических наук, фантастики географической и инженерной. Герои Верна — изобретатели, инженеры, строители — преодолевают большие расстояния, создают новые виды машин, подводные и воздушные корабли, исследуют вулканы, глубины морей и океанов, открывают новые земли. Этот автор вошел в историю мировой литературы как зачинатель научной фантастики, часто основанной на научном предвидении. Но его романы — это еще и прекрасные образцы путешествий и приключений. В его книгах есть все, что может заинтересовать пытливый юношеский ум. Кроме того, им присущи жизнеутверждающий пафос и вера в творческие, преобразующие мир, силы человека.
Писатель вырос в семье адвоката в приморском городе Нанте и по семейной традиции собирался унаследовать контору отца. Но с детства мальчик мечтал о морских путешествиях, кораблях. Однако отец отправляет его учиться в парижскую Школу права. Любознательность юноши и его жажда знаний приводят к тому, что он посещает Национальную библиотеку, лекции, ученые диспуты, читает книги по географии, астрономии, навигации и пр.
Он начинает также писать комедии, драмы, сочиняет либретто, веря в свое писательское призвание и не пожелав вернуться в Наш, чтобы работать юристом.
В 1863 году он дебютировал романом «Пять недель на воздушном шаре». Успех этой книги превзошел все его ожидания. Это был настоящий роман о науке, в котором увлекательные приключения переплетаются с популяризацией научных знаний и гипотез. Уже в этом первом романе об Африке Жюль Верн предсказал местонахождение тогда еще не открытых истоков Нила.
Воздушную фантазию сменяет затем геологическая — «Путешествие к центру Земли» (1864), потом арктическая — «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864—1865) и космическая — «С Земли на Луну» (1865).
Одним из самых замечательных романов писателя по праву считаются «Дети капитана Гранта» (1868). Герои его отличаются чистотой души и целеустремленностью, они не знают лицемерия и предательства и верят в успех своего дела, а потому их отваге покоряются любые, самые трудные предприятия. В этой книге сильный приходит на помощь слабому, злодеи всегда разоблачаются, а дружба, пройдя через испытания, становится еще крепче.
Герои французского писателя всегда запоминаются. Это же можно сказать и о «Детях капитана Гранта». Долго помнятся юному читателю и рассеянный чудак-ученый Жак Паганель, которому свойственны серьезная преданность науке и неистребимое чувство юмора, и шотландский патриот Гленарван, отыскивающий своего свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Юные герои Жюля Верна также наделены сильным характером, который закаляется в борьбе с суровыми испытаниями. Они готовы пожертвовать собой и спасти от гибели своих друзей, как это делает Роберт Грант, когда навлекает на себя преследование стаи волков.
Благородным участникам экспедиции Гленарвана противопоставлен отщепенец Айртон, высаженный на необитаемый остров за совершенные злодеяния. Этот уединенный остров обозначен на современных географических картах как риф Мария-Тереза. Французы называли его Табором. На этом-то Таборе и жили новые Робинзоны — капитан Грант и его матросы, а потом здесь остался бывший боцман Айртон.
Эта же сюжетная линия продолжена в романах «Таинственный остров» и «Двадцать тысяч лье под водой». И таким образом, они вместе с «Детьми капитана Гранта» образуют отдельную трилогию в рамках серии «Необыкновенные путешествия».
На этих романах воспитывались многие поколения юных читателей. И хотя «Наутилус» капитана Немо или другие хитроумные жюльверновские машины уже устарели, так как наука шагнула далеко вперед, все равно остаются притягательными отвага и дерзания его по-прежнему молодых героев. По мотивам книг французского писателя снято много фильмов и поставлено спектаклей.
В своем благополучии герои Жюля Верна никогда не забывали прежних испытаний. «Все были счастливы... и жили так же дружно, как прежде. Но никогда не забывали они острова, который принял их, одиноких и бедных, и четыре года удовлетворял все их нужды, острова, от которого осталась только гранитная скала, омываемая волнами Тихого океана, — могила того, кто был капитаном Немо» — так кончается роман «Таинственный остров».
В нашем столетии во Франции дальнейшее развитие получает жанр литературной сказки. Многие современные писатели продолжают экспериментировать со сказочной структурой, создавая произведения как для взрослых, так и для детей. В жанре философской сказки, которая родственна притче и басне, признанным мастером остается Антуан де Сент-Экзюпери с его «Маленьким принцем».
Известный романист и драматург Марсель Эме (1902—1967) был также популярным сказочником, выпустив сборники «Колодезные лики» (1932), «Карлик» (1934), «Розовые сказки кота Мурлыки» (1963). Пародирование сказки происходит в творчестве А. Франса, Р. Кено. Множество сказок с фольклорными сюжетами написал Кристиан Пино (род. 1940): «Сказки неведомых времен» (1952), «Перышко и лосось» (1954), «Планета пропавших детей» (1960).
Творческое переосмысление традиционных сюжетов является еще одной приметой литературы XX века. С иной точки зрения взглянул на знаменитого героя Дефо Робинзона Крузо современный французский писатель Мишель Турнье (род.1924). Первый же его роман — «Пятница, или Тихоокеанский лимб» (1967) — получил широкое признание и был удостоен Большой премии Французской академии. Турнье много пишет для детей, и свой роман он переделал для детского чтения, озаглавив его «Пятница, или Жизнь дикаря» (1975).
Для Мишеля Турнье встреча Робинзона и Пятницы приобретает новое содержание. Пятница интересен как носитель иной культуры, как символ других отношений с миром и природой, чем те, которые приняты в Европе. Автора привлекает в первую очередь проблема обратного влияния. Пятница олицетворяет в его произведении само детство, с солнцем, ветром и светом. Любимая игрушка дикаря — воздушный змей. Робинзон, многому учась у Пятницы, был поражен суетностью и тщетой устремлений своих соотечественников, когда те чудом попадают на остров.
В ряде книг современных авторов, которые переводились на русский язык, предстает жизнь детей и подростков в период Второй мировой войны и оккупации Франции. Поль Берна в приключенческой детективной повести о детях парижских предместий изображает события послевоенного времени. В книге Колетт Вивье «Дом на улице Четырех Ветров» действие происходит в Париже в 1943 году. В этом доме живут разные люди, но все они — и взрослые, и дети — ненавидят оккупантов и мечтают о том времени, когда Франция вновь станет свободной.
К образам детей обращаются многие писатели современной Франции, специально не занимающиеся детской литературой. Их книги исполнены любви и сострадания к непростым детским судьбам. Известный писатель, классик XX века Ромен Гари (1914— 1980) написал в 1975 году нашумевший роман «Жизнь перед тобой», выпустив его под псевдонимом Эмиль Ажар. Это история, как писала французская критика, старой дамы и ребенка. Малыш-араб, прозванный Момо, и мадам Роза, представительница древней профессии, —главные герои романа. Роза воспитывает маленького сироту, но потом тяжело заболевает и лежит при смерти, а мальчик остается рядом до последнего ее вздоха. Критики назвали Момо младшим братом Гавроша из «Отверженных» Виктора Гюго. Образ Момо — это мальчик-сирота с добрым сердцем, и таков же юный герой «Шведских спичек» Робера Сабатье. Эту параллель проводит французский литературовед Жак Брен-нер, упоминая также и роман Жана Жионо «Смерть персонажа», где внук рассказывает о последних годах жизни любимой бабушки, которую он продолжал любить, несмотря на ее возрастающую физическую беспомощность. Все эти романы объединены общим мотивом — проявлением признательности и доброты со стороны детей к умирающим старикам.