ИВАН ВАЗОВ (1850—1921)

Вазов — классик болгарской литературы, поэт, прозаик и драматург. Происходил из патриархальной торговой семьи, но с ранних лет посвятил себя борьбе за освобождение родной страны от турок — “начал писать бунтарские песни”, как вспоминал он д. позже. Большая часть того, что он создал, вошла в золотой фонд детской литературы страны. Это стихотворные и прозаические произведения, исполненные горячей любви к порабощенной родине, воспевающие ее защитников — отважных гайдуков и самоотверженность их матерей и жен.

Не пожалеем ни крови, ни жизни,

Братья! Умрем, но поможем отчизне.

Мужеством, доблестью силы умножим,

Злого врага в нашу землю уложим.

Особенно популярны у читателей разного возраста роман Вазова “Под игом”, повесть “Отверженные”, рассказы “Болгарка”, “Идет ли?”, “Дед Йоцо смотрит”, “Негостеприимное село”, поэма “Эпопея забытых”. “Под игом” — первый в болгарской литературе роман и самое значительное произведение писателя. Влияние его на современников было огромно, ведь в нем говорилось о совсем недавних событиях в стране — о кульминационном этапе национально-освободительной борьбы болгар, об Апрельском восстании 1876 года. И сегодня это произведение Вазова читается с огромным интересом — столь много оно говорит сердцам его соотечественников, особенно юным. Им оказались близки романтическая приподнятость повествования, динамичная интрига, героические характеры действующих лиц, юмор. По словам самого Вазова, прототипы романа жили в его родном городе. Срисовывая ю с натуры, он стремился сохранить индивидуальность каждого, за печатлеть реальную жизнь. В то же время писателю удалось придать изображаемому типический характер. Действуют в романе и дети — их жизнь тесно связана с заботами и надеждами взрослых, с борьбой, горем и радостями старшего поколения.

Понять душу своего народа, познать его исторические корни, трагические судьбы помогают рассказы Вазова. В них он показал себя великолепным мастером малых жанров, сумел полно выразить любовь и симпатии к современникам, переживающим подлинные трагедии (“Придет ли?”), боль и скорбь по поводу забвения высоких идеалов свободы, обернувшимся новым унижением человека (“Болгарка”).

Еще в восьмидесятые годы прошлого века Вазов создал ряд небольших, исполненных с тонким поэтическим вкусом, детских стихотворных произведений. Они были изданы отдельной книжкой под заглавием “Стихотворения для маленьких детей”. И хотя поэт, замышляя свое творение, преследовал откровенно педагогические цели, здесь и в помине нет скучной, навязчивой назидательности. Теме учения посвящено лишь одно стихотворение — “Школа”, но и оно выполнено в форме оживленного диалога ребенка и его бабушки. В нем известная болгарская поговорка “кой то се учи, той ще сполучи” (“кто учит, тот все и получит”) возникает в конце как естественное завершение разговора. Мно гие стихи сборника посвящены природе родной страны, описа ник) ее городов, быту и труду людей. Поэт в первую очередь руководствовался своими глубокими патриотическими чувствами. поэтому даже в стихотворении “Пойманная птичка” явно просматривается гуманистический подтекст: нет жизни без свободы! А стихотворение “Я — маленький болгарин” носит откровенно патриотический характер. Ведь болгарин, утверждает автор, “сын земли своей прекрасной, сын геройского народа”.

ЧЕХИЯ

Чешская литература создавалась в IX—Х веках вначале на старославянском — первом литературном языке славян. Позже, с утверждением в стране католической религии, — на латыни. Своя собственная письменность возникла в стране к концу XIII века. Она начинает быстро развиваться, и у чехов появляется на родном языке лирика и проза, причем не только религиозного содержания. Следует отметить, что ни старославянский, ни латинский языки не были в Чехии общеупотребительными, разговорными, но ими в разной степени владели и представители народов соседних стран. Поэтому созданные на этих языках произведения становились достоянием культуры и других народов, в частности литературные памятники на старославянском, общие как для чехов, так и для словаков и других славян. Это и определило последующую близость литератур, причем не только языковую, но и художественную.

Как и в других славянских странах, в Чехии наряду с письменной литературой существовало развитое устное народное творчество. В небольшой стране тогда это была почти единственная возможность противостоять иноземному влиянию, выражать стремление к независимости. А письменная словесность лишь после ряда существенных преобразований стала в период гуситского движения (первая половина XV века) доступна народу. Возглавивший это движение Ян Гус (1371—1415) был также выдающимся реформатором и в области родного языка: его нововведения упорядочили правописание в соответствии со звуковым составом чешской речи. Однако во времена господства габсбургской династии, когда страна во многом потеряла свою государственную самостоятельность и духовную независимость, развитие чешской культуры явно замедлилось. Но и в этих условиях продолжалось утверждение идей гуманизма, увязываемых с сопротивлением насилию всякого рода — политическому, экономическому, культурному. Самой яркой личностью в духовной жизни народа в тот период был Ян Амос Коменский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: