Глава одиннадцатая. Масонство, эмиграция и Россия

МАСОНСТВО в ЭМИГРАЦИИ

Типичный масон Александровского времени Чацкий, герой комедии <Горе от ума> писателя-масона Грибоедова, после страстной борьбы со старой Москвой, которая, разумеется, вся сплошь, кроме Чацкого, состояла из взяточников, невежд, бурбонов. Скалозубов, Фамусовых, Молчалиных, в негодовании бросил историческую фразу:

Вон из Москвы. Сюда я больше не ездок!

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Карету мне, карету!

<Фармазонам> XX столетия кареты не подали, их выгнали из Москвы, и они пешком, в теплушках, в грязных трюмах чужих кораблей в поисках уголка для оскорбленного чувства рассеялись по всему свету. Реализовалась старая мечта!..

Отвергнув старую Москву - колыбель нашего религиозно-национального самосознания, наши масоны нашли приют в ложах Парижа, Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Белграда, Софии, Шанхая, Харбина и даже Египта. В результате 13-летней работы за границей, особенно во Франции, возникло несколько лож русских масонов. По сведениям Н. Свиткова о масонстве в русской эмиграции к 1 января 1932 года, по материалам, опубликованным в журнале <Двуглавый орел>, и другим данным, масонство в русской эмиграции на Западе имеет довольно широкое распространение. Ложа <Северная звезда>, основанная в 1924 году, мастер ложи -Авксентьев (председатель русского отделения Лиги защиты прав человека и гражданина).

<Свободная Россия>, основанная в 1931 толу, мастер Маргулиес. Обе ложи подчинены <Великому Востоку Франции>. <Астрея>, основанная в 1922 году, мастер князь В. Л. Вяземский. <Северное сияние>, основанная в 1924 году, мастер граф А. П. Бенигсен.

<Гермес>, основанная в 1924 году, мастер Н. В. Тесленко, почетный мастер В. Нагродский. <Прометей>, основанная в 1927 году, мастер С. Я. Зильберштейн. <Юпитер>, основанная в 1927 году. мастер А. В. Давыдов. <Аврора>, основанная в 1927 году, мастер ложи Е. А. Нагродская. Ложи <Северное сияние>, <Гермес>, <Прометей> и <Юпитер> подчинены Великой Ложе Франции, а ложа <Аврора>, принимающая в члены и женщин, подчинена французской ложе <Человеческий закон>. В Париже в 1927 году насчитывалось около 250 братьев русских масонов. Из них свыше 60 принадлежат к высшим градусам древнего и принятого Шотландского устава. 10 февраля 1927 года была открыта особая русская Консистория 32-го градуса, названная <Россия>. Около 100 русских, принадлежащих к ложам, находящимся в союзе с Великой Ложей Франции, рассеяны по разным частям Европейского континента. Несколько русских во Франции принадлежат также к ложам ортодоксальным, то есть признаваемым Великой Ложей Англии, к каковой категории ложи, подведомственные Великой Ложе Франции и <Великому Востоку Франции>, не относятся. Русские братья-масоны своей ревностной работой на пользу ордена получили признание и полное одобрение всего французского масонства. На собрании представителей всех лож (конвенте), образующих Великую Ложу Франции, в 1923 году, в следующих выражениях категорически характеризуется будущая миссия русских франкмасонов:

<Я должен напомнить, что русские, представителем которых мы имеем здесь брата Кузьмина-Караваева, приготовили под защитой нашего храма, с помощью Высшего Совета Великой Ложи Франции, большую ячейку - мать славянского масонства... Посетив их ложу, мы увидели людей, которые не являются простыми масонами, но которым предстоит стать вождями, способными, как только они вернутся в свою страну, быть создателями образцовой масонской организации. И мы гордимся сознанием, что мы были вдохновителями этого чудного движения, которое, быть может, внесет некоторый порядок и братство в больше измученную страну>. На том же собрании (конвенте) представитель русской масонской ложи в Париже <Полярная звезда> брат Кузьмин-Караваев, бывший русский генерал и профессор Военно-юридической академии, в своей речи заявил:

<Все мы, русские беженцы, - ваши ученики, мы учимся быть хорошими масонами, чтобы исполнить масонский девиз: "Свобода, Равенство и Братство">*.

* Официальный бюллетень Великой Ложи Франции, октябрь 1923 года. Журнал <Луч света>. Кн. 6. С. 28.

С каждым годом ряды <свободных каменщиков> и <строителей Храма Соломона> все больше и больше пополнялись нашими соотечественниками. Как указано выше, по данным Кружка русских масонов в Англии, к 1927 году в одном Париже насчитывалось 250 русских масонов. Свитков, который специально занимался работой о масонстве в русской эмиграции, на 1932 год насчитывает число русских масонов среди эмиграции за 350 человек.

Но эта цифра далеко не полна: в действительности русских масонов за рубежом гораздо больше. 10 февраля 1932 года в Париже создана копия старого русского масонства 32 степеней. Великим Мастером русского масонства является Кузьмин-Караваев. В Брюсселе с 1928 года существует ложа <Любовь>. В Берлине с 1922 года существовала специальная масонская ложа <Великий свет Севера>, получившая патент от прусской Великой Ложи <Трех глобусов>. Во главе этой ложи стоял мастер Елюхин, а потом петроградский присяжный поверенный Лаврентьев. Русские масоны, принадлежащие к английским ложам, находящимся в других странах, но признаваемым Великой Ложей Англии, объединены в литературный кружок, образованный в 1924 году и имеющий регулярные ежемесячные собрания в Лондоне, на которых обсуждаются и изучаются различные вопросы на масонские темы. Одним из результатов работы этого кружка является сборник <Заметки о масонстве>. В Югославии русские масоны, во главе которых стоит бывший посланника Белграде Штрандман, принадлежат к местным ложам <Побратим>. Здесь же существует масонская ложа <Максим Ковалевский>. В Финляндии существуют русские ложи в Выборге и Гельсингфорсе, основанные еще до великой войны. Отдельные русские масоны имеются также в скандинавских странах и в Америке. В Александрии в 1927 году образована особая русская ложа <Астрея> под юрисдикцией Великой Национальной Ложи Египта. На Востоке масонство имеет более слабое распространение. Русские масоны нашли приют главным образом в американских масонских ложах Пекина, Шанхая, Мукдена, Тяньцзиня, Гонконга, Харбина и т. д. Есть масоны и французского обряда, члены Лиги защиты прав человека и гражданина, представители академической группы, военные, банковские дельцы и т. д. В Шанхае и Харбине работают в отдельных организациях масоны-розенкрейцеры. В широком масштабе через русских ведет масонскую работу Христианский Союз Молодых Людей. В этом же направлении ведут работу теософы, антропософы, оккультисты и сектанты - методисты, адвентисты, пятидесятники и т. д.

К масонам принадлежат многие профессора, писатели, журналисты, лидеры политических групп, представители духовенства, военные, в среде которых особенно сильно культивируется масонство, и т. д. Многим могут показаться странными разговоры о нескольких стах русских масонов, об этой малой горсточке, которая среди двухмиллионной эмиграции представляется песчинкой. Ничего странного в этом нет. Событиями всегда руководит не большинство, а меньшинство, имеющее хорошую организацию. Сила и опасность масонства для русского дела заключается в том, что в его сетях находятся самые выдающиеся представители эмиграции. Масоны организованы, и им оказывается полная поддержка. Эту поддержку дает всемирный масонский союз, на обязанности которого лежит дать приют и позаботиться о своих братьях... Многие из русских масонов идут в ложи по нужде. Через масонов такие люди получают службу, денежную помощь, устраивают детей в школы и т. д. Но среди масонов есть такие, которые служат ордену не только <ради хлеба куска>, но и из идейных побуждений. К числу их относятся политики и властители душ молодого поколения, которые дают цель и форму эмигрантскому движению и обрабатывают эмиграцию в духе масонских принципов. Масонство стремится подчинить своему влиянию все сферы духовной жизни эмиграции: церковь, белую армию, науку, литературу, печать и подрастающие поколения.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ и МАСОНСТВО Главное внимание масонами было обращено на православную церковь, которую масонство стремится <реформировать>.

Во главе реформаторов и созидателей <новой> церкви стоят братья-софианцы, тесно связанные с учением масонов-розенкрейцеров. <Из них (розенкрейцеров), - пишет Нис, - выходили новаторы в области мысли; с их учением связывались смелые теории; официально правоверная наука зачастую даже резюмировала свое осуждение, обзывая розенкрейцером смелого мыслителя, отказавшегося склониться перед ее догматами. Здесь происходила битва между диалектикой и опытом, и последний должен был свергнуть с трона первую ради триумфа прогресса. Здесь же стали лицом к лицу религиозный фанатизм и терпимость. Розенкрейцеры заявляли притязание на общение с Богом через посредство природы>*.

* Э. Нис. Основные черты современного масонства. С. 35.

Розенкрейцеры существуют и работают не в рядах франкмасонов, а стоят значительно выше его. Если франкмасонство имеет главным образом задачу захвата политической власти в мире, то розенкрейцеры работают над захватом мозга человечества. Учение розенкрейцеров имеет своим источником древний гностицизм, через который они, подобно масонам, отыскивают своих духовных предков в глубинах языческих религий и в иудейской Каббале. С начала XX века розенкрейцеры оживляют свою деятельность. Около 1900 года Штейнер открывает свою розенкрейцерскую школу. В Германии лекции профессора Штейнера, который покинул в 1902 году теософическое общество, находя его недостаточно христианским для создания антропософического общества, были в некотором роде введением в систему розенкрейцеров. Штейнер <устраивает в антропософическом обществе внутренний кружок, называемый "франкмасонство", посвященные в который получают из его рук золотой крест с розой. "Крест, по учению розенкрейцеров, означал святость союза; роза была символом скромности; оба понятия вместе означали святую скромность> (Нис).

В период открытия деятельности Штейнера и открытия им школы в 1900 году образуется кружок софианцев под руководством М. С. Соловьева (брата философа), который развивает идеи Владимира Сергеевича Соловьева о Софии. Розенкрейцеры бросили в известную часть русского общества <семена розы> в виде учения о Софии. Они упали на плодородную почву. Соловьевский кружок был только началом. Очень быстро возникают и другие кружки, в которых происходят поиски Софии - премудрости Божией. <В кружках и между кружками, - пишет граф Граббе, - шли постоянные споры, хотя одно у них было общее - искание познания Софии как какого-то женственного начала. Только подходы к Софии были разные. Одни ограничивались суждением о ней с религиозно-философской стороны, исходя преимущественно из гностической системы древнего еретика Валентина, другие переносили Софию в область политики и социологи, видя проявления ее в революции. Одни в своем учении о Софии исходили из хотя бы извращенного, но христианства; другие непосредственно выводили его от Валентина и прочих гностиков. Эти разнообразные оттенки и вызывали бесконечные споры. Со смертью С. М. Соловьева, по словам Андрея Белого, "соловьевский кружок вдруг исчез: оборвалась и прекратилась связь людей, соединенных любовью к покойному", но "следы его теплились на воскресениях моих">*.

* Граф Ю. П. Граббе. Корни церковной смуты. Белград, 1927.

В 1903 году образовалось сплоченное софианское ядро - кружок <Аргонавтов>, собиравшийся у Белого. Этот кружок стал чем-то вроде центра для других объединений. Его посещали поэты из <Скорпиона> и <Грифа>, бывали там и теософы. В состав <Аргонавтов> входили люди различных направлений. Тут и люди. ищущие Софию в антропософии, и активные розенкрейцеры, и люди, приспосабливающие софианство к православию, и даже чистые сатанисты. О настроениях среди <Аргонавтов> весьма красочно повествует Белый.

<А. Белый, рассказывая о своем пребывании у Блоков и создавшейся у них ненормальной обстановке, говорит про себя: "Раз я не выдержал, вдруг за столом, при всех вместе сорвал с себя крест, бросив в траву; А. А. усмехнулся недоброй улыбкой". Однажды А. Белый, поднимая бокал, возгласил:

- Пью за свет! В. Я. Брюсов, усевшийся рядом со мной, вскочил как ужаленный; он, поднимая бокал, прогорланит:

- За тьму.

Под влиянием хаоса идей, поднимаемых "средами" (собрания у Вячеслава Иванова в С.-Петербурге), какие-то литераторы "восхотели мистерии и орхестры", составили хоровод и кололи какого-то литературного адвоката булавкой; выжав кровь, они распивали се с вином, называя это "Дионисовым действом">*.

Одновременно с московским кружком в довольно тесной связи с ним работали кружки в С.-Петербурге. Собирались у Мережковских, Минских, Сологуба и других. К числу членов этих кружков, по сведениям Белого, принадлежали Булгаков, Бердяев, Карташев, Перцев, Чулков. Философов, Ремизов и другие.

В Петербурге, как и в Москве, кружки объединяли людей различных направлений и оттенков:

от софианцев-христиан до сатанистов вроде Сологуба. В 1905 году переселился Вячеслав Иванов, несколько лет проведший за границей; он образовал свой собственный кружок, в который скоро переместился петербургский центр. На квартире Иванова, которую называли <башней> или <становищем>, образовалась своего рода штаб-квартира. Она была составлена из нескольких квартир, между которыми были пробиты стены, благодаря чему создалось помещение, в котором могло происходить несколько заседаний одновременно и всегда могли останавливаться приезжие.На почве всех этих исканий и откровений возникло Религиозно философское общество, являющееся родоначальником Религиознофилософской академии, открытой в 1922 году в Берлине и ныне имеющей свой центр во главе с профессором Бердяевым в Париже.

* Граф Ю. П. Граббе. Корки церковной смуты. С. 8.

В Петербурге во главе общества состояли: В. И. Иванов, у которого в <становище> заседал совет - Философов, Каблуков, Мережковский, Карташев и Столпнер. В совете Московского общества стояли Рачинский (председатель), Свснцнцкий, Булгаков, Эрн, Бердяев, князь Евгений Трубецкой и А. Белый. Религиозно-философское общество объединяло представителей самых различных течений софианской религиозно-философской мысли. Особенно это заметно в московском совете. Булгаков представлял наиболее церковное течение софианства, Белый – самое крайнее, Свенцицкий - чисто революционное течение. Он был инициатором и главой так называемого <Христианского братства борьбы>. После революции, при большевиках, в 1918 году, руководителем Религиозно-философского общества в Москве была открыта Вольная Академия духовной культуры. В ней к большей части прежде поименованных деятелей во главе с Бердяевым присоединились, например, профессора Франк Карсавин, Вышеславцев и другие. Коммунисты не препятствовали деятельности общества, и оно просуществовало почти пять лет. В 1922 году руководители общества in corpore были высланы за границу и немедленно открыли в Берлине Религиозно-философскую академию, центр которой впоследствии перешел в Париж. Интересно отметить: Розанов в то же время оставался в России и умер от голода. С Религиозно-философской академией тесно связано <Братство святой Софии, премудрости Божией>. Корни это братство имеет в России. Многие философы, работавшие в России в кружках над учением о Софии, вошли в братство и за границей. Братство построено по орденской системе. Сведения об уставе братства были опубликованы в виде выдержек из писем князя И. С. Трубецкого рассмотревшего его совместно с П. Н. Савицким" и П. П. Сувчинским, к о. С. Булгакову, предлагавшему ему вступить в братство. <Мы имеем дело, - пишет князь Трубецкой, - не с обычным типом православного братства, а с организацией, не имеющей прецедента в православной практике. Собственно, это скорее напоминает монашескую общину с разделением на монашеские степени и с возглавлением игуменом... Такая в немонастырская община, состоящая из мирян и духовенства, скорее заслуживала бы название ордена, чем братства>.

Братство св. Софии стоит как бы вне конкретной церковной организации, не прилегает к ней, а только прикасается к ней в отдельных пунктах. Вследствие этого братству приходится создавать свою особую иерархию, что является его самым бьющим в глаза отличительным признаком. Инстинкт <духовного главы> и трех степеней братьев, не существующий ни в одном нормальном православном братстве, логически вытекает из необходимости иметь свою иерархию. <Теоретически мыслимо положение, при котором епископ оказывается в духовном подчинении у иерея (как духовного главы братства), что канонически недопустимо.

Происходит какое-то установление эквивалентности, какое-то координирование двух иерархий: одной - канонической, другой -основанной, в сущности, на общественном мнении. Происходит внецерковное наделение людей, отмеченных общественным мнением, признаком духовного авторитета, тем более соблазнительное, что чиноприемы связаны с таинствами покаяния и причащения, придающими им видимость рукоположения. Таким образом, братство создает особую иерархию, и сосуществование этой особой, братской, иерархии с иерархией канонической создает совершенно недопустимое с православной точки зрения положение>*. <Для нас, - пишет князь Николай Сергеевич Трубецкой, - совершенно несомненно, что учреждение "Братства святой Софии" является попыткой пересадить на православную почву католический институт орденов... План укрепления, - пишет князь Н. С. Трубецкой, - православной дисциплины путем насаждения на православной почве чуждого ей по духу латинского института орденов - к цели не приведет. Даже более того, этот способ действий только еще более разрушает православную дисциплину. В сознании верующих интеллигентов подобные ордена не укрепят авторитета католической иерархии, а подменят этот авторитет авторитетом светских богословов и религиозных публицистов. Совершенно помимо воли учредителей "Братства св. Софии" это учреждение может привести многих к антиепископальному настроению, близкому к "Живой церкви">. <Братство св. Софии> развивает свое учение, которое представляет грозную опасность для православной веры.

Главные деятели софиан Булгаков, Бердяев, Карташев и Франк в своих, несомненно, талантливых произведениях высказывают противные православной вере мысли. Все эти философы прошли школу петербургских и московских кружков и принимали деятельное участие в кружке <Аргонавтов>. Бердяев и Булгаков были гостями на воскресеньях <Аргонавтов>, устраивавшихся Андреем Белым. За столом собирались до 25 человек, музыканили, спорили, читали стихи; по причине всегда одержимого Эллиса часто сдвигались столы и начинались танцы, пародии, импровизации...

* Граф Ю. П. Граббе. Корни церковной смуты.

Блок в своих талантливых стихах воспевал Люцифера. Булгаков, по сообщению Белого, принимал участие в 1904 году и последующих годах в <Христианском братстве борьбы>, которое занималось печатанием прокламаций с черным крестом к духовенству и войскам.

Бердяев, по воспоминаниям того же Белого и Розанова, был в числе тех лиц, которые в 1905 году были приглашены к поэту Минскому в его квартиру, в дом Полякова, на Английской набережной, <со специальной целью испытать причащение человеческой кровью>. <Кровь действительно была получена от укола еврея-музыканта и какой-то еврейки, разболтана в стакане и выпита всеми присутствующими> (Розанов). Крупнейшим по своему положению братом-софианцем является Карташев, приват-доцент Петербургской академии, покинувший ее из-за своего религиозного радикализма. Карташев был министром исповеданий в социалистическом кабинете Керенского, на Московском Соборе вел от имени правительства кампанию против восстановления патриаршества.

Братство плотной стеной окружило митрополита Евлогия утвердившего их устав, и энергично повело свою работу, стараясь захватить исключительное господствующее влияние в зарубежной церкви, надеясь подчинить ему впоследствии и церковь в России. Ряд братьев - протоиерей С. Булгаков, Карташев, Франк, Зеньковский, Флоровский, Бердяев, Вышеславцев - захватили преподавание в Богословском институте, в Сергиевском подворье и в Религиозно-философской академии.

На средства ИМКИ* братьями выпускаются религиозно-философские труды и журнал <Путь>, которые освещают религиозно церковные вопросы. <Смешанное чувство, - пишет князь М. Горчаков, - вызывают эти писания у немудрящего над религией, просто верующего читателя. Когда некоторые из этих авторов копаются в пережитом ими идолопоклонстве перед революцией, когда они бичуют обоготворение бездушной политики, без церковной культуры и без религиозной нравственности, - приемлешь это с радостью, а в душе развивается тепло от мысли, что вот и идолопоклонники революции обратились. Но параллельно с этим, по писаниям указанных светских богословов, ползет нить мыслей, которые больно ранят сердце русского христианина. Эти мысли надо вскрыть, о них надо IROMKO сказать, так как они содержат ложные зовы. А произносимые от имени христианства и православия, они могут соблазнять.

Пройду мимо многого в этих писаниях, лишь вскользь упомянув о нем. Насторожиться заставляет уже отсутствие того смирения, с которым должны были бы трактоваться подобные темы. Невыно сима и та велеречивость и вычура, с которой эти люди пишут о YMCA - Общество христианских молодых людей.

Боге и религии. Не христианская гордыня слышится в их возвеличении светского богословия и презрительном отношении к тому, что они, по дурной интеллигентской традиции, называют "официальным богословием">*.

Даже лучшие из этих писателей не чужды ложного мнения, граничащего с ересью. В своей прекрасной книге <Преподобный Серафим Саровский> В. Н. Ильин, например, пишет следующее:

<Христианская постановка вопроса о направлении, смысле и содержании временной жизни сводится у него, преподобного Серафима, к чеканно образной формуле:

"Выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары". Вся та сторона беседы с Н. А. Мотовиловым, которую можно назвать учительной (учение), есть не что иное, как ряд грандиозных и гениальных вариаций на эту тему, в своем нарастающем развитии заканчивающихся "свидетельством истины". "Учительство" переливается в "свидетельство" и само движется последним, как имманентным ему началом. Сама "беседа" есть дело того "Слова", о котором в ней идет речь. Для того чтобы охватить хорошенько столь простое, в действительности бездонно глубокое, понимание "выгадывания времени", обратимся к родственной идее Сен-Мартена (жил 1743-1803, значит, старший современник преподобного Серафима). Сущность се сводится к следующему. До грехопадения человека времени не было. Время есть результат первородного греха, оно необходимый спутник рождения и смерти. Но в то же время оно есть источник нашего восстановления, так как, не имея времени, чтобы искупить грех, наша гибель была бы вечною. "Одна из самых величественных и самых утешительных идей, какие только может человек себе представить, - это идея о том, что время есть только деньги вечности. Да, время есть только подразделенная вечность, и это-то должно сообщить человеку столько радости, столько мужества и надежды. В самом деле. можем ли мы жаловаться на то, что не обладаем более вечностью, если, дав нам деньги (то есть время), нам дали в то же время средство приобрести ее?">**.

В. Н. Ильин не говорит о том, что идеи Сен-Мартена имели непосредственное влияние на учение преподобного Серафима, но для соответствующего читателя становится ясным, что учение преп. Серафима ничего нового и оригинального не представляет и что его мысли и слова задолго были высказаны масоном Сен-Мартеном. Братья-софианцы захватили руководящее значение в Епархиальном Совете, и благодаря их интригам митрополит Евлогий порвал с Собором епископов.

* Князь М. X. Горчаков. Возбудители раскола. С. 14.

** В. Н. Ильин. Преподобный Серафим Саровский. М.. б/г. С. 136-137.

<Братству св. Софии> оказала самую энергичную поддержку газета <Возрождение> с бывшим редактором П. Б. Струве, который в этой газете вел церковный отдел и защищают разрушительную работу софианцев против Собора епископов. Эту же поддержку оказывали и газета <Последние новости> во главе с П. И. Милюковым, и даже <Дни> Керенского. Масон Струве. называвший в былое время святые мощи <куклой, набитой сеном>, масоны и открытые атеисты Милюков и Керенский воспылали ревностью о вере и выступили в качестве поборников <истинного христианства>. Проповедуя освобождение церкви от <Константиновской эпохи>, софианцы призывают православных стать на путь реформации, то есть полного переустройства церкви на совершенно новых основах.

<Они, - пишет граф Граббе, - учат, что церковное сознание в русской православной церкви было до сих пор подавлено, а потому и первой своей задачей ставят освобождение его от этой подавленности. С освобождением же подавленного церковного сознания, по их мнению, пред русскими церковными силами открывается выход к новому творчеству, к такого рода начинаниям, которые переступают грани простой реформы и возможны лишь "в виде реформации">*.

Работа масонов-софианцев, таким образом, привела:

1) к расколу русской православной церкви за рубежом;

2) к совращению в софианскую ересь православных и

3) к разложению православно-национального самосознания и угашению наших исторических идеалов.

* Граф Ю. П. Граббе. Корни церковной смуты.

В Окружном Послании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей с исчерпывающей полнотой изложены причины, приведшие к расколу русской зарубежной церкви, и указаны виновники этого дела. Вот содержание этого исторического документа:

<События из церковной жизни последнего времени убедили нас в том, что большинство православных русских людей совершенно не понимают сущности настоящей церковной смуты. Происходит это оттого, что все эти события воспринимаются в том освещении, которое дается им противной стороной и потому большею частью бывает односторонне, а иногда и совершенно неправильно. Данное обстоятельство вынуждает нас в понятной для gccx форме открыть истинную причину переживаемой церковной смуты.

Многократно и с особенной настойчивостью Митрополит Евлогий и его сторонники подчеркивают свою связь с Православной Церковью, находящейся в пределах России, духовным вождем которой признают Патриарха Тихона. Если бы все эти заявления делались с единственной целью засвидетельствовать свое неразрывное единство с Русской Православной Церковью, то мы могли бы только приветствовать их и радоваться им, так как сами мы и пребываем, и желаем пребывать в таковом же единении с Русской Православной Церковью. Но, к сожалению, мы убедились, что заявления эти делаются с другой целью. Прямо и косвенно верующим русским людям внушается ими мысль, будто мы не только не желаем пребывать в единении с Русской Православной Церковью, но даже желаем совершенно отделиться от нее. Против такого рода заявлений и внушений мы решительно возражаем и объявляем их недобросовестной на нас клеветой.

Не оспаривая действительных прав Митрополита Евлогия, мы не можем признать мнимых его прав, которые он приписывает себе путем произвольного толкования патриарших указов. Кроме указа Патриарха, коим Митрополит Евлогий утверждается управляющим Западно-Европейскими церквами, мы считаем для себя не менее обязательным и другой указ Патриарха, предписывающий во всех областях, лишенных возможности быть в непосредственной юрисдикции русской центральной власти, организовать церковную впасть на соборных началах. Указ этот имеет для нас сугубо важное значение, так как им признается наиболее целесообразной для настоящего смутного времени форма церковного управления, освященная авторитетом апостольской древности и Вселенских Соборов. События последнего времени вполне оправдали это мудрое распоряжение Патриарха о соборном управлении Церковью, так как с совершенной очевидностью убедили нас в том, что лишь при соборной форме церковного управления с наибольшим успехом может быть защищаема нами чистота православной веры и незыблемость канонического строя Церкви. Ставя мир Церкви превыше всего, мы долго мирились с незаконными превышениями власти со стороны Митрополита Бвлогия. Но вынуждены были наконец решительно выступить против них, когда убедились, что они угрожают и чистоте православной веры, и незыблемости канонического строя Православной Церкви. С великим прискорбием увидели мы, что Митрополит Евлогий стал явно покровительствовать модернизму - как в области христианского вероучения, так и в сфере церковной жизни. Основание высших богословских школ как рассадников высшего духовного посвящения доселе в Русской Церкви являлось правом и преимуществом высшей церковной власти. Богословский институт в Париже учрежден был Митрополитом Евлогием без ведома и благословения Заграничного Синода и Собора. Учрежден по программе, Синодом и Собором не одобренной, и с приглашением в качестве преподавателей лиц, IIAU высшего богословского образования не получивших, или таких, православие которых для Синода и Собора весьма сомнительно. Они учат, что церковное сознание в Русской Православной Церкви было до сих пор подавлено, а потому и первою задачей ставят освобождение его от этой подавленности. С освобождением же подавляемого церковного сознания, по их мнению, пред русскими церковными силами открывается выход к новому творчеству, к такого рода начинаниям, которые переступают грани простой реформы и возможны лишь "в виде реформации". Для этого в Церкви должно воскреснуть пророчество, этот внутренний источник подлинного обновления и новых откровений. В сущности, пророчество, по их словам, и теперь имеется. Но Церковь только проглядела, куда оно ушло, где Дух (Святый) живет. Воздухом пророчества сейчас дышит все человечество внецерковное и вне религиозной жизни. Церковь же обсскрылела под абсолютной властью священства и своего положения в истории не понимает. Сейчас без религии человечество перестраивает землю, создает новый мир и чувствует, что здесь с ним, в этом творческом порыве, в этой борьбе с разрушающими и растлевающими силами, в этих похоронах старого и зарождении нового порядка, присутствует какая-то благодать будущего, благодать новой жизни, благодать конца старого мира.

Воистину не дух истины говорит устами этих новых лжепророков, а тот дух лести, в котором св. Апостол предсказал, что в "последние времена отступят некоторые от веры. внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4, 1), ибо не дух истины, но только дух тьмы может призывать истинных чад Церкви к реформации, то есть к отступлению от истины, хранящейся в Церкви от времен Апостольских. Не довольствуясь этими общими призывами к реформации, они вводят и новые догматические учения. Одним из наиболее важных новшеств этого рода является их учение о "Софии". До сих пор, вместе с Апостолом Павлом и св. Отцами Церкви, мы знали лишь "Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных иудеев и еллинов - Христа, Божию силу и Божию премудрость (Софию)" (1 Кор. 1, 23-24).

Они же возвещают нам учение о Софии как о женственном начале в Боге. Иногда это женственное начало является у них особым существом, или Ипостасью, хотя и не единосущным Св. Троице, но и не совершенно чуждым Ей. А иногда - не Ипостасью, а только, как они выражаются, ипостасностью, которая, однако, способна ипостазироваться, то есть становиться Ипостасью. Причем в первом случае София является у них существом, превысшим Богоматери, от которой приемлет даже почитание, а в последнем она почти отождествляется с Богоматерью. Как видно, они сами не дают себе ясного отчета в своих собственных учениях. Но и в той и в другой форме учение это совершенно чуждо и Апостольскому преданию, и древле-святоотеческому учению. Стоит посмотреть только статьи журнала "Путь" (особенно № 5 и 6), некоторые из авторов коих преподают в Парижском Богословском институте, и отдельные их сочинения, чтобы убедиться в сказанном.

Нс так прияла, не так предала, скажем вместе со св. Афанасием, Божня Церковь. Не от отцов же заимствованное, а ныне только изобретенное может ли быть чем иным. а нс тем, о чем предсказал блаженным Павел: "В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстнтслям и учениям бесовским" (1 Тим. 4, 1). Все это видит и слышит Митрополит Евлогий, и он нс только не осудил этих реформаторов, не только не принимает никаких мер против нарождающегося в недрах Заграничной Русской Церкви модернизма, но даже избирает лиц. исповедующих эти убеждения, своими ближайшими сотрудниками и допускает их к обучению юношества, подготовляемого им в пастыри Православной Церкви. На Соборах неоднократно делали мы Митрополиту Евлогню предостережения об опасности для Церкви со стороны модернизма. Но он не обращал никакого внимания на все наши предостережения. А в довершение всего и совершенно отказался внимать голосу нашего братского предостережения, считая себя обязанным давать отчет в своих делах только перед Патриархом, как будто хранение чистоты веры составляет только долг Патриарха, а нс каждого епископа и даже верующего мирянина. При таких обстоятельствах наше молчание было бы не только непонятным, но и преступным, ибо епископам по преимуществу вверено служение Слову Божию. В осуществление этого высокого долга хранить чистоту веры Апостольской во всей неприкосновенности, избегая всякой нечестивой новизны, мы и призываем брата нашего Митрополита Евлогия еще раз прислушаться к голосу своих собратьев-епископов и обратить надлежащее внимание на их предостережение, дабы избегнуть ему и нам печальной необходимости суда над ним, помимо всего, и как над покровителем нечестивой новизны. "Как нам можно было молчать в то время, когда вера извращается, когда столько изменений в ней возникает? Или мы не предстанем пред Судилище Христово? Ужели мы можем оправдываться в неблаговременном молчании, мы, которые поставлены на то, чтобы говорить, что должно?" (Послание ск. Кирилла Александрииского к Несторию.)

№ 341

18/31 марта 1927 г. Председатель Архиерейского Синода митрополит Антоний

Члены Синода:

архиепископ Феофан, епископ Сергий, епископ Гаврил, епископ Гермоген, епископ Феофан, епископ Серафим... Карловцы>.

ХРИСТИАНСКИЙ союз молодых ЛЮДЕЙ Отрицательную роль в церковной смуте на Западе сыграл ХСМЛ. Он материально поддерживал софиан-розенкрейцеров по борьбе с <официальным православием>, то есть с истинной православной церковью.

Причина заключалась в том, что Собор епископов за границей во главе с митрополитом Антонием осудил это учреждение как масонское и антихристианское. Это осуждение последовало еще на первом Карловацком Соборе, и этого своего взгляда и до сего времени придерживается Собор епископов за границей.

В Окружном Послании от 15 августа 1932 года Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей говорится, что ХСМЛ -организация, сродная с масонством по духу и направлению, и находится с ним в тесной связи и зависимости.

ХСМЛ возник в 1878 году; в Женеве имеется постоянное бюро всемирного Союза с особым исполнительным комитетом. Ныне в нем более миллиона членов, а имущество Союза оценивается свыше 121 миллиона долларов. Средства Союза, по словам доктора Геккера, составляются из небольших членских взносов и из добровольных пожертвований многочисленных друзей Союза. Три миллиарда, конечно, членскими взносами нс соберешь! ХСМЛ проповедует Царствие Божие на этом свете:

<В его основателя (Вильямса) душе загорелось безграничное доброжелательство и христианская любовь ко всем людям без всякого исключения, к человеку вообще. Загорелась непоколебимая вера, что Царствие Божие должно осуществиться не иначе, как на этом свете> (Геккер).

В своем учении, что Царствие Божие должно осуществиться не иначе как на этом свете, ХСМЛ сам себя выдает антихристианской организацией. Основной христианский принцип, прямой завет Господа нашего Иисуса Христа, гласит: <Царство Мое не от мира сего. Ищите не царства земного, а Царства Небесного>. Проповедуемый же миссионизм ХСМЛ построен на обратном принципе - на взыскании царства земного. Это мессианизм еврейский, который заключается в том, что еврейский Мессия - это грядущий царь здесь, на земле, господствующий над всеми другими народами. Именно за противоречие их мессианскому идеалу иудеи распяли Иисуса Христа, Который учил: <Царство Мое нс от мира сего>.

Весьма загадочно, что Христианский союз, стремящийся возлюбить всех людей без исключения, не принял общехристианского знака - Святого Креста, а упорно зовет своих адептов под знамя красного опрокинутого треугольника, который есть общепринятый в символике и каббалистике знак дьявола и антибога.

Таким образом, по своим устремлениям к созданию исключительно царства земного и своему символу ХСМЛ организация не христианская вообще и, конечно, не православная в частности. <Под знаменем треугольника объединяются все общественные классы, все национальности и все религии>. Почему Христианский союз молодых людей, распространяя свою деятельность по всему миру, развернул знамя красного треугольника и на нашей родине? Идеям ХСМЛ Геккер дает такие обоснования. <В ней (России), - говорит он, - произошла и политическая, и социальная революция, столь громадная, какой еще не видывал свет. Такой переворот, разумеется, требует много жертв, много труда, много веры. Разрушив старое, надо ведь и созидать, и строить новое, а для этого нужны люди сильные и физически, и умственно. И мы убеждены, что программа деятельности Христианского союза молодых людей может во многом помочь воспитанию именно таких людей для новой России>. Эта обработка и идет. В Париже в ХСМЛ орудуют софианцы-розенкрейцеры, они захватывают мозг и душу человека и подготавливают <новую породу> людей в масонском духе. Интересно, что в местном Харбинском отделе также принимают участие розенкрейцеры. Работа местных розенкрейцеров отличается от парижских. Там, при поддержке ИМКИ (YMCA), ведется деятельная пропаганда <нового христианства>; здесь, в Харбине, к этому вопросу относятся безразлично. <Союз, - писал в 1927 году владыка Мефодий, - не ведет специальной пропаганды какого-либо определенного вероисповедания, но его идеология есть та же пропаганда равноценности всех вероисповеданий и полного вероисповедного или конфессионального безразличия. Юношество, входя в идейное общение с Союзом, нс может не подчиниться в той или иной мере идеологии Союза и нс воспитать в себе зачатков конфессионального безразличия; пользующийся благами Союза, в ситу простой деликатности, ставит себя в обязательство делать с своей стороны те или иные уступки идеологии Союза>*.

Христианский союз молодых людей - одно из мощных орудий всемирного масонства. Эмблема ХСМЛ получила за последнее время широкое распространение - все видели и видят этот красный треугольник, обращенный вершиной вниз. <Треугольник вместо креста, ложа вместо храма> - вот девиз этого Союза.

* Хлеб Небесный. 1927. № 4.

Об этом знаке Геккер, один из виднейших деятелей ХСМЛ, пишет в своей книге, озаглавленной <Под знаменем красного треугольника>, так:

<Треугольник... является символом социального прогресса... Под знаменем треугольника объединяются все общественные классы, все национальности и все религии... И надо отметить, что деятельность Христианского союза имеет хотя и косвенное, но все же громадное политическое и социальное значение, так как Союз борется за общечеловеческие идеалы и стремится сблизить и примирить людей всех национальностей. Красный треугольник является также и символом объединения и местных, и национальных, и международных отношений. Он своего рода прообраз будущего союза народов>.

ХСМЛ основан английским евреем Вильямсоном в 1844 году и имеет своей целью <улучшение религиозно-нравственного, интеллектуального, общественного и физического состояния молодых людей>. Поясняя эти слова, тот же Геккер пишет:

<ХСМЛ является хорошо организованной кооперацией молодых людей христианского, но не узкоцерковного направления... Союз не признает в своей среде вероисповедных различий, в его правление входят представители разных церквей. Это делает его организацией общехристианской и препятствует ей принять сектантский характер. <...>

Здание общества открыто для всех молодых людей, независимо от их религиозных убеждений... Конечной целью Союза является, разумеется, идея всемирного христианского объединения людей, не путем борьбы, догматов или подчинения народов какой-либо одной церкви, как пыталась это сделать Византийская церковь со времен Императора Константина или как это делает Римская иерархия вплоть до настоящего времени, а путем бескорыстного и всестороннего обслуживания человечества на почве развития религиозной веротерпимости>. Чтобы завуалировать свою истинную цель, американский ХСМЛ бросает фразу: <Союз не признает вероисповедных отличий, в его Правление входят представители разных церквей>.

Характерно старое отношение к ХСМЛ русского царского правительства. Геккер печалуется:

<Союз старался осуществить свою программу полностью, конечно, постольку, поскольку это было возможно при русском дореволюционном режиме. Одним из главных затруднений при основании общества явилось то обстоятельство, что правительство запретило обществу примкнуть к международному комитету и даже носить наименование ХСМЛ. Поэтому это общество получило название <Маяк>, и в его Правление вошли представители дореволюционной бюрократии и духовенства>.

После революции <Маяк> преобразовался, вступил в состав международного Союза и принял наименование ХСМЛ. Именно революция открыла Союзу широкое поле деятельности, и Союз стал проникать в среду солдат на фронте и в городах, благодаря деятельному сотрудничеству более 200 американских секретарей и большому количеству русских сотрудников.

Вот пример этой деятельности: ХСМЛ во Франции в 1918 году издавался журнал, называвшийся <Русский солдат-гражданин>. На обложке журнала красуется подзаголовок: <Издается при поддержке американского Христианского общества молодых людей - YMCA>. № 239 этого журнала от 11/24 июля 1918 года поместил нижеследующую статью, приводимую нами в выдержках.

<Смерть Николая Из России пришло известие: бывший царь, бывший самодержец, расстрелян в Екатеринбурге по постановлению местного Совета. В грохоте битвы, потрясающей весь мир, это известие прошло почти незалеченным. Газеты посвятили ему несколько строк. Кому и какое дело теперь до Николая? А всего полтора года тому назад он правил необъятной Россией. Его именем творились законы, а еще более беззакония. Его доброту благодеяния воспевали на разные лады придворные прихвостни, и не только в России, но и в других странах. Ибо люди, любящие царей, есть во всех странах. Не только в России любят холуйствовать и припадать к стопам Его Величества...

Умер Николай, когда-то сотнями и тысячами вешавший борцов за свободу... Самодержавие убивало здоровый патриотизм, ибо как может быть патриотом человек, который не знает, за что может любить родину? Николай был расстрелян без суда красноармейцами, расстрелян так, как когда-то по его приказу расстреливались крестьяне и рабочие. Но суд, великий суд - вся крестьянская и рабочая Россия, - давно осудила этого человека... Николай был не на своем месте. Поэтому его и выгнали. И зато теперь-то он на своем месте. Так исчез человек, царствование которого переполнило чашу страданий русского народа...>

Никаких комментариев этой гнусной, лживой статье не требуется. Еще в 1916 году среди русских военнопленных в Германии представителями ХСМЛ распространялся <Краткий молитвенник для православных воинов>. Всего в <Молитвеннике> помещено 20 молитв, из которых 6 (то сеть почти одна треть) сочинены кем-то с целью подорвать дух и развратить русских воинов. Искусною рукою вкраплены среди православных молитв молитвы <о вразумлении правящих нами>, <о бесплодности пролития невинной крови нашей>, <о томлении в окопах> вдали от <семей своих> и т. д. На страницах 39-40 <Молитвенника> читаем, наконец, такую молитву: <Господи Боже наш! Мы рабы Твои, верные заветам святого учителя нашего Иисуса Христа, возносим к Тебе, Отец наш Всемогущий, наши горячие упования о ниспослании мира. Верни нас, Боже, и всех сынов Твоих к родному краю и очагу. Ты, всемогущий Боже наш, укроти строптивый дух повелителей, толкнувших нас на ужасную битву, дай омыть руки наши, обагренные кровью неповинных братьев>, и т. д.

В 1919 году представители ХСМЛ в Омске обратились к Верховному Правителю адмиралу Колчаку с просьбой позволить им организовать <Армейский союз> среди воинов Сибирской армии. Были ими представлены планы, проекты, схемы их будущей работы. Предполагалось устраивать в тылу, среди армейских частей, митинги <для пропаганды общественных идей>, и ставилось только одно незначительное условие: <чтобы на этих собраниях не присутствовали офицеры и священники>.

Конечно, адмирал Колчак не мог дать разрешения на таких условиях, тем более что <разведка точно установила наличие работы по разложению тьма, ведомой ХСМЛ>. Во время отступления белой армии многие представители ХСМЛ оказались у большевиков на должности комиссаров. Так, некий Иттин Вивиан Азарьевич, еврей, игравший видную роль в Екатеринбургском ХСМЛ и вообще в <христианских> союзах Сибири, после большевистского переворота оказался комиссаром по отделению церкви от государства в городе Красноярске. И это нс единственный случай: <переводчики> и рядовые работники ХСМЛ заняли у большевиков ответственные посты. <Штаб-квартира Союза во Владивостоке своим видом ясно говорила всякому зрячему, что здесь работают военные специалисты, а не "христианские мальчики". Эти комнаты скорее напоминали архив военной разведки, чем квартиру культурной организации>*.

К тому же примерно периоду относится сообщение С. Н. Руднева <При вечерних огнях> - воспоминания, где на страницах 282-283 читаем:

<В начале октября 1919 года в Омске встретил я одного известного в Сибири большого деятеля, видного демократа, всегда бывшего близким к социалистическим кругам. Имени этого человека я назвать не хочу, так как он остался в Сибири и поныне играет немалую роль... Он был похож на пророка, который ходит среди заблудшего, гибнущего людского стада и стонет, ломая руки, стонет от боли, что нечем помочь, нечем спасти людей от гибели. Он говорил: посмотрите, кто руководит жизнью? Иностранцы, не русские!

Им претит всякий русский порядок. Их идеал: чем хуже в России, тем лучше у них. Посмотрите, кто на командных должностях, кто распоряжается нашей судьбой. Это все те, кто мстит за прошлое нам, русским... Посмотрите, кто среди военных миссий. У французов Свердлов - Пешков, еврей, у американцев в армии сплошь евреи. Американский Союз молодых людей - евреи. Всюду инородцы, ненавидящие Россию>.

Во время Белого движения ХСМЛ вел работу разложения в армии и в тылу. Теперь все его внимание обращено на молодежь.

Французская газета <Голуа> от 14 сентября 1927 года пишет:

<Миссис Робнизон обличает две известные протестантские организации: YMCA и YWCA (то есть Христианский союз молодых людей и Христианский союз молодых женщин), имеющие бесчисленные отделы по всему миру. Она доказывает, что эти отделы являются ярыми очагами революционного пацифизма. Она разоблачает летние колонии, организованные этими обществами, и говорит, что это "лечение коммунистическим воздухом и большевистской терапией">.

* Сеятель. 1923. № 53.

Доктор Сидней Стронг, руководитель всемирного ХСМЛ, писал в журнале <Юманите> в сентябре 1926 года: <...Социальные, экономические и политические идеи проникают, таким образом, в души молодых людей, собирающихся вокруг огней нашего лагеря...>

Каковы эти идеи, видно хотя бы из следующего: журнал ХСМЛ <Юный мир>, издающийся в Женеве под редакцией того же Строига, рекомендует изучать своим читателям (в возрасте от 10 до 16 лет) <пять великих людей XX века>, и в том числе Ленина.

Родная сестра этого доктора Стронга - одна из виднейших пропагандисток большевизма в Америке. О том, каковы лагеря ХСМЛ, пишет Герцберг, бывший в константинопольском лагере:

<Каникулы 1923 года я проводил в лагере YMCA на азиатском берегу. Пробыл я там две недели, с 1 по 14 августа. Вот что представлял собою этот лагерь, устроенный с воспитательной целью для детей всех национальностей, находящихся в Константинополе. В лагере находится главный руководитель-директор, кроме него были "лидеры" - в каждой палатке отдельно, и сверх того "лидером" и воспитанниками для решения текущих дел выбирались депутаты. Занятия по группам проводились в зависимости от языка, каким владели ученики. Групп было 3: турецкая, французская и английская. Я принадлежал ко второй. Нашим лидером являлся некий Бабок - русский еврей с ясно выраженными социалистическими идеями, который сочувствовал и коммунизму, оговариваясь, что коммунизм неправильно проведен в жизнь. Отношение к религии и Богу было критическим. Бог, по учению Бабока, нужен человеку постольку, поскольку человек не достиг развития, а когда человек достаточно разовьется и наука усовершенствуется - Бог утратит значение и человек от Него откажется. Все Императоры, по утверждению Бабока, были дегенераты. Отдельных стран, как Россия, Франция, Англия, по учению Бабока, быть не должно - земля предназначена для всех. Война - зло, от которого надо отрешиться всеми возможными способами. Офицеры нс должны вести солдат, и перед каждой войной должно спрашивать солдат, хотят ли они идти на войну или нет. Для такого опроса нужно устраивать солдатские митинги и образовывать комитеты. Офицеры - безнравственные убийцы, ведущие солдат на убой. Солдатам от войны никакого прока нет. Душа, по Бабоку, смертна, и собака имеет такую же душу. что и люди>*.

Таковы идеи, проповедуемые в учреждениях ХСМЛ.

* Двуглавый орел. № 24.

В 1927 году телеграфное от 27 марта сообщало о деятельности китайского ХСМЛ следующее:

<Тотчас по отбытии американского секретаря солдаты Шандуня обыскали помещение ХСМЛ в Цннаньфу и арестовали товарища председателя Чжан Ченту, а также двух китайцев - директоров отделов. Большое количество пропагандных материалов было найдено и конфисковано. В официальных кругах известно, что генерал Чжан Зучан получил неопровержимые доказательства, что служащие ХСМЛ находились в тайных сношениях с кантонцами и сообщали сведения о дисциплине и организации армии Шандуня. Это-то и привело к обыску. В то же самое время американский председатель шандуньского христианского колледжа покинул Цинаньфу, и колледж теперь под контролем китайцев-христиан. Американский флаг был спущен>. Корреспондент уже упоминавшейся нами газеты <Голуа> (1927. № 2) дает еще более интересные сведения:

<Бородин нашел себе прекрасных помощников в лице миссионеров ХСМЛ. Я поднял один из листков, которые эти миссионеры раздавали на улицах Кантона, и прочел: "Европейцы эксплуатируют вас и грабят вас несмотря на то, что они - ваши братья. Восстаньте, выгоните их вон, пролейте их кровь: этого хочет Бог!" ХСМЛ всюду является агентом коммунизма. Я видел его миссионеров за работой... когда они возмущали кули и студентов>. Агенты Союза по преимуществу проводят политику бойкота, организуют и возбуждают китайское общественное мнение против Японии. Под флагом ХСМЛ ведется американская военная и экономическая разведка. ХСМЛ ведет работу и по национальному разложению русской эмиграции. Под руководством Джона Мотта, главного и высшего деятеля ХСМЛ, и на средства этой организации в Западной Европе создан раскол русской православной церкви, учреждена духовная академия для подготовки еретиков, издается журнал <Путь> и литература, предназначенная разрушить старую церковь и создать <новую>, то есть масонскую, церковь.

В Харбине ХСМЛ во главе с секретарем-масоном Хейгом организует эмигрантскую молодежь и обрабатывает ее в антинациональном, антирусском направлении. На деньги эмиграции Союз создал гимназию, курсы иностранных языков, клуб деловых людей, курсы для шоферов и т. д., куда постепенно втяпываются представители разных слоев эмиграции. Под красным треугольником собирается слепая и послушная армия. Молодежь, соприкасаясь с людьми различных вер, невольно заражается чужими взглядами и воззрениями или впадает в индифферентизм и отходит от своей веры. Главная задача ХСМЛ - развращение национальной молодежи, угашение в юных душах православной веры, национализма и патриотизма и воспитание <новой породы людей> для будущего <всемирного масонского государства>.

БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ и МАСОНСТВО

К основному ядру софнанцев в целях <воспитания> <христианской молодежи> примкнули из-за денег или, как говорил Розанов, <из-за рюмочки похвалы> профессора, философы, педагоги, масонствующие генералы, самоопределившиеся в расколе и безбожии священники и даже митрополит русской православной церкви.

Обуреваемые нехристианской гордыней и купленные на чужие деньги, новые реформаторы повели подрывную работу, предавая свою мать православную церковь, отдавая се на смуты и внутреннее разложение. Церковная смута идет под флагом масонских принципов и имеет свои корни в масонстве.

Ничего нового в этом движении нет. Повторяется пройденное. Новые реформаторы проповедуют безграничную свободу совести, пытаются на место <старой>, <мертвой> церкви поставить <новую>, <живую> церковь, провести принцип отделения церкви от государства, уничтожить патриаршество в церковной жизни и царское самодержавие в государственной, доказать, что учение масонских пророков Бема, Сен-Мартена и т. д. равноценно учению Апостолов и св. Отцов и праведников св. православной церкви, воспитать новых богословов, которые должны составить мощное ядро и по возвращении в Россию захватить церковное управление и докончить ту реформу православной церкви, которая будет ее окончательным разрушением. Ошалелый от учености Булгаков, книги которого даже образованному человеку нужно читать со специальным словарем, православный Франк, Зеньковский, злобный и пылающий ненавистью к царскому самодержавию и апологет масонства Бердяев и т. д. выступают в качестве <единственных и истинных> исповедников и хранителей православия. Всех этих темных рыцарей объединяет ненависть к выдающемуся иерарху св. православной церкви, поборнику православия и твердому стоятелю за исконные русские идеалы Блаженнейшему Митрополит Антонию.

Мужественное выступление Блаженнейшего Антония против масонства и всех сродных ему организаций сначала объединило всю <темную рать> <антихристовых рабов> в открытых нападках на мужественного и честного иерарха, но когда из этого ничего не получилось. перешли к замалчиванию его выступлений и лицемерным поискам <примирения> и <объединения>. Православные нс могут поддаваться никаким соблазнам. Собор архиереев русской православной церкви и его глава Блаженнейший Митрополит Антоний указали нам, в чем кроется страшная опасность для православия и как мы должны поступать, чтобы сохранить в чистоте веру наших прадедов, дедов и отцов и защитить православную церковь от гонений всех темных сил мира. Окружное Послание архиереев Русской Православной Церкви за границей ко всем верным чадам русской православной церкви, в рассеянии сущим, от 15/28 августа 1932 года должно служить для нас руководящим наставлением.

Вот содержание этого воистину исторического документа, которого не поместила ни одна эмигрантская <национальная> газета и о котором решили за благо промолчать и новые реформаторы православной церкви.

Послание о масонстве. Возлюбленные. Не всякому духу верьте, но испытайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Ин. 4. 1. Если к какому-нибудь времени, то к нашему наиболее всего приложимы эти священные слова возлюбленного ученика Христова и тайнозрителя Иоанна. Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепророками. Мир оскудел "Духом Божиим", но очень богат "духом заблуждения". "Змий древний, который есть диавол и сатана" (Откр. 20, 2), насадил в сердцах людей множество всяких лжеучений, ересей и сект, которыми он прельщает слабых в вере и неискусных в ведении тайн Царства Божия, отвращая их от веры в Бога. в Церковь Христову, в бессмертие души, в загробную жизнь, в будущее воздаяние на суде Божием. Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. О нем мы намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру.

Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной государственностью, и особенно государственностью христианской. В этой интернациональной организации первое место по силе влияния и значению принадлежит еврейской нации, которой присуще богоборство со дня распятия Христа Спасителя. Иудаизм исторически связан с масонством самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и с мессианскими устремлениями к мировому владычеству. Масонство - непримиримый враг христианства. Оно поставляет своей целью разрушение Церкви, войну со всеми религиями, потрясение основ национальной христианской государственности и организацию революций во всем мире. Известный масон Вольтер некогда сказал: "Раздавим негодницу", то есть религию. Эта знаменитая фраза находит отклик свой в масонских кругах и по сей день.

В 1881 году бельгийский масон Флери писал:

"Долой распятого! Ты, который вот уже 18 веков держишь мир под Твоим ярмом! Твое царство кончено! Не нужен Бог!"

"Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуализм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли", - говорила в том же году учредительница Теософического общества Блаватская. "Атеист - один из самых славных титулов человечества, знак отличия мировых героев... мучеников... спасителей мира. Никакая философия, никакое богословие не несли миру ничего достойного в сравнении с благой вестью атеизма... честь же и слава этим передовым бойцам прогресса, этому почетному авангарду армии свободы. Честь и слава тому, кто в своем усердии о человеке забыл Бога>, - говорит теософка Анна Безант.

Видный масон 33-й, высшей степени заявил в 1912 году: "Вы чувствуете необходимость раз навсегда покончить с Церковью, со всеми Церквами... Пока мы этого не добьемся, мы не сможем ни продуктивно работать, ни построить что бы то ни было прочное>. В 1913 году масон Сикар де Плозол говорил: "Есть один мир, который мы не можем заключить, одно разоружение, на которое мы не можем согласиться, есть одна война, которую мы неустанно должны продолжать до победы или до смерти, это война против всегдашних врагов масонства и республики, врагов разума, науки и человеческой справедливости, и эти враги суть все догматы, все Церкви". Несколько позже, на общем конвенте, раздавались такие речи:

"Разрушим этот символ ужаса и мерзости, этот очаг мирового злодеяния и возобновим всегдашнюю нашу борьбу. Раздавим негодную". "Будем вести войну со всеми религиями, так как они настоящие враги человечества". Бельгийский масон Кок заявил на международном масонском конгрессе в Париже:

"То, что нам необходимо разрушить, - это религия, догматы", и далее: "Путем пропаганды и даже путем административных актов добьемся того, что сможем раздавить религию". Испанский масон-революционер Франциско Ферреро в своем катехизисе для светских школ пишет: "Бог - это лишь детская концепция, вызванная чувством страха". "Недостаточно победить влияние духовенства и лишить Церковь авторитета... Необходимо разрушить самую религию", - постановляет масонский Конгресс 1900 года. "Борьба между Церковью и масонством есть борьба не на жизнь, а на смерть", - заявил на этом конгрессе бельгийский Гроссмейстер.

Знаменательны следующие слова масонских деятелей: "Напомним, что христианство и масонство абсолютно непримиримы, настолько, что примкнуть к одному означает порвать с другим. В таком случае у масона долг одни - надо смело сойти на арену борьбы и сражаться". "Будем работать, будем прясть ловкими и осторожными руками тот саван, который покроет в один прекрасный день все религии, и тогда мы будем способствовать разрушению во всем мире клерикализма и суеверия, которое от него происходит", - говорит член конвента Великой Ложи Франции. Подобных выражений можно было бы привести еще сколько угодно, так как ни одно масонское собрание не обходится без выпадов против религии. Следует отметить, что масонство в своих ритуалах, посвящениях и символике носит ярко кощунственный характер. Так, например, ложа 18-й степени (Розенкрейцерская) украшена изображением Голгофы. На кресте изображена роза, над которой помещена таинственная еврейская надпись: «1. Н. Р. 1.» Заседание ложи открывается в тот час, когда раздралась надвое церковная завеса. Церемония заканчивается кощунственным воспроизведением Тайной Вечери. Некоторые масоны объявляют себя служителями сатаны. "Мы, масоны, - говорит альтмейстер Броклин ложи "Лессинг", - принадлежим к роду Люцифера... Треугольник взамен креста. Ложа вместо Церкви". Конечно, существование таких кощунственных ритуалов масоны скрывают, тем нс менее они имеют место на верхах некоторых масонских лож.

Если в тайной масонской программе на первом месте стоит борьба с религией, то на втором, бесспорно, значится борьба с государственностью христианской, исторически воплощенной в монархическом строе.

Масоны часто отрицают это, ссылаясь на особые статьи своего устава, "воспрещающие всякие дебаты по поводу действий гражданских властей и всякое масонское вмешательство в борьбу политических партий", но, как и многое другое, эти статьи устава масонских лож служат лишь для того, чтобы легче обманывать неосведомленных людей. Так, в заседании своем от 12 апреля 1884 года Великая Ложа Франции постановила: "Отменить за ненадобностью пункт конституции, по коему Великая Ложа отказывается от обсуждения политических вопросов", но в официальном бюллетене <Великого Востока Франции> за 1886 год мы читаем: "Одно время существовало не столько правило, сколько простая формальность заявлять, что масонство не занимается ни вопросами религии, ни политикой. Под давлением полицейских предписаний мы были вынуждены скрывать то, что является нашей единственной задачей". Тем не менее в официальных статутах статья устава, воспрещающая вмешательство в политику, сохранена. Из этого можно видеть, насколько можно доверять официальным статутам масонских лож. Ряд авторитетных историков свидетельствует, что во всех революциях XVIII, XIX, а также и нашего века масонство принимало самое живое участие н имело очень большое влияние.

Масонские издания и по сей день поддерживают это и даже гордятся этим. Не раз они отмечали, что революционный девиз "Свобода. Равенство, Братство" искони является девизом масонства. Масон и каббалист Папюс утверждает, что "революции суть применение конституций масонских лож к обществу". Русскую революцию 1905 года один масонский журнал приветствовал словами: "Все республиканцы, и в особенности масоны, должны выразить самые горячие пожелания скорейшего триумфа русской революции". Но это в прошлом. А что же масоны говорят в настоящем? В 1923 году на одном из собраний ложи города Анже было сказано:

"Масонство, которое играло первенствующую роль в 1789 году, должно быть готово выставить кадры для революции, всегда возможной".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow