Драма в эстетике Гегеля

Представление об основах коллизии как о не достигнутом духовном благе человека; начало неприятия «наличного бытия». Коллизия и конфликт. Реализация коллизии в драматическом действии, доведение коллизии до степени конфликта как прерогатива драмы. Конфликт как основа действия и важнейшая грань художественно постигаемого бытия. Разрешение коллизии путем «борьбы противоположностей». Конфликт как нечто преходящее и принципиально разрешимое в пределах данной индивидуальной ситуации.

Драматическое действие в эстетике Гегеля. Утверждение «героического состояния мира» в качестве общей почвы трагического действия. Единое действие, основанное на противоборстве героев, как универсальная норма драматического творчества. Возникновение действия не «из внешних обстоятельств, а из внутренней воли и характера», «из внутренних намерений и целей». Действие как «исполненная», «осуществленная воля», являющаяся «чем-то осознанным как в отношении своего возникновения и исходного начала внутри самого себя, так и в отношении своего заключительного результата». Драматический процесс как «преобладание инициативных действий героев, сталкивающихся между собой», как «постоянное движение вперед к конечной катастрофе». Нежелательность эпизодических сцен, не продвигающих действие вперед, противоречащих характеру драмы.

«Свободная воля» как одна из фундаментальных проблем гегелевской теории драмы. Соотношение свободной воли индивида и «всеобщей» воли (воля «для себя», «разумная воля»). Воля, стремящаяся «сделать мир тем, чем он должен быть» соответственно требованиям Мирового Духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: