– «Человечество прогрессирует; и люди, одержимые стремлением ко злу и неуместные среди людей добрых, мало-помалу исчезнут, как дурное зерно отделяется от хорошего в процессе просеивания; но они исчезнут с тем, чтобы родиться вновь в иной оболочке, и так как у них будет опыт, они уже лучше будут понимать добро и зло. Пример тому ты имеешь в растениях и животных, искусство для совершенствования коих человек открыл и у которых он развивает новые свойства. Так вот! усовершенствованность становится полной лишь после многих поколений. Это образ, символизирующий множественность различных существований человека.»
Дуэль
Может ли дуэль рассматриваться как законная защита?
– «Нет, это лишь убийство и безобразный обычай, достойный варваров. При цивилизации более продвинутой и более нравственной человек поймёт, что дуэль настолько же нелепа, как и поединки, которые некогда рассматривали как суд Божий.»
Может ли дуэль рассматриваться как убийство со стороны того, кто, зная собственную слабость, почти уверен в том, что погибнет?
|
|
– «Это самоубийство.»
– А когда шансы равны, то убийство это или самоубийство?
– «И то, и другое.»
Примечание. Во всех случаях, даже в том, когда шансы равны, дуэлянт виновен прежде всего потому, что он холодно и по трезвому размышлению покушается на жизнь ближнего; во-вторых, потому что он подвергает собственную жизнь опасности бесполезно и безо всякого толку для кого-либо.
Какова значимость того, что называется «делом чести» в вопросе дуэли?
– «Гордыня и тщеславие – две язвы человечества.»
– Но разве нет таких случаев, когда честь действительно оказывается затронутой и когда отказ от дуэли был бы трусостью?
– «Это зависит от нравов и обычаев; у каждой страны и у каждого века свой взгляд на это; когда люди улучшатся и продвинутся в нравственности, они поймут, что истинное дело чести находится поверх земных страстей и что, отнюдь не убивая кого-то или позволяя убить себя, исправляются ошибки.»
Примечание. Гораздо более величия и подлинной чести в том, чтобы признать себя виновным, когда не прав, или простить, когда прав; чтобы презирать оскорбления, кои не могут и не должны нас задевать. 62
Смертная казнь