Эластичность спроса или предложения - это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.
Эластичность спроса по доходу измеряет степень реакции товарного спроса на изменение доходов потребителей.
Таким образом, коэффициент эластичности здесь равен:
КЭ = [% изменения спроса]: [% изменения дохода].
Если, скажем, при росте дохода на 8% спрос на автомобили увеличился на 24%, то эластичность спроса по доходу на эти товары окажется равной трём (КЭ = 3): рост спроса втрое обогнал рост дохода.
На товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышаются доходы населения, повышается и спрос. К примеру, получая больше доходов, люди начинают больше путешествовать за рубеж.
Что касается товаров низшей категории (хлеб, картофель, маргарин, поездки на общественном транспорте, подержанные товары и пр.), то здесь возможны изменения дохода и спроса во взаимообратных направлениях. Так, скажем, увеличение доходов потребителей может вызвать падение спроса на дешёвые креплёные вина, поскольку больше людей станет предпочитать им натуральные, относительно менее вредные напитки.
|
|
Знание эластичности спроса по доходу тоже имеет практическое значение. Оно позволяет определять перспективы развития тех или иных отраслей экономики, прогнозируя расширение одних и неизбежное сокращение других. К примеру, производство пишущих и швейных машинок неотвратимо уходит в прошлое, а персональных компьютеров -резко поднимается вверх.
Эластичность предложения и ее главные факторы.
Рассуждения о ценовой эластичности спроса во многом применимы и к эластичности предложения, которая измеряет степень реакции поставщиков товаров (производителей, продавцов) на изменение цен.
Так, предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.
Эластичность предложения в первую очередь определяют такие важные факторы, как наличие резерва производственных мощностей,уровень товарных запасов и ) количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен. В частности, очевидно, что, чем больше свободных мощностей, запасов продукции и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.
Особенно велика роль фактора времени в аграрном секторе (то есть в сельском хозяйстве: от лат. agrarius - земельный) с его объективной "неповоротливостью". В большинстве случаев здесь требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен. С другой стороны, подчас нельзя и уменьшить предложение при снижении цен, если оно касается уже выращенных скоропортящихся продуктов.