Понятие эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения и ее главные факторы

Эластичность спроса или предложения - это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.

Эластичность спроса по доходу измеряет степень реакции товарного спроса на изменение доходов потребителей.

Таким образом, коэффициент эластичности здесь равен:

КЭ = [% изменения спроса]: [% изменения дохода].

Если, скажем, при росте дохода на 8% спрос на автомобили увеличился на 24%, то эластичность спроса по доходу на эти товары окажется равной трём (КЭ = 3): рост спроса втрое обогнал рост дохода.

На товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышаются доходы населения, повышается и спрос. К примеру, получая больше доходов, люди начинают больше путешествовать за рубеж.

Что касается товаров низшей категории (хлеб, картофель, маргарин, поездки на общественном транспорте, подержанные товары и пр.), то здесь возможны изменения дохода и спроса во взаимообратных направлениях. Так, скажем, увеличение доходов потребителей может вызвать падение спроса на дешёвые креплёные вина, поскольку больше людей станет предпочитать им натуральные, относительно менее вредные напитки.

Знание эластичности спроса по доходу тоже имеет практическое значение. Оно позволяет определять перспективы развития тех или иных отраслей экономики, прогнозируя расширение одних и неизбежное сокращение других. К примеру, производство пишущих и швейных машинок неотвратимо уходит в прошлое, а персональных компьютеров -резко поднимается вверх.

Эластичность предложения и ее главные факторы.

Рассуждения о ценовой эластичности спроса во многом применимы и к эластичности предложения, которая измеряет степень реакции поставщиков товаров (производителей, продавцов) на изменение цен.

Так, предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.

Эластичность предложения в первую очередь определяют такие важные факторы, как наличие резерва производственных мощностей,уровень товарных запасов и ) количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен. В частности, очевидно, что, чем больше свободных мощностей, запасов продукции и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.

Особенно велика роль фактора времени в аграрном секторе (то есть в сельском хозяйстве: от лат. agrarius - земельный) с его объективной "неповоротливостью". В большинстве случаев здесь требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен. С другой стороны, подчас нельзя и уменьшить предложение при снижении цен, если оно касается уже выращенных скоропортящихся продуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow