Понятие «Спрос», его отличие от величины спроса. Закон спроса и кривая спроса на графике; неценовые факторы рыночного спроса и особенность графического отражения их действия

Спрос – желание и возможность потребителя купить продукт или услуги в определенное время. Спрос представляет собой платежеспособную потребность в определенных товарах, он измеряется тем количеством продукции, которую потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течении заданного срока.

Основным определяющим его фактором является цена товара.

Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведёт, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос.

Шкала спроса (табл.5.3) и построенный на её данных график спроса (рис.5.11) показывают зависимость между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции.

С1- при столь высокой цене (5 д.е.) данный товар доступен лишь небольшому кругу потребителей и потому его продажа ограничивается 10 т.е. (товарными единицами) в неделю.

Остальные точки на кривой спроса – С2, С3, С4 и C5 - демонстрируют последовательное изменение величин спроса: по мере снижения цены спрос увеличивается, так как товар становится по карману всё более широкому кругу потребителей.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие {неценовые) факторы. К основным из них можно отнести следующие шесть:

Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение.

Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.

Изменение доходов потребителей действует несколько сложнее. В отношении большинства товаров (которые называют • товарами высшей категории) рост реальных доходов населения означает увеличение спроса, и наоборот (рис.5.13). В то же время при достижении определённого (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.Так, скажем, хлеб и картофель могут потеснить более питательные и/или более полезные продукты (мясо, сыры, творог, фрукты,овощи); услуги общественного транспорта могут заменить поездки на собственном автомобиле и т.п. Спрос на подобные заменяемые товары (их называют w товарами низшей категории - хлеб, картофель, колбаса, гамбургеры) изменяется противоположно: с ростом доходов людей он сокращается, а с уменьшением доходов растёт.

У фактора д о х о д а есть ещё одна тонкость: реальные доходы (или покупательная способность потребителей) могут увеличиваться не только за счёт роста самих денежных доходов (зарплаты, прибыли, дивидендов, процентов или благодаря уменьшению налогов), но и за счёт снижения цен. Возьмём условный пример.* Денежный доход потребителя - 200 д.е., цена товара - 10 д.е. Следовательно, данного товара, он сможет приобрести 20 единиц. Теперь, если цена товара снизится до 5 д.е., то прежние 20 его единиц обойдутся потребителю уже лишь в 100 д.е. Его покупательная способность возрастёт, и образовавшиеся "лишние" деньги (100д.е.) могут быть потрачены на дополнительные покупки данного или других товаров. Такое увеличение реального дохода и спроса потребителей за счёт снижения товарных цен называют эффектом дохода.

Изменение иен на сопряжённые товары. Сопряжёнными называют два вида товаров (рис.5.14). Так, взаимозаменяемые товары это пары или группы продуктов, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей.

Взаимодополняющие товары представляют собой "неразлучные" товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно.

Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый - ожидание Я повышения цен или доходов. Оно побудит потребителей увеличить свои покупки. Так, неурожай кофе в Бразилии вызовет опасение роста цен на этот продукт в будущем, что подстегнёт текущий спрос на него. Второй вариант, напротив, предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос. Часть людей скорее всего воздержится от покупки компьютера, если узнает, что его цена вот-вот упадёт.

Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос. В связи с этим ряд западных экономистов (сторонников маржинализма) полагает, что потребление подчиняется так называемому закону убывающей предельной полезности товара

Полезность вещи (товара) вообще - это её способность удовлетворять ту или иную потребность людей.

Предельная полезность - это то удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. Другими словами, предельная полезность есть полезность последней из купленных единиц.

Так вот, закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного приобретаемого продукта уменьшается.

Маржинализм( от англ., франц. marginal - крайний, предельный — от лат. marginal(is) - находящийся на краю чего-либо)- это тот самый методологический принцип в экономическом анализе, который основан на использовании предельных величин, таких, как предельный продукт, предельная производительность, предельная полезность, предельные издержки и др.

Цель маржинальных анализов - математически точно определить условия, при которых в процессе расширения производства и потребления благ производители получают максимальную прибыль, а потребители - максимальную пользу.

Воздействие на спрос ценового и неценовых факторов на графике отражается по-разному:

Изменение величины спроса под влиянием цены выглядит как переход с одной точки постоянной кривой на другую (скажем, с точки С2 на С3 нашей прежней кривой КС-1).

В отличие от этого изменение в спросе, которое вызвано неценовыми факторами, проявляется в смещении (сдвиге) всей кривой влево (при падении спроса) или вправо

(при его росте). Иначе говоря, в данном случае на том же графическом поле

образуются новые линии спроса. Так происходит потому, что спрос на товар здесь изменяется в целом, то есть при всех уровнях цены.

Вернёмся к рис.5.15. Новая линия КС-2 показывает, что, скажем, возросшие доходы потребителей увеличили спрос на наш условный товар как при цене в 1 д.е., так и при ценах в 2, 3, 4 и 5 д.е. Сдвиг же первоначальной кривой КС-1 в позицию линии КС-3 отражает общее уменьшение спроса, скажем, из-за потери популярности товара у потребителей.

Графические изменения величины спроса выражаются в изменении по кривой спроса.

-Движение по кривой спроса происходит,когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены, то говорят, что изменился (объем) величина спроса.

- Движение самой кривой спроса происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов- в этом случае говорят об изменении спроса.

-Если потребители захотят купить большее количество товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо.

-Желание приобрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево.

Таким образом:

-движение по кривой спроса и изменение объема спроса происходят под влиянием цены товара.

-движение самой кривой спроса и изменение спроса происходят под влиянием неценовых факторов.

Понятие «Предложение», его отличие от величины предложения. Закон предложения и его кривая на графике; неценовые факторы рыночного предложения и особенности графического отражения их действия.

Предложение - количество товаров, реализуемое производителем на рынке.

В рыночном предложении определяющий фактор- цена.

Воздействие цены на предложение (в отличие от спроса) является прямым, а не обратным.

Закон предложения заключается в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно растёт и величина предложения, так как растущие цены на товары и услуги заинтересовывают производителей (продавцов) в расширении производства и продажи продукции. И наоборот, падение рыночных цен сокращает товарное предложение.

Такая прямая зависимость предложения от цены тоже может быть проиллюстрирована

графически.

Шкала предложения и соответствующий ей график предложения показывают, какое количество нашего условного товара будет предъявлено к продаже при разных уровнях цен.

П1- наименьшая величина предложения, при самой низкой цене

П5 -максимальная величина предложения, когда цена наиболее высока.

Неценовые факторы рыночного предложения:

Изменение цен на ресурсы. К примеру, снижение цен на семена пшеницы и соответствующие удобрения уменьшит затраты на производство этого вида зерна, сделав его более выгодным. В результате предложение пшеницы на зерновом рынке возрастет.

Аналогично этому действует и изменение технологий. Скажем, технологическое совершенствование выращивания той же пшеницы также снижает её себестоимость и побуждает фермеров увеличивать своё предложение этой продукции.

В том же ряду стоит и следующий, третий фактор- изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение сокращает предложение продукции.

Субсидии же считаются как бы «налогом наоборот» и, следовательно, сокращают издержки, стимулируя увеличение предложения. Так, именно государственное субсидирование (финансовая поддержка) фермеров в Западной Европе и США позволяет примерно сохранять сложившийся там уровень предложения их продукции.

Фактор изменение цен на другие товары способен повлиять на предложение иданного продукта. Возьмём, к примеру, снижение цен опять на ту же пшеницу: оно может подтолкнуть фермеров к переключению, допустим, на производство гречихи (ставшее относительно более выгодным), и предложение последней возрастет.

Ещё более значимы в сельском хозяйстве погодные условия - от них напрямую зависят сборы урожаев с полей. Так, неблагоприятная погода во многих районах России в 1998-1999 годах привела к резкому сокращению предложения отечественного зерна.

Наконец, действие последнего фактора изменение числа производителей - можно заметить «невооруженным глазом». Например, достаточно было открыться многим сотням мини-пекарен в наших российских городах и поселках, как предложение хлебокондитерских изделий значительно расширилось и возросло.

Подобно ситуации со спросом неценовые факторы и здесь действуют иначе, чем фактор цены, изменяя предложение в целом.

- В случае сокращения предложения, кривая предложения на графике сдвигается влево (КП-3)

-В случае роста предложения, кривая на графике сдвигается вправо (КП-2)

Таким образом, спрос и предложение товаров на рынке находятся «под обстрелом» множества различных факторов, главный из которых- всё же цена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow