Понятие эластичности спроса и предложения, коэффициент эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее влияние на общую выручку от продажи продукции

Эластичность спроса или предложения - это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.

Поскольку главный из этих факторов - цена, то обратимся именно к ценовой эластичности спроса и предложения.

Она измеряет степень реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени потребительский спрос условно делят на два вида: эластичный и неэластичный. В частности, эластичным называют такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара. И наоборот, когда изменение спроса происходит в меньшей степени, чем изменение цены, имеет место неэластичный спрос.

Численно ценовую эластичность спроса определяют по такой формуле:

КЭ = [% изменения спроса]: [ % изменения цены],

где КЭ - коэффициент эластичности.

Если в ответ на 10-процентный рост цены товара спрос на него упал лишь на 2%, то

КЭ = 0,2 (2:10). Это меньше единицы и определяет неэластичный спрос.

Если же при том же росте цены (на 10%) спрос на товар снизился, скажем, на 25%, то здесь КЭ = 2,5 (25:10). Это уже больше единицы и характеризует более чуткий эластичный спрос.

Ситуация, при которой изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равными (КЭ = 1), называется единичной эластичностью.

Нулевая эластичность- это абсолютно неэластичный спрос. При любом изменении цены спрос остается постоянным (кол-во покупаемого товара не изменяется).

Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жильё, энергоресурсы). Люди не могут обходиться без них, поэтому, скажем, подорожание этих товаров не ведёт к существенному сокращению их потребления.

С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и отказаться.

Особый вид реакции рыночного спроса представляет так называемая перекрёстная эластичность. Это ценовая эластичность спроса на сопряжённые товары. Она показывает, как реагирует спрос на один из таких товаров в ответ на изменения цен у других сопряжённых товаров.

При этом, связь между ценой на один сопряжённый товар и спросом на другой у взаимозаменяемых продуктов прямая (к примеру, рост цены сливочного масла увеличит спрос на маргарин), а у взаимодополняющих - обратная (рост цены, скажем, фотоаппаратов снизит спрос на фотоплёнку).

Ценовая эластичность спроса и ее влияние на общую выручку

При изменении цены перекрестная эластичность по-разному сказывается на общей выручке от продажи продукции.

Рассмотрим, как влияют рост или снижение цен на выручку в ситуациях эластичного и неэластичного спроса. Так, при эластичном спросе, когда реакция последнего на изменение стоимости единицы продукции значительна, снижение цены ведёт к росту общей выручки предприятия. Почему? Потому что удешевление товара стимулирует его покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объёма продаж перекрывает потери от снижения цены.

Приведём для наглядности условный пример. Он показывает, что при снижении цены с первоначального уровня в 5 д.е. до уровня 4-х д.е. потеря выручки в расчёте на прежний объём проданной продукции составила 2000 д.е. Но подешевевший товар вместе с тем привлёк к себе дополнительных покупателей, и это обеспечило выигрыш, равный 4000 д.е. В итоге выигрыш перекрыл потерю вдвое- на 2000д.е., что и составило прирост общей выручки.

В обратном случае (когда цена увеличивается) картина иная. В Условиях эластичного спроса рост цены ведёт к уменьшению общей выручки, так как выигрыш от повышения цены оказывается меньшим, чем потеря выручки, связанная с одновременным сокращением продаж. Таким образом, если спрос эластичен, то цена и выручка изменяются в противоположных направлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: