Теории познания связаны с политическими теориями; примером этого может служить связь между геометрической рациональностью и концепцией публичного пространства как подчиняющегося изономии (равенству перед законом) у греков, к которой мы еще не раз вернемся. Но отмеченная связь ничего не говорит нам о реальной обоснованности политической теории или теории науки. Речь идет не о том, чтобы выяснить, является ли эпистемология следствием особых политических условий, что в определенном смысле всегда может считаться верным, а скорее о том, как отнестись к тому, что то или иное направление эпистемологии порождает ту или иную политическую ориентацию. Возьмем четыре примера: освобождение субъекта от груза авторитета у Декарта, связь между эс-сенциализмом, историцизмом и тоталитаризмом у Поппера, защита релятивизма Леви-Стросом, догадки разума у Мишеля Фуко.