Платон обосновывает возникновение общественной жизни и городов-государств с меньшей категоричностью, чем Аристотель. Человек Платона или, точнее, в данном случае Протагора, есть животное, обладающее потребностями; чтобы удовлетворять их, он тяготеет к общественной жизни, но перед угрозой разрушения группы вынужден построить для нее город. Можно считать, что (относительная) хрупкость человеческой социальности приводит к усилению роли политического руководства (другой диалог о социологии Платона см.: гл. VI, с. 159; гл. VII, с. 215).
Софист Протагор в одноименном диалоге Платона излагает миф о происхождении человеческого рода. При создании видов живых существ Зевс поручил двум братьям, Эпиметею и Прометею, распределить между ними качества, необходимые для выживания; придерживаясь простых правил экологии, Эпиметей, которому Прометей предоставил свободу действий, одним дает силу, другим — скорость, а маленьких животных наделяет норами либо крыльями. Каждый вид получает оружие, например рога, или защиту, например раковину. Так возникает равновесие между видами животных. Но когда Прометей проверил проделан-
|
|
Человек — политическое животное
ную работу, то увидел, что Эпиметей ничем не наделил человека: из всех животных он один остался голым, безоружным, без орудий труда. Чтобы помочь людям выжить, Прометей крадет огонь у Гефеста и ловкость у Афины. Как мы отмечали выше (гл. II, с. 24), человек сможет теперь удовлетворять свои потребности не с помощью инстинктов, которые создают лишь врожденные навыки, а с помощью институтов, с помощью ухищрений, отвечающих требованиям выживания. Изобретательность становится природой человека.
Входит ли в эту природу политика? Нет. Прометей смог дать людям средства, необходимые для жизни, но политика ускользнула от него. Она была в ведении самого Зевса и была спрятана в акрополе, который охраняли грозные стражи. Искусство богов, политика не была передана людям вместе с другими средствами выживания. Но если политика не стала даром Прометея, то как же она появилась? Получив ресурсы, необходимые для существования, люди стали поклоняться богам, которые «допустили» их к участию в своей судьбе. Затем появляются членораздельная речь, а также различные технические средства. Но люди оставались разобщенными: они не жили в городах и оказались даже слабее животных, так как, не владея искусством политики и одной из ее составляющих — искусством войны, не могли справиться с ними. (О связи войны и политики см. гл. VII.) Люди иногда собирались вместе, но им не удавалось жить сообща, они снова расходились и гибли. Поэтому Зевс, желая спасти людей, послал Гермеса передать им стыд (aido) и правду (dike), чтобы существовали в «городах гармония и связи, порождающие дружбу». Следовательно, политика отнюдь не первична в становлении человечества, а есть более поздний дар богов, сделанный ими потому, что другие общественные связи были недостаточны, для собирания людей в города (и предоставления им тем самым средств выживания). Ни религия, ни язык, ни труд недостаточны, чтобы обеспечить существование прочных общественных связей. Для воцарения дружбы (которую следут понимать здесь как противоположность враждебности), позволяющей преодолеть разобщенность, город должен руководствоваться принципами взаимности и уважения друг к другу. Искусство политики выступает не столько как техника руководства, сколько как искусство выстраивания общественных отношений. Необходимость политики для выживания человечества подчеркивается твердым решением Зевса избавиться от тех, кто не способен приобщиться к стыду и правде: Гермес получает приказ убивать таких людей. Жизненно важный характер политики придает ей, таким образом, некий священный смысл.
|
|
Кстати, из такого происхождения и предназначения политики Протагор выводит свое обоснование деятельности институтов, таких, например, какие существовали в Афинах и гарантировали всем гражданам политические права. Для того чтобы город, цель которого — преодоление разобщенности, мог существовать, в отличие от специальных знаний (архитектура или медицина), все должны быть приобщены «к политическому достоинству» (т. е. иметь возможность высказывать свое мнение относительно стыда и правды). Итак, политическое искусство — это искусство, позволяющее обеспечить примат единства над разобщенностью, единственного над множественным. Но Протагор не делает из этого вывод, что политика должна быть дел ом одного-единственного человека, напротив, онадолж-
ЧАСТЬ I. Институт политики
на быть общим делом. Пусть все имеют возможность вмешиваться в дела города, пусть множественное заботится о единственном — таково его требование. Прота-гор считает, что это необходимое каждому качество — политическое достоинство — в силу своего характера привносится в природу человека, который первоначально был его лишен, и что, не будучи врожденным, оно может быть приобретено благодаря обучению. Следовательно, в политической мысли софистов, в том виде как ее излагает Протагор, мы находим одновременно утверждение относительно жизненно важного характера политических связей, утверждение относительно вторичной природы этих связей, ведущее к теориям общественного договора, и утверждение, согласно которому политическое достоинство может передаваться посредством воспитания, что противостоит элитистским теориям, приписывающим политическую компетентность индивидам, наделенным особыми качествами наследственного характера.