Следуя гипотезе целостного структурирования общества на основе способа разрушения и учитывая допущенные при этом многочисленные упрощения, логично утверждать, что история греческого полиса является отражением изменений в военном деле. Способ разрушения характеризуется определенным типом вооружений и возможностью их присвоения той или иной социальной группой
См.: Weber M. Economic et societe. Chap. XVI, V.
ЧАСТЬ III. Артикуляции политики
(экономическая собственность на оружие и умение им пользоваться не одно и то же). Конечно, о правомерности применения выражения «способ разрушения» можно спорить, поскольку войны ведутся также и ради приобретения богатства. Война — от грабительских набегов до колониальных завоеваний — нередко является для государства средством увеличения экономической мощи, а для элиты общества — средством умножения богатства, как мы это видели на примере Афин. Но производство, даже если порой оно служит целью или функцией войны, не является ее определяющей чертой: война направлена на уничтожение врага или на его подчинение под угрозой уничтожения. Ружье, используемое в грабительской войне, позволяет захватить добычу, но оно тем не менее не тождественно охотничьему оружию. Лук воина лишь по форме сродни луку охотника.
Предположим, что владение определенными типами средств разрушения предполагает определенные политические отношения. Если, по словам Маркса, эпоха водяной мельницы была эпохой сюзеренов и вассалов, а эпоха паровой машины — эпохой капиталистов и пролетариев, то мы вправе заключить, что лошади и всаднику соответствует аристократия, луку и стреле — пехотинец и демократия, а атомному оружию — личная власть, президентская или авторитарная. Если политическая организация ставит солдат в привилегированное положение в силу той политической роли, которой она их наделяет, допустимо предположить, что изменения в способе разрушения повлекут за собой преобразования в структурах власти. Именно это, по мнению Вебера, и происходит в греческом полисе. Он считает, что между древнегреческими полисами и итальянскими городами эпохи Возрождения имеется существенное различие: в первых гражданство определяется военными интересами, во вторых — корпоративной принадлежностью. Такой специфический статус афинского гражданина объясняется отведенной войне ролью, и, в порядке обратной связи — рискнем назвать ее диалектической, — место гражданина в жизни полиса, судя по всему, во многом определяется ролью войны в хозяйственной деятельности.
Проследим историю Древней Греции по вехам «гоплитской революции», которая, как представляется, положила конец аристократической системе. Это нетрудно сделать на основе упрощенной схемы, в которой тип способа разрушения (тип средств разрушения и формы присвоения) соотносится с политической системой.






