Балийская религия является одной из черт этого общества, которое показывает, учитывая распространение культа Шивы, что, какой бы крепкой ни была сплоченность социального целого в культуре этого типа, оно не сконцентрировано полностью на самом себе, а участвует в других комплексах как в религиозном, так и в экономическом и политическом плане. Не возвращаясь ко всем возможным аргументам, можно показать, что понятие «этноса» как общества, тождественного самому себе, служит чем-то вроде политического аргумента, который создает реальность, ресурс, общий для многих понятий общественных наук, но здесь особенно эффективный в плане мобилизации, которая тем более действенна, что участвующие в ней субъекты связывают свою личную идентичность с идентификацией группы, в которой они проходят испытания на принадлежность к ней, в воображаемом слиянии, где все происходит так, будто именно группа обеспечивает им идентичность (см. гл. VII, с. 183—190).