Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины
1. Культура России: Проблемы, подходы и периодизация. Становление науки о культуре в России и россики в мировой науке (лекция / СРС) – 4 ч / 4 ч. Понятие культуры. Российская культура. Основные понятия и категории. Дискуссии о культурном процессе и «инакости» в России. Россия и русские земли как часть мировой цивилизации. Проблема культурных контактов и заимствований в истории России. Идеальное письмо (каноны, храм, икона, книга). Хронотоп (время и исторические представления, география и пространственные представления). Общественные связи (церемониал, идеология, символика, социальные роли). Культурная демография (жизнь и смерть, любовь и гендерные отношения, повседневная культура и гигиена, продолжительность жизни и возрастные роли). Периодизация истории культуры России. Антикварное направление в изучении культуры. Историко-критические методы первой половины XIX в. Русская культура в спорах западников и славянофилов. Позитивизм в изучении древнерусской культуры. Открытия конца XIX – начала XX в. в архивном деле, антропологии, исторической географии, искусствоведении. Советская научная традиции в изучении культуры России. Русь, Россия и СССР в исследованиях российского зарубежья. Современные проблемы исследования культуры России. Проблемы периодизации истории культуры древности, средневековья и нового времени в России. Характерные черты «древней» и «новой» культуры. Изменение в системе взаимоотношений: личность - общество - государство. Смена типов мышления в истории культуры. Рождение научно-дискурсивного мышления. Ориентация русской культуры на будущее; представления о социальном и культурном прогрессе; культура как поток инноваций. Человек в системе новой культуры. Усложнение структуры культуры в новое время. Специализированные формы культуры. Особенности работы с источниками по истории культуры второй половины XVII – начала XX вв.
2. Древнерусское язычество как культурная проблема (лекция / СРС) – 2 ч / 2 ч. Магические культуры. Религиозно-мифологические представления древних народов. Понятие «язычество» как концептцализация мифологических представлений. Истоки изучения славянской религиозности. «Слово некоего христолюбца», «Слово святого Григория», «История Польши» Я. Длугоша, Записки о Московии С. Герберштейна, Густынская летопись, религия древних славян в науке Просвещения. Споры об индоевропейском, славянском и русском язычестве в науке XIX – начала XX в. Отношение к язычникам в древней Руси. Периодизации язычества. Источники по истории славянской религиозности и проблемы их изучения. Языческая реформа Владимира Святославича. Язычество в восточном христианстве. Языческие восстания XI в. Язычество как православный конструкт в XIV–XVII вв. Христианизация и традиционные народы Российской империи. Неоязычество и его отношение к древнерусской культуре. «Велесова книга» как памятник неоязычества. Мифология, язычество, двоеверие, народная религиозность: соотношение понятий в современной науке.
3. Древнерусское христианство (X–XIV вв.) (лекция / СРС) – 2 ч / 2 ч. Древнерусское христианство: проблемы исследования. Христианская реформа Владимира Святославича. Церковная иерархия. Рецепция канонической традиции. Особенности христианской конфессии к моменту принятия христианства на Руси. Храм, икона, книга в канонической традиции. Причастность к храму. Приход и приходская жизнь. Большая и малая эсхатология. Проблемы эсхатологии и сотериологии в средневековой Руси. Ожидание Страшного Суда. Эстетика и религиозно-социальная семантика храма. Храм и общественная жизнь. Община верных и регулирование семейной жизни. Покаянная дисциплина. Церковные конфликты. Проблема распространения христианства в истории России.
4. Представления об обществе в русской средневековой культуре (семинар / СРС) – 4 ч. / 4 ч.
5. Имперский универсализм Московского царства (XV–XVI вв.) (лекция / СРС) – 2 ч. / 2 ч. Имперский идеал в Римской империи, Византии и средневековой Европе. Обряд поставления на княжеский и великокняжеский стол, венчание на царство. Княжеский, великокняжеский, царский титулы в русских княжествах X–XV вв. Монголы и легитимность власти в русских землях. Распад монгольских улусов. Падение Византии. Подчинение русских земель московкому великому князю. Единство церкви и светской власти. Полемики о каноне в книжности, храмовом строительстве, иконописи. Нестяжатели и иосифляне. Борьба против ересей. Реформы митрополита Макария, Избранной рады в области культуры. Влияние Опричнины и Ливонской войны на культуру России. Становление автокефалии, патриаршества в Российском государстве. Публицистика. Идея церковной унии в XV–XVI вв. Проблема культурного наследия Московского царства.
6. Святость и общество (СРС/С) – 4 ч. / 4 ч.
7. Империя и протонациональные идентичности в России (XVII в.) (лекция / СРС) – 2 ч. / 2 ч. Смутное время: предпосылки, проявления и периодизация. Феномен самозванства в культуре России. Чудеса и знамения в годы Смуты. «Безумное молчание». Интеллектуалы, богословы, реформаторы. Проблема преемственности и новаций. Европеизация России. «Открытие России» в европейской книжности. «Бунташный век». Церковные реформы Филарета, Никона и Петра I и их воздействие на культуру России. Третье южнославянское влияние. Территориальная экспансия и проблема национальной идентичности. Культурные предпосылки Петровских преобразований. Последствия культурных реформ XVII – начала XVIII в. в истории России.
8. Духовный раскол в русском средневековом обществе (СРС/С) – 4 ч. / 4 ч.
9. Древнерусское мировоззрение (лекция / СРС) – 1 ч. / 1 ч. Источники и происхождение русских историко-географических представлений. «Шестодневы» Василия Великого, Иоанна Экзарха Болгарского, Севериана Гевальского, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Похвала о сотворении всякой твари» Георгия Писиды, «Физиологи». Вселенная. Сотворение. Географические координаты Рая. Центр и периферии мира. Бог, ангелы и планеты. Небесные знамения. Океан, моря и реки. Знания о мире. Хождения. Географические знания XVI–XVII вв. «Космография» первой четверти XVIII века: преемственность и новшества. Пространственная семантика, иерархия. Проблема «права» и «лева». Границы и способы их определения. Русская средневековая метрология. Представления о пространственных размерах и положении человека в мире. Концепция Коперника в России. Происхождение календарного времени. Древние календари. Календарно-хронологические источники (Кирик-новгородец, Лунники, Пасхальные таблицы, Седмочисленник). Символические и памятные даты. Вычисление дат церковных праздников. Измерения годичного времени. Сдвиги во времени. Начало и конец во времени. Линейное и цикличное время. Заимствованные способы измерять время (эры, индикты, круги). Переживание времени. Периоды жизни человека: антропологическое измерение времени. Времена года. Приметы. Измерения суточного времени. Дневное и ночное время. Астрология. Источники исторических представлений. Библия. Византийская историография. Хронографы и истории. Палея Толковая как исторический памятник. Летописание XI – XVII вв., хронография, степенные книги, история.
10. Социальные роли и правовая культура (лекция / СРС) – 1 ч. / 1 ч. Понятие социальной иерархии. Развитие иерархической и ролевой социальной структуры из княжеской дружины и сельской общины. Социальная мобильность в русских землях в Средние века и Раннее новое время (княжеское пожалование, матримониальные связи, служба, собственность). Служилое государство. Дискуссии о понятиях «холоп», «честь», «правда». Памятники права. Правовые традиции. Княжьи люди. Родственники. Воеводы. Наместники. Дворцовые службы. Боярский совет (бояре, окольничие, думские дворяне и дьяки). Дворянство. Дьяки. Низшие слои общества. Горожане, крестьяне. Проблема зарождения «третьего сословия» в России. Социальные статусы горожанина и крестьянина. «Шемякин суд». Представления о борьбе за власть. Вече и вечевые города. Генезис веча. «Народная демократия» и ее вариации в русских землях X–XVI вв. Вече как форма управления и как выражение протеста. Местничество в XVI–XVII вв. Порядок мест при дворе и на официальных церемониях. Местническая «география»: местничество в воображении и социальной репрезентации. Бунт. Народные движения и народная культура. Ложный царь, самозванец, и истинный царь: Политические представления в народных движениях XVI–XVII вв. Проблема «народных» и «крестьянских» войн. Городские движения XVI–XVII вв.
11. Представления о власти в Средневековой Руси (СРС/С) – 4 ч. / 2 ч.
12. Идеология и церемониал (лекция / СРС) – 1 ч. / 1 ч. Понятия «идеология», «символ», «эмблема», «герб». Идеологии как предмет семиотики. Древнерусская эмблематика, нумизматика, геральдика, сфрагистика, вексиллография. Универсальный эмблематизм. Знамения, чудеса, сакральные объекты (библейское пространство, мощи, икона, храм, книга). Идеологические мотивы: христианская земля, братство, несение креста, царство, сакральная преемственность власти. Происхождение символов российской государственности: «знаки Рюриковичей», конник убивающий змея, двуглавый орел, единорог. Интерпретации имперской символики. Преемственность символов. Источники изучения русских ритуальных практик. Магические церемнии. Церковные социальные церемонии (крестоцеловальная практика, посвящение в слуги, ритуалы обращения и социальной инициации) и проблема феодализма в российской культуре. Дипломатический церемониал XVI–XVII вв. Придворные церемонии. Литургия. Покаянные церемонии. Ритуальное церковное строительство. Крестные ходы. Празднование Крещения, Вербного воскресенья и др.
13. Русский средневековый придворный быт и церемониал (СРС/С) – 4 ч / 2 ч.
14. Демографическая культура, гендрные отошения, любовь, семья в древнерусской культуре (лекция / СРС) – 1 ч. / 1 ч. Антропологический аспект русского средневекового церемониала: рождение, инициации, гендрные отношения, смерть. Современные концепции средневековых гендерных отношений. Источники изучения русской средневековой гендерной антропологии: канонические, второканонические и апокрифические тексты, летописи, акты, Правды, Домострой, записки иностранцев, пословицы и поговорки. Женщина как воображаемое мужчины. «Злая» и «добрая» жена. Культ девственности. Сфера ответственности и роли женщины. Возрасты женщины. «Женщины» не было? – Статус девушки, жены, вдовы и монахини. Мужчина. Представления о «семи возрастах». Гендерные и церковные подтексты «мужского» дискурса. Репрезентации детей. Социальные права детей. Тело и телесность. Любовь и сексуальные отношения. Семейная жизнь и семейные отношения. Бытовое насилие. Идеалы брачной жизни. Церковное участие в семейной жизни. Развод «с виной» и «без вины».
15. Домашнее хозяйство и социальные роли в Средневековой Руси (СРС/С) – 4 ч. / 4 ч.
16. Границы и фронтиры Российской империи в XVII–XVIII вв. (лекция / СРС) – 2 ч. / 2 ч. Хронотопы и границы русских земель в XVI–XVII вв. Присоединение Левобережной Украины и Киева, Восточной Белоруссии, Сибири, Дальнего Востока в русской культуре. Переустройство представлений о Вселенной и о пространстве. «Зерцало всея вселенной или атлас новый» И. Блэу. «Селенография» Гевелия. «Книга Большому чертежу». «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремезова. Экспедиция Н. Спафария-Милеску в Китай. «Триумфы» Северной войны. Выход к морю как обновление. Идеал «гражданства» в Российской империи начала XVIII в. Камчатские экспедиции В.-И. Беринга. «История Сибири» Г.-Ф. Миллера. «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова. «Цветущее состояние всероссийского государства» (1727), «Атлас Всероссийской империи» (1734 г.) И.К. Кирилова. Географические знания в России второй половины XVIII – начала XIX в. И.-Г. Георги, П.И. Рычков, И.И. Лепехин, Н.Я. Озерецковский, П.-С. Паллас, М.Н. Мясников. Расширение Империи. Турецкие войны. Разделы Речи Посполитой. Французские войны 1797–1800 гг. Россия в международной политике. Образ Российской империи в европейских государствах. Проблема культурных границ в многонациональной Российской империи конца XVIII – начала XIX в.
17. Культура России в первой четверти XVIII в. (СРС / семинар) – 2 ч. / 6 ч.
18. Российское барокко (лекция / СРС) – 1ч. / 2 ч. Идеалы светского человека. Придворная культура в России. Дворцовые мастера. Светские искусства. Аптекарский приказ и медицина. Травники. «О строении человеческого тела» А. Везалия. «Нарышкинское барокко». Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Новации в музыке. Придворный театр. «Комедия о Тамерлане и Баязете». «Комедия о Бахусе с Венусом». Перемены в историописании, историческом самосознании и литературе. Хронограф 1617 г. «Временник» И. Тимофеева. «Сказание» А. Палицына. «Словеса дней и царей и святителей московских» кн. И.А. Хворостинина. «О взятии Сибирской земли». «Псковские повести». «Житие» протопопа Аввакума. Записной приказ. Литературные образцы «Повести о Бове королевиче» и «Повести об Еруслане Лазаревиче». Восприятие мира в памятниках городской сатиры. Вирши И.А. Хворостинина, С. Полоцкого. Новые стили в живописи. «Парсуна». Прокопий Чирин. Симон Ушаков. Иоанн Плешкович. Иосиф Владимиров. Полемика между староверами и никонианами о технике и смысле иконописания. Росписи в ярославских храмах Илии Пророка, Богоявления, Спаса на Городу, Иоанна Предтечи в Толчкове, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, в соборе Толгского монастыря. Храм Спаса на Торгу в Ростове и митрополит Иона Сысоевич.
19. Россия на пороге Петровских реформ (лекция / СРС) – 1 ч. / 2 ч. Подъем общественно-политической мысли и ее историзм. Отголоски идеи «Москва –Третий Рим» в повестях «О начале Москвы». Кружок "ревнителей благочестия" как духовное и культурное объединение. Алексей Михайлович и патриарх Никон: конфликт самодержавия и церкви, «священство царства преболе есть» (Никон). Истоки и культурно-исторические последствия русского религиозного раскола. Старообрядчество как продолжение традиции поиска Царства Божьего на земле: догматическое, социальное и культурологическое содержание явления. Гонения на вождей раскола и рост их популярности в народе. «Житие протопопа Аввакума» - литературно-художественный и реально-биографический памятник раскола. Церковная реформа и раскол как крупный социо-культурный и духовный переворот. Секуляризация общественной мысли. Идеал Святой Руси и идея великой России. Внимание к человеку, социальной тематике, нравственным и моральным аспектам, увлечение историософией - основные черты российской мысли второй половины XVII в. Программы преобразований России. Ю.Крижанич «Думы политичны» («Политика») - «мудрое самодержавие», развитие торговли и промышленности и т.д. Всеславянское единство: суть идеи, неприятие современников и ее трансформация в идеологии потомков. А.Л.Ордин-Нащокин - «памяти» для земских старост г. Пскова (1665г.), Новоторговый устав (1667г.). Культурная составляющая проектов преобразований как отражение изменений в сознании передовой части русского общества. Строгановская летопись («О взятии Сибирской земли») (конец 60-нач.70-х гг.) - новые тенденции в литературно-историческом творчестве, прославление созидательной деятельности купеческой семьи. Отражение народной идеологии в памятниках: «Псковские повести», «прелестные письма» С.Т.Разина и др. Демократическое, светское начало в литературе и ее связь с общественно-политической мыслью. Расцвет сатиры, бытовой реалистической повести; создание чисто литературных обобщенных образов, использование пародийных приемов, тесная связь с народным творчеством. Распространение силлабического стихосложения. Переводная литература на русской почве: свободный перевод, приспособление текста к вкусам русского читателя как своеобразие отечественной книжной культуры.
20. Российская культура и Петровские преобразования (лекция / СРС) – 1 ч. / 2 ч. Вступление России в «концерт европейских держав» (В.О. Ключесвский). Присоединение новых земель, рост населения государства и усиление миграции. Приток новых ресурсов как тормозящий фактор необходимости глубоких социальных преобразований. Расширение кругозора русского человека в связи с участием в военных компаниях (Северная, Семилетняя война и др.); хозяйственным, торговым и культурным общением с населением присоединенных территорий (Новороссия, Прибалтика, правобережная Украина, Белоруссия и др.); контактами с иностранцами, приезжающими в Россию и пр. Проблемы и последствия встреч разных культур. Ускорение темпа жизни и увеличение потока информации. Перемены в культуре повседневности. Изменение общественного быта. Новые формы общения, отдыха и развлечений. Формирование культуры светского праздника в России. Государственное празднование «викторий» и нарушение сословной замкнутости общества. Новое летосчисление и начало традиции празднования нового года. Установление имперского церемониала коронации (1721 г.). Учреждение новой системы орденов. Введение ассамблей (1718 г.) и изменения в сфере гендерных отношений. Бал как форма культурного общения. Первые салоны. Музыка как непременная составляющая культурного досуга. Государственная концепция жизни подданных. Насильственное введение в дворянский быт обычаев ношения европейского платья, бритья бород, соответствующих форм причесок и пр. Новые правила поведения в обществе («Юности честное зерцало…» 1717 г.). Характерные черты и атрибуты дворцовой культуры и ее влияние на культуру отечественного дворянства. Появление, помимо социальной, культурной составляющей как необходимого условия общности людей. Изменения в частной жизни и семейных отношениях на протяжении XVIII в. Новое в структуре питания. Нововведения и народная культура: сохранение традиции, нормы, канона и начало медленного, едва заметного, проникновения новаций. Проблема взаимодействия и взаимовлияния народной и дворянской культуры. Изменение облика города в XVIII в., организация городской жизни. Регулярный город петровского времени. Развитие ансамблевой застройки, появление зданий специального государственного и общественного назначения, планировка провинциальных городов во второй половине XVIII в. Город как центр новой культуры. Социокультурные учреждения в пространстве городской жизни.
21. «Просвещенный абсолютизм» и культура России в 60-е – 90-е гг. XVIII века (семинар / СРС) – 4 ч. / 6 ч.
22. Культура и власть в России XVIII в. (лекция / СРС) – 1 ч. / 2 ч. Усиление роли государства в жизни общества. Правительственная политика как фактор, влияющий на культуру. Принципиально новое в отношении правительства к культуре. Появление феномена - «культурная политика». Осознанный подход к вопросам культуры и решение их на высшем государственном уровне. Изменение иерархии ценностей. Светская культура как культура «государственная». Семиотика отношений власть – культура. Страна – школа; царь – учитель; подданные – ученики, часто нерадивые, «узда им – закон». «Насильственный прогресс» (во имя «общего блага») и «патернализм» как основа государственного руководства культурой в первой четверти XVIII в. Культура в законодательстве петровского времени: стремление к всеобъемлющей регламентации, мелочность, спорадичность, бессистемность, тщательная разработка карательных аспектов. Сугубый практицизм мероприятий правительства в области культуры. Противоречия культурной политики первой четверти XVIII в: модернизация культуры и консервация архаичных, средневековых традиций. Неприятие большей частью общества радикальных изменений в культуре повседневности. Система передачи власти как определяющая политической стабильности, жизни и интересов людей. Устав о наследовании престола как апофеоз самодержавия. Политические и культурные предпосылки «дворцовых переворотов». Значение петровских реформ в истории отечественной культуры. Эпоха «дворцовых переворотов» и культура: тормозящие и стимулирующие факторы. Культура елизаветинского времени: возрождение национальных традиций и смена влияний, новации в области культуры. Отсутствие продуманной культурной политики и успех конкретных мероприятий. Просвещенный абсолютизм и культура России (1760-ые - 90-ые гг.). Усиление внимания правительства к вопросам культуры, более детальная их проработка в законодательстве, рассмотрение русской культуры в системе мировой. Провозглашение «исправления нравов» посредством просвещения официальной концепцией абсолютизма. Правительственный «либерализм» и взаимоотношения с интеллектуалами в России и за рубежом. Государство и церковь: противостояние и сотрудничество. Устранение церкви от руководства культурой при сохранении союза с институтом церкви и религией как идеологией. От церковной реформы Петра I к секуляризации церковного землевладения при Екатерине II; отражение этих взаимоотношений в культуре. «Светская святость" (А. Панченко), сакрализация политических и культурных институтов (деятелей, идей, ценностей и пр.). Павел I: введение «непросвещенного абсолютизма». Законодательные запреты. Реакция русского общества на изменение культурной политики, ограничения в быту, регламентацию службы: протест против «формы» и нежелание разобраться в «содержании».
23. Новации в Просвещении: образовательные реформы второй половины XVIII века (семинар / СРС) – 4 ч. / 6 ч.
24. Реформы в области просвещения в России XVII–XVIII вв. (лекция / СРС) – 1 ч. / 2 ч. Школы в России XVI–XVII вв. Немецкая слобода. Школы Ф.М. Ртищева, И. Фомина, С. Полоцкого, «гимнасион» в Китай-городе, школа монаха Тимофея при Печатном дворе. Киево-Могилянская академия и ее традиции в России. «Учебник логики» Иосифа Горбатского. «Трактат о душе» и «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Славяно-греко-латинская академия. Обучение живописи и архитектуре в России. Придворная инженерия и «потехи». «Потешные полки» и преобразования в военном искусстве. Типографии, библиотеки, книгописные мастерские и книжные лавки. Бумагоделательное производство в России. Публицистика. «Куранты». «Ведомости». «Санкт-Петербургские ведомости». «Московские ведомости». «Трудолюбивая пчела». «Полезное увеселение». «Свободные часы». «Невинное упражнение». «Труды Вольного экономического общества». «Музыкальные увеселения». «Российский феатр». «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг». «Общество, старающееся о напечатании книг». Указ о вольных типографиях. Учебные заведения нового типа. Школа математических и навигацких наук. Пушкарская, цифирные, хирургические, горнозаводские школы. Академия наук. Московский университет. Ученые общества. Региональные просветительские организации. Просветители. Ф.П. Орлов Поликарпов. Я.В. Брюс. Феофан Прокопович. Дмитрий Ростовский. Иов Новгородский. В.Н. Татищев. Л. Эйлер. Г.-Ф. Миллер. А.-Л. Шлёцер. М.В. Ломоносов. М.М. Херасков. Н.И. Новиков. Г.Р. Державин. А.Н. Радищев. Просветительские идеалы и культурные преобразования Екатерины II. Е.Р. Дашкова. Академия художеств. Императорская Российская академия. Проекты И.И. Бецкого. «Генеральное учреждение о воспитании в России обоего пола юношества». Школьная реформа Ф.И. Янкович де Мириево. Идеалы Ж.-Ж. Руссо в России. Ф.-С. Лагарп. В.А. Жуковский. Реформы Павла I в области культуры. Указ «Об ограничении свободы книгопечатания».
25. Книгоиздательство и журналистика как вид культурной деятельности (семинар / СРС) – 4 ч. / 6 ч.
26. Формирование культурного самосознания сословий в России XVIII в. Поиск альтернатив (лекция / СРС) – 1 ч. / 2 ч. Изменения в общественном сознании и активизация общественно-политической мысли. Расширение тематики произведений, актуализация проблем современности. Смена культурной парадигмы в русской истории и противостояние систем ценностей: «старорусской» и общеевропейской (в отечественной интерпретации). «Открытость» новой культуры, связь с общественной мыслью Запада. Доктрины «естественного права» и «общественного договора» и трансформация идей рационализма на русской почве. Официальное направление - господствующее в отечественной общественной мысли первой половины XVIII в. Политические документы, излагающие теорию русского абсолютизма - составная часть законодательных актов. Идея неограниченной власти как реформирующей силы, обеспечивающей процветание государства. Своеобразие в толковании теории «общественного договора» (Ф. Прокопович). Безбрежные границы понятия «общего блага». Отзвуки концепции «Москва - Третий Рим» в идеологии Петра I. Утверждение России в европейской политике: первое русское оригинальное сочинение по международному праву (П.П. Шафиров). «Пункты» А.А. Курбатова. Культурные новации («академии свободных разных наук» и др.) и крепостнические реалии (на их содержание определить «вотчины с крестьянами»). «Позиции» Ф.С. Салтыкова: экономическая и культурная «европеизация» России. Связь времен - века XVII c XVIII - в общественной мысли. И.Т. Посошков как символ переходной эпохи: сочетание средневековых и передовых идей времени в мировоззрении идеолога русского купечества. «Конституционные» проекты: «Кондиции», «К прежде учиненному определению пополнение», «Проект формы правления» или «Пункты присяги» (Д.М. Голицын). Первая постановка вопроса легитимности власти («не персоны управляют законом, но закон управляет персонами»). «Ученая дружина». Свобода личности и трактовка крепостного права как «общественного договора» (В.Н. Татищев). «Бироновщина» как стимул культурной самоидентификации нации, формирование протестного направления. Кружок «конфидентов» А.П. Волынского: проекты национально-государственного и культурного возрождения России. Образ Европы и европейской культуры как целостной, семантически нерасчлененной системы.Просвещение как теоретико-методологическая и культурно-историческая проблема. Социальное содержание и особенности русского просветительства XVIII в. Соотношение национального и общечеловеческого. Проблема культурной самоидентификации. Консерватизм и радикализм (Екатерина II и А.Н. Радищев). Противоречие культурного и социального в культуре русского просвещения. Крепостничество: интеллектуальная рекрутчина и творческая индивидуальность. М.В. Ломоносов о внесословной ценности человека. Крестьянский вопрос и начало идеализации простых людей в произведениях культуры. Кризис религиозного мировосприятия. Дуализм на русской почве. Диссертация Д. Аничкова «О начале и происхождении натурального богопочитания». Масонство в России. Поиски новых форм религии и внеконфессиональный мистицизм. «Духовное» чтение и увлечение западноевропейской философией. Русское общество и французская революция. Изменения в социальном строе общества в петровское время. Социокультурные реформы на службе абсолютизму. Государство как активная сила в создании сословной структуры. «Служилое» дворянство первой четверти XVIII в., «закрепощенное» (В.О. Ключевский) государством.Формирование самосознания сословий. Деформация отечественной буржуазии (закон 1721 г. о покупке крепостных к заводам); торможение образования корпоративного, сословного сознания мануфактуристов и культурно-политические последствия этого явления. Русское дворянство в 1730-ые – 1760-ые гг.: начало осознания корпоративного единства и культурной общности. Окончательное «раскрепощение» и золотой век дворянства в России в 1760-ые – 1790-ые гг. Культурная миссия отечественного дворянства. Сатира А. Кантемира, призванная исправлять нравы.
27. Творческая личность в культуре XVIII в. (семинар / СРС) – 2 ч. / 4 ч.
28. Идейно-художественная жизнь в России XVIII в. (лекция / СРС) – 2 ч. / 2 ч. Традиции и новации в литературе. Усиление интереса к человеческой личности, развитие авторского начала в искусстве, становление нового литературного языка. Герой отличный от летописного и житийного образа. «Гистории». Ф. Прокопович как теоретик литературы нового времени (трактат «О поэтическом искусстве», «Риторика») и основоположник национально-исторической проблематики в отечественной драматургии (трагикомедия «Владимир»). Географический аллегоризм в русской философской литературе XVIII в. «Путешествия» (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). Расширение тематики. От барокко к классицизму: особенности русского классицизма (тесная связь с просветительством). Гуманистическое и сатирическое начало как основа литературы. Появление новой силлабо-тонической системы стихосложения. В.К.Тредиаковский «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». М.В. Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика». Переводная литература и русский читатель XVIII в. («Езда в остров любви» Тальмана в пер. В.К. Тредиаковского, «Поэма на разрушение Лиссабона» Вольтера, «Опыт о человеке» А. Попа в пер. Н.Н. Поповского и др.). Общество друзей словесных наук. Возрастание воспитательно-нравственной роли литературы и искусства, появление «просвещенного» читателя и зрителя во второй половине XVIII в. Социально-политические мотивы и начало обличительно-реалистического направления русской литературы последней трети XVIII в. Г.Р. Державин «Властителям и судьям», образ идеального монарха – ода «Фелица». Д.И. Фонвизин о растлевающем и унижающем человека (и господина и слугу) крепостном праве («Недоросль»). Интерес к человеческим чувствам, эмоциональное восприятие окружающего мира в произведениях сентименталистов. Становление отечественной театральной культуры: от «комедийной хоромины» к профессиональному театру. Театр как культурная форма. Ф.Г. Волков. Драматургия А.П. Сумарокова. Школьный театр при Сухопутном шляхетском корпусе, частный театр на Царицыном лугу под руководством И.А. Дмитриевского, Петровский театр. Крепостной театр как социо-культурное явление XVIII в. Н.П. Шереметев - новатор театрального искусства. Проект Дворца искусств на Никольской. Провинциальный театр (Тобольск, Иркутск, Омск и др.). Человек новой культуры в литературе и на сцене. Возрастание роли театра в общественно-культурной жизни России на рубеже XVIII – XIX вв. Светская музыка в общественной и частной жизни. Распространение любительского музицирования, публичных концертов с участием зарубежных и русских исполнителей. Профессионализм и формирование национальной композиторской школы (В.А. Пашков, Е.И. Фомин). Камерная, вокальная и инструментальная музыка. М.Ф. Дубянский, И.Е. Хадошкин, Д.С. Бортнянский, О.А. Козловский - «Гром победы раздавайся». Появление оперы: «Мельник - колдун, обманщик и сват», «Санктпетербургский гостиный двор...». Первые песенные сборники (В.Ф. Трутовский, М.Д. Чулков). Появление жанра камерной лирической песни на рубеже XVIII – XIX вв. Судьба творческой личности в России XVIII в.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: