Групповые эффекты

Групповые эффекты — это «механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния» [6; С. 292]. Как считают ученые можно выделить две категории групповых эффектов: первая связана с реакцией и поведением человека в присутствии окружающих, вторая категория опосредует чувства принадлежности к группе.

Ко второй категории можно отнести эффект принадлежности к группе, феномен группового фаворитизма (и связанный с ним эффект группового эгоизма), эффект «мы» - «они». Данные феномены объясняются с точки зрения потребности человека принадлежать определенным группам, благоприятствовать, поддерживать участников своей группы и отстраненно (или враждебно) относится к «чужакам» (Мак Дауголл, Э. Мэйо, А. Маслоу, Г. Тэжфел, Дж. Тернер).

Рассмотрим наиболее яркие групповые феномены первой категории (связаны с реакцией и поведением человека в присутствии других людей): эффект социальной фасилитации (ингибиции), эффект социального расслабления (ленности) и эффект конформизма.

1. Эффект социальной фасилитации (ингибиции): Н. Триплет

Данный эффект связан с экспериментом Н. Триплета (1987) о влиянии ситуации соревнования и присутствия других людей на результаты изменения скорости велосипедиста, в сравнении с результатами, полученными в одиночной гонке. Было выявлено, что лучшие результаты (лучшее время) велогонщики показывают, соревнуясь друг с другом, нежели с секундомером. Следовательно, можно сделать вывод: присутствие других оказывает влияние на результаты действий (а именно: усиливает доминантные реакции в присутствии окружающих).

Эффект присутствия может как усилить, так и снизить мотивацию человека. Так было выявлено, что присутствие других снижает эффективность деятельности человека («эффект социальной ингибиции») при:

§ заучивании бессмысленных слогов;

§ прохождении лабиринта;

§ при нахождении решения сложных задач (присутствие других затрудняет мыслительные способности за счет переключения внимания с проблемы на окружающих и приводит к неверному решению).

Если выполняются простые задачи (например, легкие математические примеры, подчеркивание в тексте определенных букв, несложные задания на моторику) – тогда эффект присутствия повышает эффективность, - включаются реакции, являющиеся врожденными либо хорошо усвоенными (эксперименты В. Мёде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева).

По мнению Д. Майерса эффект социальной фасилитации зависит от:

§ количества, находящихся вблизи людей: чем больше численность окружающих, тем сильнее возбуждающая (мотивирующая) реакция;

§ взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

§ степени значимости для человека окружающих людей;

§ величины пространственной близости людей - чем теснее располагаются друг к другу люди, тем выше степень социального возбуждения.

В качестве причин возникновения данного эффекта Д. Майерс считает:

§ возбуждение нервной системы в присутствии окружающих;

§ страх социальной оценки (мнение человека, что его поведение или способности оценивают, усиливает привычные, хорошо усвоенные (доминантные) реакции);

§ переключение внимания на других людей и отвлечение от решения задачи (обладает возбуждающим действием за счет напряжения когнитивной системы).

В широком смысле эффект социальной фасилитации понимают как усиление доминантных реакций, связанное с нахождением в группе людей, в узком смысле - как усиление мотивации решить задачу в присутствии окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: