Ситуация 3

Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других, Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю? Что делать, если:

■ ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести;

■ ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

Наказывая, подумайте зачем! Каков будет результат наказания?

Надо помнить, что основная цель наказания — научить ребенка правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.

Изоляция — часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место — другая комната, "виноватый" стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.

Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, "зону радости". Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

Лишение приятного — наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

После того как мы проанализировали все возможные наказания, нужно остановиться на очень важном моменте, ответить на главный вопрос. Итак, как наказывать ребенка, не унижая его? Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

■ всегда соблюдайте четкую позицию: "Я взрослый";

■ учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

■ общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

■ в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

■ оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;

■ после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;

и наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;

■ у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить?"

Правила поведения взрослого при воспитании детей:

Нельзя унижать ребенка:

Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

Никогда не нужно угрожать:

Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого.

От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".

Не следует вымогать обещания:

Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

Неразумно требовать немедленного повиновения:

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: