Общественные движения и их приведение в соответствие

С ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Общественные движения имеют только учредителей и участников, но не имеют членов. Это отличает данные виды общественных организаций, например, от политических партий, которые имеют учредителей и членов, но не имеют участников. Об этом вы узнаете из нашего материала.

Общественное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены:

- общей целью (изменить свой социальный статус);

- общими ценностями (реформаторскими или консервативными, разрушительными или позитивными);

- общей системой норм, регулирующих поведение его участников;

- неформальным лидером, роль которого изменяется по мере развития движения, его институционализации, достижения лидером власти;

- специфическими способами символизации своих ценностей в политической идеологии.

По типу можно различать: профессиональные, молодежные, женские и др. общественные движения.

Общественно полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие цели, а также цели охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Основным критерием признания той или иной общности людей, объединенных общими целями и интересами, общественным движением, является массовость. При этом какого-либо специального и однозначного критерия для определения массовости той или иной общности людей не существует. Массовость общественного движения может подтверждаться территориальной сферой его деятельности: местное, региональное, межрегиональное, общероссийское, действующее на территории нескольких государств.

Признак массовости общественного объединения в отдельных случаях получает важное правовое значение и даже требует более четкой детализации.

Например, только общероссийское общественное движение на своем съезде может принять решение о своем преобразовании в политическую партию (статья 11 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях"). В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании своих региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Движение "Солдатские матери России" обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием признать неконституционными положения статей 6, 7 и 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", касающиеся статуса общественных движений (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).

По мнению заявителя, ряд положений данного Закона, в частности о том, что общественное движение является массовым общественным объединением, состоящим из участников и не имеющим членства, влекут за собой реорганизацию движения "Солдатские матери России", основанного на членстве, что ущемляет права и интересы его членов и противоречит части 1 статьи 30 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части 3 статьи 40 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о несоответствии его жалобы требованиям данного Закона. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным им вопросам.

Как следует из жалобы, движение "Солдатские матери России" было зарегистрировано в 1991 году и согласно Федеральному закону N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" как общественное объединение, созданное до вступления в силу данного Федерального закона, должно привести свой устав в соответствие с ним и пройти государственную перерегистрацию.

Заявитель утверждает, что оспариваемые положения Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" лишают его как общественное движение возможности перерегистрации, поскольку обусловливают изменение его организационно-правовой формы путем преобразования в общественную организацию, что приведет к приобретению движением статуса вновь создаваемой организации.

Такое понимание смысла оспариваемых положений не вытекает из Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", нормы которого находятся в системном единстве.

Данный Закон предусматривает право граждан по своему выбору, на добровольной основе создавать общественные объединения в различных организационно-правовых формах, как состоящие из участников, так и основанные на членстве; закрепляет право общественного объединения функционировать без государственной регистрации или пройти государственную регистрацию, если общественное объединение желает приобрести права юридического лица и право участвовать в избирательных кампаниях; предусмотренная указанным Федеральным законом государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения означает при реорганизации путем преобразования (изменении организационно-правовой формы) подтверждение перехода прав и обязанностей реорганизованного общественного объединения к вновь возникшему общественному объединению (статьи 3, 7 - 12, 21, 25, 27 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях") (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 года N 96-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы движения "Солдатские матери России" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Федерального закона "Об общественных объединениях").

Обратите особое внимание!

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены.

В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний.

Соответственно, теперь общественное движение - это разновидность такой формы некоммерческих юридических лиц, как общественная организация.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Таким образом, согласно этой норме общественные организации относятся к корпоративным юридическим лицам (корпорациям).

Статья 123.1 ГК РФ регламентирует, что некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1 ГК РФ), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Такая организация является собственником своего имущества.

Ее уставом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Статья 123.4 ГК РФ регламентирует, что общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном ГК РФ.

Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (статья 123.5 ГК РФ).

В силу статьи 123.6 ГК РФ участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

Участник (член) общественной организации, наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Статья 123.7 ГК РФ закрепляет особенности управления в общественной организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Отмечаем, что пункт 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации (товарищество собственников недвижимости относится к корпорациям, как мы отмечали выше) относит:

- определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

- утверждение и изменение устава корпорации;

- определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

- образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: