Корпоративные организации и корпоративное управление

По типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:

корпоративные организации;

индивидуалистические организации.

Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).

Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность

Корпорация - акционерная компания, которая создается для управления крупным производством.

Корпорация - это организация или союз организаций, созданных для защиты интересов и привилегий ее участников и образующих самостоятельное юридическое лицо.

Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее вла­дельцев. Эго необходимо при наличии огромного числа акционеров. Как правило, корпорация состоит из материнской и дочерних компаний, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятель­ности. Эта форма интеграции бизнеса наиболее распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Экономика развитых стран опирается на деятельность крупных корпорации, а мировой рынок — это рынок транснациональных корпораций.

Корпорация создается, во-первых, с целью привлечения капитала для осуществления крупных проектов, во-вторых, с целью более равно­мерного распределения риска, что увеличивает потенциал самосохранения.

Широко распространены такие корпоративные организации, как холдинг, консорциум, конгломерат, картель, синдикат, трест.

Холдинг (холдинговая компания) - корпорация или акционерная компания, представляет собой организацию, владеющую контрольны­ми пакетами акций других компаний с целью осуществления по от­ношению к ним функций контроля и управления.

Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций. По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые, смешанные, или оперативные. Чистые хол­динги ограничиваются выполнением контрольно-управленческих функ­ций; смешанные, кроме контрольно-управленческих, могут брать на себя предпринимательские, торговые, транспортные и другие функ­ции, связанные с развитием холдинга.

Важнейшим преимуществом холдинга является возможность прове­дения единой производственной, технической, маркетинговой, финан­совой политики, защиты групповых интересов. Холдинг может контро­лировать значительное число компаний разной отраслевой принадлеж­ности, суммарный капитал которых во много раз превышает капитал материнской компании (нефтеперерабатывающий холдинг). Холдинго­вая форма организации является технически удобной, так как позволяет руководить группой предприятий, их производственной политикой, осуществлять контроль над ценами, защищая интересы всей группы, а не отдельного предприятия.

Холдинговые компании широко используются в отраслях естест­венных монополий, в отраслях с высокой концентрацией производ­ства, в отраслях с общей технологической цепочкой, например неф­тедобыча, нефтепереработка; в отраслях, связанных с обслуживанием населения: швейная, авторемонт, автозаправки и пр. Свои холдинги могут создавать финансово-промышленные группы с целью контро­ля за деятельностью входящих в нее структур или снижения опасно­сти неконтролируемой скупки акций коммерческими структурами.

Концерн - это совокупность организаций, объединенных произ­водственным циклом. Это могут быть объединения промышленных фирм, организаций транспорта, торговли, строительства или банков­ской сферы. Получили распространение в отраслях, связанных с до­бычей, и переработкой полезных ископаемых: например, бывший госу­дарственный концерн по производству цветных и драгоценных метал­лов «Норильский никель» (сейчас - акционерное общество). Сущест­вует и другой тип концерна — объединение организаций, не связан­ных с основной деятельностью.

Консорциум - временное объедине­ние предприятий, создаваемое с целью реализации крупных про­мышленных, научно-технических, строительных или коммуникаци­онных проектов. В консорциум могут входить предприятия и органи­зации различных форм собственности, профиля и размера. Участни­ки консорциума сохраняют самостоятельность и могут входить в со­став любых других добровольных объединений. Консорциумы созда­ют единые финансовые и материальные фонды за счет взносов уча­стников, бюджетных средств и кредитов банка. В 50-е гг. XX в.в Гер­мании широкое распространение получили консорциумы в области капитального строительства. Консорциумы бывают национальными и международными. Создание консорциумов может быть вызвано госу­дарственными требованиями, связанными с необходимостью привле­чения национальных компании к выполнению какого-либо заказа. В последние годы появляются международные консорциумы, в которых в качестве участников выступают государства.

Консорциумы {исследовательские) - организационная форма со­трудничества промышленных фирм и других организаций, используе­мая при проведении крупномасштабных НИОКР, временное объедине­ние для осуществления крупных программ или проектов. За счет пае­вых взносов участников формируются средства для их реализации.

Создание консорциума дает следующие преимущества:

· возможность проведения работ, которые нельзя провести са­мостоятельно;

· распределение расходов и снижение риска;

· объединение с фирмами-участниками дефицитных людских и материальных ресурсов для выполнения исследований;

· повышение технического уровня и конкурентоспособности.

Исследовательские консорциумы создаются с целью организации более эффективных форм инновационной деятельности: в одном консор­циуме могут объединиться коммерческие и некоммерческие организации, НИИ, КБ, НТЦ, венчурные фирмы, бизнесинкубаторы, центры ново­введений, инженерные центры и т.п.

Конгломерат - это объединение разнородных предприятий в еди­ную компанию. Тип компании определяется характером ее диверсификации. Конг­ломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Други­ми словами, конгломератная диверсификация предусматривает выход компании в сферы деятельности, прямо не связанные с основной но­менклатурой производства. Важнейшим инструментом конгломератной диверсификации является слияние и поглощение других компаний. Конгломераты появились в период усиления диверсификации производ­ства в условиях динамических изменений конъюнктуры рынка, спроса и предложения. В 60-70-е гг. XX в. в США конгломератные слияния со­ставляли около 70% всех слияний. Руководство многих фирм преуспе­ло на базе строительства конгломератов. Например, «ИТТ» из безвестной телефонной компании превратилась в широкодифференцированный конгломерат, в состав которого входят телефонная и космическая связь, потребительские товары, гостиничное дело, прокат автомобилей, страхо­вание. Прибыль на акцию возросла до 15% годовых.

Конгломератам свойственна децентрализация управления. Однако в настоящее время распространены конгломераты, имеющие единый финансовый контроль со стороны холдинга.

Картель - форма объединения, участники которого заключают соглашение о регу­лировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма ра­бочей силы. Участники картеля сохраняют коммерческую и производст­венную самостоятельность. Нарушение соглашения ведет к штрафам.

Международные картели заключают соглашения о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении согласованных цен (кар­тельных цен). В последнее время картельные соглашения предусматри­вают патентные соглашения, договоры об обмене научно-технической информацией, ноу-хау и т.п. Ряд стран использует картель как форму, способную вывести из кризиса какую-либо отрасль.

Синдикат - объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию. Создается для контроля над сбытом продукции и закупкой сы­рья с целью получения монопольной прибыли.

Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерче­скую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синди­ката осуществляется через единый орган — сбытовую контору, этим достигается монопольная цена. Сбытовая контора принимает продук­цию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья по моно­польно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др.

Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. На­ряду с отдельными предприятиями участниками синдиката мотут быть тресты и концерны. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию. Взаимоотношения внутри синдиката тоже носят конкурентный характер: различные под­разделения, входящие в синдикат, борются за заказы и квоты, что не­редко ведет к его ослаблению и распаду.

В современных условиях, когда действует система антимонопольных инструментов, синдикат утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам организации.

Трестом принято считать объединение собственности и управле­ния предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачи­вающих производственную и коммерческую самостоятельность.

Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста. Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Цели предпри­ятий, входящих в трест, подчинены главной цели вновь созданного объ­единения. Лучшая организационная форма треста - комбинат.

Комбинат - объединение тех­нологически связанных между собой предприятий, в котором продук­ция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для про­изводственной деятельности другой.

Эта форма широко используется в пищевой, деревообрабатываю­щей промышленности. Например, в «Останкинский молочный ком­бинат» входят не только заводы по переработке, но и непосредственно фермы, поставляющие молоко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: