Кто он, таинственный и безучастный очевидец гибели « титаника »

Трагедия «Титаника», несмотря на то, что с того рокового дня, когда его поглотила морская пучина, прошло уже 85 лет, не перестаёт волновать людей во всех концах света. Именно поэтому с таким интересом были встречены новые данные о катастрофе, выявленные в ходе расследования, которое недавно было проведено в Англии.

Восемьдесят пять лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, некое таинственное судно наблюдало, не вмешиваясь, за самой крупной трагедией на море — гибелью «Титаника». В течение всех последних восьмидесяти пяти лет считали, что этим судном был «Калифорниан» под командованием капитана Стэнли Лорда, впоследствии обвинённого в самом страшном преступлении, какое только можно совершить на море: в неоказании помощи тому, кто находится в опасности. Новое расследование, проведённое в Англии, теперь сняло с него это обвинение. Не огни «Калифорниан» видели пассажиры с палубы «Титаника» спустя 20 минут после столкновения с айсбергом, вследствие которого пароход затонул.

Через несколько месяцев после трагедии в Лондоне стала популярной песенка, посвящённая «Калифорниан». «Капитан спокойно спит в своей постели...» — пелось в первой строке этой песенки. И, стремясь во что бы то ни стало найти козла отпущения, все газеты обрушились на Стэнли Лорда. «Тысячекратный убийца», — клеймил его журнал «Ревью оф ревьюз». «Образчик такого типа капитана, который сейчас уже не существует», — писала газета «Джон Булль». «Омерзительный феномен, который будет оскорблять чувства человечности каждый раз, когда станут рассказывать историю «Титаника», — категорично заявляла «Дейли телеграф». Некоторые советовали не терять слишком много времени на болтовню и повесить капитана Лорда. Не он потопил «Титаник», но если бы его судно сразу пришло на помощь, то многих из 1490 погибших, наверное, можно было бы спасти.

Всю оставшуюся часть своей жизни Стэнли Лорд пытался отвести от себя эти позорные обвинения, но это ему так и не удалось. В архивах британского министерства торговли целая папка заполнена письмами, в которых он умоляет провести повторное расследование, указывая на необходимость снять с него вину независимым судом. На все эти письма ему отвечали холодными привычными формулировками: «Министерство внимательно рассмотрело ваши соображения, но, как мы вам уже сообщали, возобновить расследование по этому делу не можем».

Такая безжалостная позиция объяснялась не столько доказательствами, полученными во время британского расследования гибели «Титаника», сколько тем, что не было выявлено конкретного виновника трагедии. Да, пароход шёл со скоростью более 20 узлов, хотя получал неоднократные предупреждения о присутствии айсбергов в районе. Однако стояла ясная ночь, и хорошая дозорная служба могла бы вовремя предупредить о появлении айсберга. Капитан парохода Эдвард Дж. Смит, конечно, проявил некоторую неосторожность, но несчастье в значительной мере объяснялось простым невезением. Айсберг, который потопил «Титаник», только что перевернулся, и появившаяся над водой часть была тёмной, почти невидимой в ночное время. В спокойном море — невероятная редкость в таких северных широтах — не было волн, которые, разбиваясь об лёд, позволили бы заметить гибельное препятствие. Совершенно верно и то, что корабль не оснастили необходимым числом спасательных шлюпок, но их было больше, чем предусматривали действовавшие тогда правила. А сам пароход? Он считался самым надёжным в мире, настолько надёжным, что капитан Смит произнёс накануне выхода в море одну из тех фраз, которые никогда не следовало бы произносить:

— Я не могу себе представить что-то такое, на небе или на земле, что могло бы стать причиной его гибели.

Э.Дж.Смит отчасти был прав, потому что «Титаник» был не только самым красивым, роскошным, но действительно и самым надёжным судном из всех, какие когда-либо спускались на воду. Корабль затонул из-за невероятного стечения обстоятельств, которые наводят на мысль, что «чья-то воля на небесах» решила наказать чрезмерную уверенность его капитана. Но ответственность за катастрофу следовало бы разделить между капитаном и действовавшими тогда морскими правилами, принятыми за 50 лет до того, которые определяли число спасательных шлюпок и структуру герметических отсеков. Однако всем хотелось найти виновного, «тысячекратного убийцу», на которого можно было бы возложить ответственность за полторы тысячи погибших.

Его легко было найти в лице капитана «Калифорниан», в частности потому, что совесть у Стэнли Лорда, в общем, не совсем чиста. Расследование, проведённое в Лондоне лордом Мерси, продолжалось 36 дней. Заслушали 98 свидетелей, которым задали в общей сложности 25,6 тысячи вопросов, в значительное мере посвящённых действительно странному поведению капитана Лорда.

Ночью 14 апреля судно «Калифорниан», направлявшееся из Лондона в Бостон, стояло в океане перед обширным полем пакового льда, которое не позволяло ему продолжать путь. Примерно в 22 часа вахтенные заметили огни парохода, который приближался с востока.

Лорд приказал радисту Сирилу Эвансу предупреждать другие суда о присутствии льда. Эванс взялся за дело, но радист «Титаника» Джек Филлипс прервал сообщение: «Молчи, молчи, я занят, ты мне мешаешь». Он был слишком занят передачей в Кейп-Рейс телеграмм пассажиров. Вместо того чтобы настоять на приёме сообщения, как, по всей вероятности, следовало поступить, Эванс снял наушники, выключил радиопередатчик и отправился спать. В 23 часа 40 минут «Титаник» столкнулся бортом с айсбергом. В тот же момент третий помощник капитана на «Калифорниан», глядя на далёкий пароход, увидел, что «его огни вроде бы исчезли», и подумал, что судно изменило курс, чтобы обойти ледяное поле. Лорд тоже пошёл спать, оставив на вахте второго помощника капитана Герберта Стоуна и юнгу Гибсона.

Стоун первым увидел ракеты, которыми «Титаник» посылал сигналы SOS, — «белый свет в небе прямо над далёким пароходом, почти на линии горизонта». В бинокль он разглядел ещё четыре белые ракеты и доложил об этом капитану Лорду по переговорной трубе. Лорд спросил, были ли это «условные сигналы компании». Стоун ответил, что не знает и что попытается связаться с пароходом с помощью сигнального прожектора. 15 апреля в 2 часа, через 20 минут после того как «Титаник» использовал свою восьмую и последнюю ракету, Стоун велел Гибсону разбудить капитана.

Гибсон вошёл в кабину Лорда и сообщил ему о восьми ракетах, пущенных с неизвестного корабля. Лорд поинтересовался, были ли они белые или другого цвета, спросил, который час, и снова заснул. В 4 часа, в то время как первое судно, которое откликнулось на отчаянные призывы «Титаника» о помощи, — «Карпатия», — подходило к месту трагедии и принимало на борт первую шлюпку с оставшимися в живых пассажирами, Стоун пошёл в кабину радиста и разбудил его, сказав, что судно посылало сигналы ракетами.

— Пожалуйста, выясните, в чём дело, что случилось?

Эванс надел брюки, включил радиоприёмник и взял наушники. Через несколько минут он прибежал на капитанский мостик:

— Мне только что сказали, что затонул «Титаник».

О событиях той ночи в бортовом журнале «Калифорниан» нет ни малейшего следа, и это странное обстоятельство было одним из самых убедительных аргументов против Лорда в ходе расследования. Лишь протест одного моряка против некой американской газеты позволил выяснить роль «Калифорниан» в этом трагическом событии. Новое расследование, проведённое по настоянию сына Лорда (сейчас ему 82 года), стало возможным благодаря обнаружению затонувшего «Титаника», что произошло в 1985 году во время экспедиции Роберта Балларда.

В действительности «Титаник» затонул не в пункте, указанном в сигналах SOS, потому что его последнее местонахождение было определено неточно. Следовательно, «Калифорниан» находился не в 10-12 милях от «Титаника», как полагали раньше, а гораздо дальше. Весьма вероятно, что между ними находилось другое судно, чьи огни были видны как с «Титаника», так и с «Калифорниан». И следовательно, ответственность за неоказание перекладывается с капитана Лорда на это судно-призрак. Что это было за судно, мы, возможно, никогда не узнаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: