Общее понятие о науке, ее целях, функциях и сущностных признаках

Прежде всего необходимо осознать, что наука -многофункциональный феномен, поэтому, выявляя и обозначая ее родовое понятие, ученые подчеркивают, что она: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) сфера человеческой деятельности; одна из форм общественного сознания и др.

Существует ряд определений науки:

- это сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительно сти;

- это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;

- это ансамбль корректных, логичных и последовательных знаний, связанных и относящихся к категориям фактов, объектов и явлений; знаний, подчиненных определенным законам и проверенных экспериментальным методом;

- наука есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам (И. Кант).

Наука имеет свои цели. В различных источниках обозначаются различные цели науки.

Так, в энциклопедическом словаре (1979 г.) цели науки определяются как описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

В другом источнике отмечается, что цель науки, научной деятельности - идентифицировать и понять факторы, которые обуславливают проявление того или другого феномена в присущих ему формах, а также предвидеть на этой основе будущие эффекты его функционирования.

Как правомерно отмечает Л. Клемент, нередко исследователю трудно отказаться от обыденного понимания вещей и перейти к научному анализу явлений, поэтому изучение и принятие целей науки в широком

смысле слова и должна явиться базой для эффективной организации собственного исследования.

Наука предполагает, с одной стороны, само существование явлений и феноменов, с другой - существование детерминант и закономерностей, объясняющих функционирование первых.

Наука выполняет ряд функций:

- описание - фиксирует, создает образ объектов, явлений, феноменов;

- понимание - исследует вопрос «почему?», т.е., ведет поиск причин через анализ интерпретаций явления, определяя их значение;

- объяснение - разрабатывает теории, теоретические аспекты и концепции, позволяющие наблюдать и объяснять связи явлений в их постоянном функционировании;

- прогноз - предлагает направления развития и проявлений феноменов на основе открытых законов и закономерностей, предвидит проблемы той или иной области науки и возможности их решения;

- созидание - создает новые теории, методы, выявляет законы и закономерности на основе изучения уже имеющихся, определяет возможности сохранения, защиты окружающего мира и Вселенной в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: