Область научного знания, которой определяется социология управления, лежит на стыке целого ряда наук. Такими науками, формирующими предметную область науки «социология управления», являются социология, социальная психология, менеджмент, в которую интегрирует данная наука и выступает в качестве детализированного научного знания. Поэтому будет вполне правомерным рассматривать социологию управления и как часть общей социологии, и как часть науки об управлении, где с разных ракурсов рассматриваются социологические аспекты управленческой деятельности. Значительное место в социологии управления занимают социально-психологические аспекты, которые раскрывают связи свойственные организации, как социальной системе, основным содержанием которой являются взаимодействие и отношения людей, их мотивационная сфера, интересы, ценности, смыслы и поведение.
В этой связи данное учебное пособие обращено к организации как основной форме социальной системы, как развивающей и развивающейся структуре, способом существования которой является взаимодействие людей, образующих социальные сообщества – группы и, вместе с тем, выступающих как отдельные личности.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие состоит из шести глав и приложений к практикуму.
В первой главе дается характеристика организации как формы социума, раскрываются типы и функции организационных структур в социально-экономическом пространстве. В этой главе делается акцент на том, что взаимодействие людей, создающих и составляющих организации, обусловлены их потребностями в структурировании своего взаимодействия для получения определенного результата. Поэтому управление в данном контексте выступает как метод функционирования организационной структуры, в связи с чем мы акцентируем ваше внимание на онтологии управленческих концепций.
Вторая глава посвящена рассмотрению проблем, связанных с моделированием социальных систем. Здесь особое внимание следует обратить на проблему сочетаемости различных моделей в рамках одной социальной системы, в качестве которой выступает организация. Степень сочетаемости во многом определяет успешность и эффективность организации, характеризуя этапы организационного развития.
В третьей главе пособия вы найдете очень важный материал о закономерностях организационного развития. Важнейшей проблемой, с которой сталкиваются организации, особенно на современном этапе развития общества, является проблема неопределенности среды. Неопределенность факторов, влияющих на организационное развитие, обусловливается высокой турбулентностью, в которой оказывается организация. Это приводит к тому, что, по определению П. Друкера, современному менеджеру, по сути, приходится управлять дискретным хаосом. Поэтому в данной главе, равно как и в последующих главах, наряду с характеристикой жизненных циклов организации, мы рассматриваем и различные методы преодоления неопределенности.
В четвертой главе рассматриваются организационные стратегии, структура и культура организации. Здесь важно понять, что эти динамически развивающиеся элементы организации как открытой системы имеют абсолютно разную динамику изменений, которые происходят в каждом из них. В этой связи взаимодействие стратегий, структуры и культуры организации, обусловливает, с одной стороны, их диалектическое единство, а с другой выступает в качестве важнейшего источника организационного развития. В главе уделяется внимание типологии организационных стратегий и структур, а также дается характеристика основных типов корпоративной культуры.
Пятая глава обращена к проблеме управления группой в системе организации. В ней рассмотрены такие аспекты, как групповая динамика, модели и методы управления группой и формирование эффективных команд. Важное место в данной главе отведено типологии групп в организации и феномену референции. Здесь вы найдете всесторонний анализ психологических аспектов групповой работы и функционально-ролевую характеристику структуры группы.
И завершается учебное пособие главой об организационных коммуникациях. В шестой главе раскрывается такая важная для социологии управления дефиниция, как «система организационных коммуникаций». В ней рассматриваются коммуникативная природа моделирования процесса управления в организации, коммуникативная природа принятия управленческих решений и их основные модели, коммуникативная природа конфликта и его формирующую функцию. Все это определяет сущность и значение вертикального и горизонтального распространения власти и осуществления политики как метода управления организацией.
Таким образом, давая определение предмета социологии управления, мы акцентируем внимание на том, что его следует понимать как процесс становления, функционирования и развития определенной сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей общности людей; как механизм социальных изменений и социальных отношений; и как закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.






