Введение. Область научного знания, которой определяется социология управления, лежит на стыке целого ряда наук

Область научного знания, которой определяется социология управления, лежит на стыке целого ряда наук. Такими науками, формирующими предметную область науки «социология управления», являются социология, социальная психология, менеджмент, в которую интегрирует данная наука и выступает в качестве детализированного научного знания. Поэтому будет вполне правомерным рассматривать социологию управления и как часть общей социологии, и как часть науки об управлении, где с разных ракурсов рассматриваются социологические аспекты управленческой деятельности. Значительное место в социологии управления занимают социально-психологические аспекты, которые раскрывают связи свойственные организации, как социальной системе, основным содержанием которой являются взаимодействие и отношения людей, их мотивационная сфера, интересы, ценности, смыслы и поведение.

В этой связи данное учебное пособие обращено к организации как основной форме социальной системы, как развивающей и развивающейся структуре, способом существования которой является взаимодействие людей, образующих социальные сообщества – группы и, вместе с тем, выступающих как отдельные личности.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие состоит из шести глав и приложений к практикуму.

В первой главе дается характеристика организации как формы социума, раскрываются типы и функции организационных структур в социально-экономическом пространстве. В этой главе делается акцент на том, что взаимодействие людей, создающих и составляющих организации, обусловлены их потребностями в структурировании своего взаимодействия для получения определенного результата. Поэтому управление в данном контексте выступает как метод функционирования организационной структуры, в связи с чем мы акцентируем ваше внимание на онтологии управленческих концепций.

Вторая глава посвящена рассмотрению проблем, связанных с моделированием социальных систем. Здесь особое внимание следует обратить на проблему сочетаемости различных моделей в рамках одной социальной системы, в качестве которой выступает организация. Степень сочетаемости во многом определяет успешность и эффективность организации, характеризуя этапы организационного развития.

В третьей главе пособия вы найдете очень важный материал о закономерностях организационного развития. Важнейшей проблемой, с которой сталкиваются организации, особенно на современном этапе развития общества, является проблема неопределенности среды. Неопределенность факторов, влияющих на организационное развитие, обусловливается высокой турбулентностью, в которой оказывается организация. Это приводит к тому, что, по определению П. Друкера, современному менеджеру, по сути, приходится управлять дискретным хаосом. Поэтому в данной главе, равно как и в последующих главах, наряду с характеристикой жизненных циклов организации, мы рассматриваем и различные методы преодоления неопределенности.

В четвертой главе рассматриваются организационные стратегии, структура и культура организации. Здесь важно понять, что эти динамически развивающиеся элементы организации как открытой системы имеют абсолютно разную динамику изменений, которые происходят в каждом из них. В этой связи взаимодействие стратегий, структуры и культуры организации, обусловливает, с одной стороны, их диалектическое единство, а с другой выступает в качестве важнейшего источника организационного развития. В главе уделяется внимание типологии организационных стратегий и структур, а также дается характеристика основных типов корпоративной культуры.

Пятая глава обращена к проблеме управления группой в системе организации. В ней рассмотрены такие аспекты, как групповая динамика, модели и методы управления группой и формирование эффективных команд. Важное место в данной главе отведено типологии групп в организации и феномену референции. Здесь вы найдете всесторонний анализ психологических аспектов групповой работы и функционально-ролевую характеристику структуры группы.

И завершается учебное пособие главой об организационных коммуникациях. В шестой главе раскрывается такая важная для социологии управления дефиниция, как «система организационных коммуникаций». В ней рассматриваются коммуникативная природа моделирования процесса управления в организации, коммуникативная природа принятия управленческих решений и их основные модели, коммуникативная природа конфликта и его формирующую функцию. Все это определяет сущность и значение вертикального и горизонтального распространения власти и осуществления политики как метода управления организацией.

Таким образом, давая определение предмета социологии управления, мы акцентируем внимание на том, что его следует понимать как процесс становления, функционирования и развития определенной сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей общности людей; как механизм социальных изменений и социальных отношений; и как закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.




double arrow
Сейчас читают про: