- сотрудничество ==> высокая аттракция
- конкуренция ==> низкая аттракция
Аттракция возникает в ответ на положительные действия (услугу, высокую оценку, заботу и т.п.): происходит перенос положительного отношения к подкреплению (действию) на его источник (на человека). При этом важно, какие мотивы приписываются субъекту подкрепления, когда оно воспринимается как манипуляторное (лесть, взятка) ==> низкая аттракция, и может, наоборот, возникнуть неприязнь.
Помощь или иное подкрепление вызывает аттракцию не только у объекта подкрепления к его субъекту, но и обратно: у субъекта к объекту (“Мы любим людей за то добро, которое для них делаем, и ненавидим за то зло, которое им причиняем.” Причина: сохранение самооценки, ибо признать, что совершил зло, значит занизить самооценку, легче занизит аттракцию: он плохой, поэтому я так поступил).
Итог: аттракция облегчает контакт, взаимодействие, повышает удовлетворенность общением, поэтому человек часто сознательно стремится произвести хорошее впечатление, работая над собственным имиджем.
|
|
Имидж как детерминанта межличностной аттракции.
Имидж – визуально-привлекательный облик человека. Это форма самопрезентации, позволяющая продемонстрировать свои наиболее сильные личностно-деловые качества и скрыть слабые. Это своеобразная МАСКА, позволяющая произвести желаемое впечатление на других.
Имиджелогия – специфическое направление науки и искусства, связанное с созданием привлекательного образа. Имиджмейкеры – специалисты в этой области. К их услугам прибегают многие политики, актеры, телеведущие и т.п.
Чем выше уровень притязания личности, чем активнее она взаимодействует с другими людьми, чем сильнее от них зависит и чем меньше уверена в себе, тем больше озабочена своим имиджем.