Методы управления группой

Методы управления группой весьма разнообразны. Они зависят, прежде всего, от того, какие цели ставятся перед группой. Так методы работы с группой, целью которой является психотерапия, в значительной степени отличаются от методов групповой работы по нахождению и принятию эффективных решений в процессе производства. Так же имеют свою специфику и методы управления группой, целью которой является проведение учебного или коррекционного тренинга. В нашем пособии мы рассмотрим методы управления производственной группой и группой учебной (коррекционной).

Основная задача, которую приходится решать современному менеджеру, заключается в нахождении грамотных управленческих решений, посредством которых усилия разных специалистов или подразделений организации направляются на решение сложных производственных проблем. В этой связи необходимо рассмотреть само понятие «групповая работа», которое в целом определяет методическое обеспечение тех или иных подходов при ее организации.

Под групповой работой следует понимать метод практической социологии, в основе которого лежит совместная деятельность индивидов, объединенных едиными целями, и осуществляющих действия по выработке норм группового поведения, межличностного взаимодействия и общения, определяющих направления и цели своей совместной деятельности, а также средства их достижения под руководством лидера, консультанта или менеджера.

Групповая работа включает в себя четыре взаимосвязанных аспекта. К ним относятся:

а). Содержательный аспект, выраженный совместной, личностно значимой деятельностью индивидов, направленной на достижение эффективного результата, имеющего высокое значение, как для группы, так и для каждого ее члена;

б). Качественный аспект, выраженный совместной деятельностью индивидов, рассматривающих группу как референтную с достаточно высоким уровнем сплоченности и выработанными общепринятыми паттернами группового поведения;

в). Структурный аспект, выраженный процессами, связанными с формированием группы, определением уровня и характера функционально ролевой дифференциации ее членов;

г). Координационный аспект, связанный с деятельностью в составе группы лидера, руководителя или внешнего консультанта, оказывающего влияние на процессы планирования, выстраивания внутригрупповых коммуникаций, принятия групповых решений и координирующего и контролирующего деятельность группы.

Существует несколько подходов к классификации методов групповой работы. Одним из них является классификация, соответствующая выше названными аспектами. Она представлена, соответственно, такими методами групповой работы как: а) содержательные; б) качественные; в) структурные; г) координационные.

Содержательные методы групповой работы направлены на оценку ситуации посредством анализа факторов внешней и внутренней среды организации, выявление и характеристику проблемы, целеполагание и определение методов решение проблемы и т.д. Качественные методы групповой работы направлены на выявление каузальных закономерностей, определяющих возникновение тех или иных ситуаций в группе, организацию внутригруппового взаимодействия в процессе совместной деятельности и принятия групповых решений, формирование внутригрупповой системы коммуникаций и повышение сплоченности группы. К таким методам можно отнести метод ролевой игры, арт-метод, метод транзактного анализа, гештальт-метод, файро-метод и т.п.

Структурные методы групповой работы направлены на формирование структуры группы, функционально ролевое распределение участников внутригруппового взаимодействия, формирование коммуникативной структуры внутригрупповых связей. Они включают как диагностические, так и формирующие методы. К ним можно отнести метод социометрии, ассиссмент, методы «разогрева» группы и др.

Координационные методы направлены на согласование и объединение индивидуальных усилий членов группы в единую коллективную работу. Выбор данных методов определяется позицией координатора и его ролью и социальным статусом в группе. Например, координирующую функцию может выполнять руководитель, один из членов группы, лидер, специалист, тренер, консультант, наблюдатель и т.п.

Другой подход к классификации рассматриваемых методов принадлежит социологу А.И. Пригожину, который считает, что групповая работа начинается со стадии знакомства с группой, когда происходит идентификация личности на основе ее деятельного опосредования в процессе совместной деятельности. На этом этапе происходит взаимное раскрытие участников групповой работы, определение функций и зарождение коммуникативных связей.

По мнению А.И. Пригожина дальнейшая групповая работа строится по трем основным линиям: а) по линии групповой динамики, б) по линии активизации группового мышления, в) по линии содержания групповой работы. Эти линии в групповой работе присутствуют одновременно и выступают как компоненты единой системы. Так при групповой динамике создаются условия для эмоциональной вовлеченности членов группы в совместную деятельность. Групповая динамика способствует оптимальной структуризации группы и распределению ролей и статусов ее членов. Методами, используемыми по линии групповой динамики, являются: метод активной паузы, метод визуализации процесса и его результатов, метод групповой саморефлексии, метод фасилитации и другие. Групповая динамика влияет на активизацию коллективного мышления, что обусловливает достижение эффекта синергии в группе.

Для активизации коллективного мышления в работе с группой могут быть использованы такие методы как синектика, мозговой штурм, групповая дискуссия и другие.

В применении содержательных методов групповой работы преследуется цель достижения практического результата групповой работы, например решение производственной задачи или нахождение оптимального способа разрешения проблемы.

Еще одной классификацией методов групповой работы является классификация, предложенная Д. Прюитом. Данная классификация основана на экспериментальных игровых методиках, применяемых в коррекционной или учебной работе с группой. К ним можно отнести такие как матричные игры, переговорные игры, локомоционные игры, коалиционные игры, социальные игры-ловушки.

Матричные методы.

Характерным примером матричной игровой методики является деловая игра «Дилемма узника». Это один из наиболее распространенных вариантов деловых игр, применяемых для анализа и нейтрализации межличностного конфликта в группе. Суть игры заключается в преодолении участниками «замкнутой» (эгоистической) центрации. Она основана на развитии умений: понимать друг друга, эффективно взаимодействовать, делать шаг на встречу друг другу. В конечном счете, матричные игры, подобные игре «Дилемма узника» приводят к пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры «против кого-то», когда выигрыш одного – это обязательно проигрыш другого, есть ситуации, когда можно выиграть только вместе. Особенно в бизнесе можно добиться большего, если выбрать стратегию на общий выигрыш.

Сущность данной стратегии можно представить в виде деловой маркетинговой игры «Айкидо – борьба на рынке». Стратегия Айкидо заключается в том, чтобы нейтрализовать сильные стороны конкурента, а также использовать активные действия конкурента для победы над ним самим. Цель такой стратегии заключается не в разрушении, а в завоевании превосходства, не в уничтожении противника, а одержание победы за счет уклонения от борьбы, в нейтрализации конкурента и получении возможности контролировать его действия. Стратегия Айкидо, – это рефлективная стратегия, которая направлена на обеспечение защиты от неспровацированной атаки со стороны конкурента, основанная на самосовершенствовании, что представляет особо ценный опыт.

В бизнесе стратегия Айкидо представляет собой переход от конкуренции к сотрудничеству посредством согласования интересов с конкурентами и создании с ними деловых стратегических альянсов.

При традиционной конкуренции обе компании не реализуют полностью свои цели, поскольку действуют на рынке параллельно и противостоят друг другу (рис. 14).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow