Групповая динамика

В современной психологической литературе понятие «групповая динамика» определяется как характеристика, отражающая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов. Эти процессы характеризуют весь цикл жизнедеятельности малой группы: образование, развитие, функционирование, стагнацию, регресс, распад.

К процессам групповой динамики относятся:

а) руководство и лидерство;

б) принятие групповых решений;

в) выработка групповых ценностей, установок, норм и правил организационного поведения;

г) формирование функционально ролевой структуры группы;

д) формирование сплоченности;

е) возникновение и разрешение конфликтов;

ж) групповое давление и другие способы регуляции поведения индивидов.

То есть все те процессы, которые обусловливают изменения, происходящие в группе в разные периоды ее развития.

В контексте групповой динамики можно рассматривать группу как социальную общность людей, которая характеризуется ограниченным числом реальных членов, между которыми возникают постоянные контакты, на основе функционально ролевой дифференциации, взаимозависимости, совместимости ценностных ориентаций, установок и общих целей и норм поведения.

Теория групповой динамики, как системное научное знание, опирается на положение о том, что единственной социальной реальностью, непосредственно данной исследователю, являются индивиды, поскольку они составляют малые группы и вступают между собой в различные формы отношений.

Понятие групповой динамики было сформулировано в 40-е годы ХХ века немецким ученым, представителем гештальтпсихологии Куртом Левиным для обозначения области социальных наук, изучающих эту реальность.

Исходными принципами, на которых построена теория групповой динамики, являются следующие: во-первых, малые группы могут быть представлены как целостные социальные образования; во-вторых, законы, характеризующие процессы, протекающие в малых группах, могут отражать в себе закономерности, обусловливающие развитее более крупных социальных образований, например, организации в целом.

В этой связи научные исследования в области групповой динамики касаются природы групповых связей, отношений внутри группы, влияния групповых стандартов на поведение индивидов, динамики власти и подчинения, структуры власти, стилей лидерства, процессов принятия групповых решений, конформизма и группового давления, социальных установок и тому подобного.

Понятие «групповая динамика» разнопланово.

В современной научной литературе существует несколько его значений:

1) групповая динамика как одно из направлений исследования малых групп;

2) групповая динамика как вид лабораторного эксперимента, используемый для изучения социальных установок и межличностных отношений в малой группе;

3) групповая динамика как совокупность динамических процессов, происходящих в группе в единицу времени.

Понятие групповой динамики, также, включает в себя и ряд научных концепций, которые рассматривают разные стороны данного явления. Это теории: «социального поля» (К. Левин, М. Дейч, Дж. Картрайт, Р. Липит); «социального взаимодействия» (Р.Ф. Бейлз, У.Ф. Уайт, Хоманс); «социальных систем» (Т.М. Ньюком, Р.М. Стогдилл); «статики и построения социальных моделей» (Р.Р. Буш, Г.А. Саймон, Дж. Френч, Дж.К. Хемфилл); «социометрии» (Е.Ф. Богат, Г. Линдсей, Морено) и другие.

На групповую динамику оказывают влияние различные факторы. К таким факторам относятся пол и возраст индивидов, их индивидуально психологические особенности и уровень образования, социальный и личностный статусы, а также размер группы и ее состав. Особую роль играют такие факторы как смыслы и ценности, на которые опираются индивиды, их внутренняя культура и способы самоидентификации в социальной среде. В зависимости от влияния разных факторов определяются и характеристики групповой динамики в конкретной реальной группе.

К базовым характеристикам групповой динамики относятся: цели группы, общегрупповые нормы поведения, структура группы, групповые роли и статусы, групповое напряжение и сплоченность, рост и развитие группы. Рассмотрим каждую из них.

Цели группы.

Формирование целей и задач группы создает основу для активной деятельности ее членов. Если рассматривать группу как формальную, то необходимо учитывать, в какую систему практической работы вовлечена данная группа. Цель группы определяется, как правило, философией организации и функционально ролевыми характеристиками, зависящими от специфики деятельности организации. Определенная направленность деятельности позволяет членам группы понять смысл и осознать значение групповых действий, а также соотнести собственные смыслы и цели со смыслом и целями организации. На процесс целеполагания в известной степени влияют и целевые установки руководителей и лидеров группы.

Как правило, они являются доминирующими при выработке общих групповых целей и паттернов группового поведения. Совпадение или несовпадение этих установок с ожиданиями остальных членов группы, соответственно, будут влиять на групповую динамику, порождая или устраняя конфликты и вызывая соответствующие реакции и действия. Поэтому при грамотном руководстве группой очень важно разобраться в проблемах и потребностях каждого участника совместной деятельности, помочь ему понять цели группы и изменить собственные установки, создавая тем самым благоприятные условия для достижения адекватной социальной адаптации и эффективного взаимодействия с другими членами группы.

Групповые нормы поведения.

Под нормами группового поведения понимается совокупность правил, требований и стандартов поведения, которые призваны регулировать отношения и взаимодействие между ее членами. Групповые нормы могут быть формализованными, то есть представленными в виде приказов, инструкций, правил, утвержденных руководителями. А могут быть и неформальными, представляющими собой глубокое личностное образование каждого участника совместной деятельности, такие как личностные установки, убеждения, мнения. Групповые нормы определяют, какие действия членов группы расцениваются как правильные, а какие не правильные. Какое поведение является допустимым, а какое не допустимым. Какие результаты деятельности индивидов и группы в целом являются желательными, а какие не желательными. Другими словами нормы группового поведения направлены на то, чтобы сформировать у членов группы представление о том, какая работа и какое поведение ожидается от них.

Нормы группового поведения можно подразделить на две категории: а) нормы, выработанные руководством организации или руководителем группы, и б) нормы, выработанные группой в результате длительного взаимодействия ее членов.

Нормы, которые задаются руководством организации, определяются, прежде всего, функционально-ролевой дифференциацией и целями, обусловленными стратегиями организации в целом. Такие нормы организационного поведения служат выполнению производственных задач и выполняют функции управления и контроля. В большинстве случаев они носят формализованный характер.

Нормы, вырабатываемые группой, основываются в большей степени на смыслах и ценностях членов группы, но в контексте организационных норм и правил поведения. Групповые нормы поведения носят в большей степени неформальный характер. Они опираются на мнения и суждения членов группы, особенно если последние занимают лидирующее положение в группе. Поэтому доминирующим фактором в выработке групповых норм являются моральные нормы, которые отражают в себе ценностные ориентации взаимодействующих членов группы.

Групповые нормы поведения весьма подвижны. Они могут изменяться под воздействием ситуаций, которые возникают в жизнедеятельности группы. Групповые нормы не всегда носят позитивный характер и в ряде случаев могут идти в разрез с организационными нормами поведения. Так, например лидеры группы в качестве нормы поведения могут установить допустимость панибратства и круговой поруки, что создаст дисбаланс в деятельности всей организации и усиление конфликтов между членами группы. Нормы группового поведения могут выступать и как альтернатива существующим организационным нормам и носить прогрессивный характер, направляя членов группы на поиск новаторских решений в достижении поставленных целей. Однако в любом случае нормы группового поведения требуют согласованности, особенно если они претерпевают определенные изменения под воздействием постоянно меняющихся факторов среды. Без этой согласованности не может быть организованной активности участников совместной деятельности в достижении эффективного результата.

Таким образом, можно утверждать, что нормы группового поведения есть формируемая категория социальных отношений. Мерой интернализации членами группы групповых норм является усилие, прилагаемое участниками группового взаимодействия для их выработки, сохранения и защиты. Так, например менеджерам приходится прилагать соответствующие усилия, чтобы установленные нормы и правила поведения выполнялись всеми членами группы. С этой целью используются механизмы поощрения и наказания. Вместе с тем нормы и правила поведения, выработанные самой группой, являются предметом защиты. Защищая установленные нормы группового поведения, группа, как социальная система, в известной степени оказывает на своих членов, а так же на взаимодействующих с группой «не членов» соответствующее давление, заставляя признавать установленные нормы и придерживаться их.

По мере развития группы, как и организации в целом, нормы поведения ее членов могут возникать, изменяться и отмирать. На одних стадиях организационного развития определенные нормы могут выступать как доминирующие, а на других стадиях те же нормы группового поведения могут рассматриваться как сопутствующие. На пример, на стадии «развития, основанном на руководстве» (Л. Грейнер) доминирующими нормами поведения является беспрекословное подчинение руководителю, жесткая иерархия власти и строгий контроль. А на стадии «развития, основанном на сотрудничестве», в качестве доминирующих нормами выступают свобода выбора при принятии решений, ответственность за полученный результат, творческая самореализация, командная работа и тому подобное.

Особое значение играют нормы группового поведения, которые характеризуют уровень организационной культуры. К ним можно отнести социальную защищенность членов группы, коллективный труд, взаимопомощь и наставничество, гордость за свою организацию и ответственность за общий результат, честность и внимательное отношение к заказчикам и партнерам по кооперации, новаторство и творчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: