Методы управления — это способы воздействия управляющей подсистемы — субъекта управления — на управляемуюподсистему — объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные.При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.
В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально- психологические методы.
|
|
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономическиеинтересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.Эти методы можно подразделить на две группы:
· методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
· методы, используемые предприятиями (организациями).
К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е.экономические факторы внешней среды предприятия.
Вторую группу составляют:
· система материального поощрения работников;
· система ответственности за качество и эффективность работы;
· экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;
· коммерческий расчет.
Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышениекачества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивациии оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:
· формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
· бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
|
|
· участие работника в распределении прибыли организации;
· предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении,повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
· предоставление работнику льготных кредитов;
· льготное страхование жизни работника и др.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.
Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения,финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.
охватывать все рычаги без исключения, и системным — охватывать весь объект управления по всей его иерархии.
Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка.В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придается снижению затрат на каждомэтапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административныхи других расходах.
Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансированияи распределение средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.
Административные методы управления включают:
· систему законодательных актов страны и региона;
· систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
· систему оперативного управления (систему власти).
В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.
Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязивсех подсистем менеджмента конкретной организации.
|
|
Большое значение имеет и система оперативного управления. Существует четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от прямого использования до практически полного отказа от власти.Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессамив коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально- психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Объектами управления социально-психологическими процессами являются:
· личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
· способы организации труда и рабочих мест;
· система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
· информационное обеспечение и его использование;
· система стимулирования работников;
· морально-психологический климат в коллективе;
· социально-бытовые условия работников.
Управление социально-психологическими процессами включает:
· разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
· анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
· разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
· организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
|
|
· регулирование социально-психологических процессов.
Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в немблагоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии,в организации являются:
· настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм);
· доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;
· творческая атмосфера в коллективе;
· согласие и единство действий в коллективе;
· отсутствие «показухи» и формализма в работе;
· доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
· эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;
· отсутствие давления руководителей на подчиненных;
· достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
· взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;
· принятие каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации (подразделении);
· удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
· доброжелательная и деловая критика;
· свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
· отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
· высокая степень взаимопомощи и пр.
Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знанияи умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.
При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется составлять социоматрицыи социограммы. Они позволяют определять отношения членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.