Глоссарий. Автократическое лидерство (autocratic leadership). Стиль лидерства, при кото­ром все решения принимаются непосредственно лидером



АВТОКРАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО (AUTOCRATIC LEADERSHIP). Стиль лидерства, при кото­ром все решения принимаются непосредственно лидером. Может вызывать неудовлетворенность со стороны группы и снижение качества продукта групповой деятельности. АВТОНОМИЯ (AUTONOMY). Независимость. Нейтрализатор лидерства. Если участникам груп­пы свойствен высокий уровень автономии, то они меньше нуждаются в указаниях лидера. АДВОКАТ ДЬЯВОЛА (DEVIL'S ADVOCATE). Роль одного из членов группы, который ставит под сомнение все групповые решения и идеи, чтобы подтолкнуть группу к доработке этих идей. В основе лежит метод, с помощью которого Католическая Церковь канонизирует святых - роль ад­воката дьявола состоит в том, чтобы подвергать сомнению причины канонизации и выдвигать ар­гументы против нее.

АДДИТИВНАЯ ЗАДАЧА (ADDITIVE TASK). Задача, желаемый результат которой определяется количеством (например распространение предвыборных листовок или перетягивание каната). АДРЕНАЛЕРГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (ADRENALERGIC STATE). Состояние физиологического возбуждения, начальный этап реакции «бей или беги». Отмечается изменение гормонального фона, частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания.

АКТИВНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ (ACTIVE LISTENING). Выслушивание, главная цель которого -понять сказанное. Предполагает высокую концентрацию внимания и проясняющие вопросы. АЛЬТРУИСТ (ALTRUIST). Тип социальной ориентации, при которой человек ВСЕГДА ставит по­требности других превыше своих собственных.

АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ (ALTRUISTIC DECISIONS). Тип решений, когда потребнос­ти других ставятся превыше собственных потребностей человека.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (DECOMPOSED GAMES). Метод создания ситуации, когда матрица выигрышей совпадает с условиями «реальной жизни» (например дилемма узника или игра в труса). АНАЛОГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ANALOGUE RESEARCH). Исследования, в которых изучае­мая выборка не эквивалентна той группе, для которой планируется обобщить полученные резуль­таты (например изучение стилей управления на выборке студентов второго курса колледжа). Мо­жет проводиться из соображений удобства или в том случае, если найти более подходящую вы­борку испытуемых будет сложно, или даже невозможно, как при исследовании стигматизированных групп, скажем, ВИЧ-инфицированных.

АНДРОГИНИЯ (ANDROGYNY). Поведенческая гибкость, позволяющая реагировать по маскулин-
ному или по феминному типу в зависимости от ситуации (см. Полоролевой опросник Бем)
АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ (ALCOHOICS ANONYMOUS). Первая из двенадцатишаговых про­
грамм самопомощи, разработанная без участия специалистов в области психического здоровья
для работы с поведенческими проблемами (в данном случае с алкоголизмом).
АНТИКОНФОРМНОСТЬ (ANTI-CONFORMITY). Намеренное нарушение существующих норм,
(см. также Психологическая реактивность и контраконформность). '
АРБИТРАЖ (ARBITRATION). Метод разрешения конфликтов с участием третьей стороны. Сущест­
вуют два типа: не обязывающий (когда группы соглашаются выслушать предлагаемое решение) и обя­
зывающий (когда группы заранее соглашаются принять то решение, которое будет им предложено).
АУТИСТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ (AUTISTIC CONFLICT). Кажущийся конфликт, которого на са­
мом деле нет. Проблема заключается в непонимании или неверной интерпретации поведения
другого человека. Еще известен как «ложный конфликт».

АУТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ (AUTOCINETIC EFFECT). Зрительная иллюзия, использован­ная Шерифом для изучения конформности. Участники оценивают движение неподвижной светя­щейся точки (иллюзия движения присуща зрительной системе), сначала по одному, затем в груп­пе, а потом снова индивидуально. Индивидуальные оценки, как правило, совпадают с групповыми. АФФИЛИАЦИЯ (AFFILIATION). Неосознаваемая потребность или желание быть с людьми. Уро­вень потребности отражается в стремлении присоединяться к различным группам. БАЛЛЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНИ (БИЖ) (LIFE-CHANGE UNITS). Баллы по шкале стресса, кото­рые отражают уровень перенесенного стресса и позволяют прогнозировать эмоциональные или физические реакции.

«БЕЗБИЛЕТНИКИ» (FREE-RIDERS). Люди, которые не вносят вклада в работу группы, так как считают, что их вклад не будет иметь никакого значения (часто служит извинением для тех, кто уклоняется от голосования).

БЛИЗОСТЬ (PROXIMITY). Один из наиболее ярких показателей физической привязанности, фи­зическая близость к человеку.

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ (DISEASES OF CIVILIZATION). Метафора Ганса Селье, описывающая болезненные состояния, вызванные стрессами, причина которых - жизнь в условиях «цивилизации». БОЯЗНЬ ОЦЕНКИ (EVALUATION APREHENSION). Беспокойство о том, как другие воспримут результаты деятельности человека. Лежит в основе феномена социальной фасилитации. БОЯЗНЬ УЧАСТИ ПРОСТАКА = P-S (FEAR OF SUCKER'S PAYOFF). Расплата за взаимное отступничество минус участь простака.

БРАТСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (FRATERNAL DEPRIVATION). Тип относительной депривации, при­чина которой не в том, что нам не хватает какого-то ресурса, а в том, что этого ресурса недоста­точно в той группе, к которой мы принадлежим (например банда или этническая группа). «БРОСАТЬ МОНЕТКУ» КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (TOSSING OF COIN). Один из возможных (но не самый эффективный) критерий решения, который может установить группа в целях разрешения конфликта.

ВЕЖЛИВОСТЬ (POLITENESS). Проблема, которая находит отражение в способе кодирования послания и определяется взаимоотношениями между людьми, статусом этих людей и размером ожидаемого вознаграждения.


ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (VERBAL COMMUNICATION). Коммуникация между людьми посредством речи.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (INTERDEPENDENCE). Ситуация соответствия результатов, когда ре­зультаты вашей деятельности определяются не только вашим, но и моим поведением. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ (RELATIONSHIPS WITHIN THE GROUP). Один из трех факторов, которые, по мнению Фидлера, определяют оптимальный стиль лидерства. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (INTERACTION). Ситуация, когда люди совершают обоюдные поступки. ВИНА СПАСЕННОГО (SURVIVOR GUILT). Психологические страдания, часто терзающие жертв, перенесших травму - ощущение, что «я не достоин жить, когда они погибли». ВКЛЮЧЕНИЕ (INCLUSION). Одна из трех потребностей, выявляемых с помощью теста ФИРО-Б, разработанного Шульцем.

ВЛАСТЬ (POWER). Возможность влиять на поведение других людей. ВЛАСТЬ (AUTHORITY). Связанное с легитимной властью Френча и Равена, «право» оказывать влияние на поведение других людей. Чаще применяется назначенными, чем лидерами, спонтанно выделеными группой.

ВЛАСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ (REWARD POWER). Возможность оказывать влияние на поведе­ние других людей, предлагая желаемый результат в обмен на выполнение просьбы. Одно из мощ­нейших оснований власти, по мнению Френча и Равена.

ВЛАСТЬ ЛИДЕРА (LEADER POWER). Один из трех ситуационных факторов, выделенных Фид-лером, которые, по его мнению, влияют на адекватность стиля руководства. ВЛАСТЬ ПОЗИЦИИ (POSITION POWER). Возможность влиять на других, пользуясь своим по­ложением в группе или в организации. Властью позиции обладают лидеры и руководители. ВЛАСТЬ ПРИНУЖДЕНИЯ (COERCIVE POWER). Поступки, совершаемые под угрозой негативных последствий. Создает высокую вероятность уступок и негативных чувств со стороны объектов. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ (THIRD PARTY INTERVENTION). Когда конфликт не уда­ется решить усилиями сторон, помочь в разрешении конфликта приглашают человека «со стороны». ВНЕШНИЕ ГРУППЫ (OUT-GROUPS). Другие группы, с которыми мы себя не отождествляем и к которым не принадлежим.

ВНИМАНИЕ (ATTENTION). Важный компонент эффективной коммуникации. Должно быть со­средоточено на словах собеседника, а не на формулировании ответа. ВНУТРИГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ (INTRAGROUP CONFLICT). Конфликт или расхождение во мнениях между членами одной группы.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ (INDIVIDUAL CONFLICT). Конфликт, протекающий в са­мом человеке (например, мечта стать стройной и желание съесть полкило пломбира). ВНУТРИРОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ (INTRA-ROLE CONFLICT). Дискомфорт, возникающий в связи с тем, что роль, исполняемую человеком, другие трактуют иначе (например, новобрачные обна­руживают, что у них разные представления о поведении, приличествующем роли «мужа»). ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ (OPPORTUNITY TO WITNESS ALTERNATIVE REACTIONS). Возможность наблюдать за тем, как другие реагируют на различные ситуации и чем эти реакции отличаются от наших собственных, - преимущество групповой терапии. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕЖИТЬ КАТАРСИС (OPPORTUNITY FOR CATHARSIS). Одно из преиму­ществ групповой терапии.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ АЛЬТРУИЗМ (OPPORTUNITY TO PRACTICE ALTRUISTIC BEHAVIORS). Позитивный результат участия в групповой терапии.

ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (OPPORTUNITY TO ENHANCE SOCIAL SKILLS). Групповая терапия обеспечивает безопасную среду, позволяющую отрабатывать навыки социального поведения и получать обратную связь, и тем самым совершен­ствовать социальные навыки.

ВОПРОСЫ О МНЕНИИ (OPINION-SEEKING QUESTIONS). Вопросы, нацеленные на то, чтобы выявить позицию других по обсуждаемой в группе проблеме.

ВОПРОСЫ О ПОЛИТИКЕ (POLICY-SEEKING QUESTIONS). Вопросы, функция которых в том, чтобы прояснить смысл процедур, осуществляемых группой.

ВОПРОСЫ ОБ ИНФОРМАЦИИ (INFORMATION-SEEKING QUESTIONS). Один из типов воп­росов, связанных с задачами.

ВОПРОСЫ ОБ ОРИЕНТАЦИИ (ORIENTATION-SEEKING QUESTIONS). Вопросы, нацеленные на то, чтобы выявить структуру группы.

ВОПРОСЫ ОБ ОТНОШЕНИЯХ (RELATIONAL QUESTIONS). Вопросы, возникающие внутри группы и преследующие цель разобраться в интерперсональных отношениях между членами группы.

ВОСПОМИНАНИЕ (REMEMBRANCE). Заключительная стадия процесса групповой социализа­ции, когда группа и ее бывший член вспоминают подробности ситуации. Если желание отделить­ся не было обоюдным или у человека не было «веских» причин уйти из группы, когнитивный дис­сонанс может привести к негативным воспоминаниям о произошедшем как со стороны группы, так и со стороны ее бывшего участника.

ВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (TEMPORAL CHANGES). Изменения, которые претерпевает груп­па или отношения за время существования группы.

ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (TIME PRESSURE). Фактор, который может пагубно сказаться на качестве группового решения или продукта.

ВСПЫШКИ ГНЕВА (OUTBURSTS OF ANGER). Типичный симптом ПТСР. ВТОРИЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ (SECONDARY TENSION). Напряжение, которое ощущается в груп­пе в преддверии неотвратимого конфликта. ВЫПОЛНЕНИЕ. Претворение группового решения в жизнь.

ВЫБРАННАЯ РОЛЬ (ACHIEVED ROLE). Совокупность ожиданий, предъявляемых к поведению человека на основании его целенаправленных действий (например окончание колледжа).


Глоссарий

 



ВЫРАЗИТЬ (EXPRESS). Второй этап модели коммуникации, предложенной Боуерами (ОВУП). На этом этапе участник коммуникации выражает свои чувства по поводу требуемых изменений в поведении.

ВЫСОКОКОНТАКТНЫЕ КУЛЬТУРЫ (HIGH-CONTACT CULTURES). Речь идет о том, что пред­ставители разных культур во время общения поддерживают дистанцию, варьирующуюся в зависи­мости от особенностей культуры. Представители высококонтактных культур, как правило, держат­ся ближе к собеседнику.

ВЫСЛУШИВАНИЕ ДЛЯ СЕБЯ (LISTENING FOR THE EGO). He обращать внимания на то, что говорит собеседник, ожидая следующей паузы, когда можно будет высказать свою точку зрения. ВЫСТАВЛЕНИЕ. Один из этапов процесса убеждения.

ГИПЕРВИГИЛЬНОСТЬ. Тенденция к гипертрофированным реакциям. Наблюдается у лиц, стра­дающих ПТСР, и личностей типа А.

ГИПЕРТРОФИРОВАННАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНОСТЬ. Один из симптомов ПТСР, часто проявляющийся как реакция панического страха в ответ на неожиданный звук. ГЛОБАЛЬНОСТЬ. Осознание пациентом в процессе терапии того факта, что у всех есть проблемы и что никто «не живет в замке из слоновой кости». По мнению Ялома, один из целительных факторов. ГОЛОСОВАНИЕ. Один из методов, с помощью которых группа может принимать решения. ГОМОФОБИЯ. Гипертрофированный страх и ненависть по отношению к гомосексуалистам. ГОРЯЧИЕ РЕАКТОРЫ (НОТ REACTORS). Более современный подход к личностям типа А, в рамках которого их рассматривают как чрезвычайно бурно реагирующих на стресс как физиологи­чески, так и психологически.

ГРУППА ВКЛЮЧЕНИЯ. Группа, с которой мы себя отождествляем и по отношению к которой испытываем чувство принадлежности.

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ. Группа, целью которой является оказание эмоциональной поддержки, а также помощь советами.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА. Влияние членства в группе на чувства, взаимоотношения и продук­тивность человека.

ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ. Присущая группам тенденция принимать полярные решения (или более рискованные, или более консервативные), -чем приняли бы те же люди, работай они пооди­ночке.

ГРУППОВАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ. Организация занимаемого группой простран­ства. Некоторые способы организации пространства (лепестковое расположение) способствуют групповому взаимодействию, а другие (социально-отталкивающая обстановка) препятствуют об­щению между членами группы.

ГРУППОВОЕ РАЗВИТИЕ. Стадии, которые проходит группа, с ходом времени претерпевая из­мерения по показателям напряженности, доверия и сплоченности.

ГРУППЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА. Тип групп самопомощи, основной акцент в которых делается не на искоренение недостатков или оказание кризисной поддержки, а на то, чтобы помочь чело­веку приобрести новые навыки, которые помогут ему повысить уже имеющийся уровень функциони­рования.

ГРУППЫ САМОПОМОЩИ. Группы, цель которых заключается в том, чтобы оказывать помощь в решении проблем (например, связанных с зависимостями или заболеваниями), организованные неспециалистами в области психического здоровья, в связи с кажущимся отсутствием адекватно­го лечения.

ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ. Один из симптомов, на которые жалуются жертвы ПТСР. ДЕЗОРИЕНТИРОВАННЫЙ-НЕДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ. Тип взаимоотношений между младенцем и неотзывчивой матерью или лицом ее заменяющим. В моменты страданий взрослый не обеспечи­вает ребенку ни ощущения надежности, ни комфорта.

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (DEINDIVIDUALIZATION). Ситуация, в которой человек старается уйти от персональной ответственности и идентичности для того, чтобы ему было легче совершать антисоциальные действия.

ДЕЙСТВИЕ (PERFORMING). Заключительная стадия модели группового развития, предложен­ной Козном и др., когда группа достигает оптимального уровня продуктивности. ДЕКОДИРОВКА (DECODING). В процессе коммуникации получатель должен перевести посла­ние на язык своих собственных мыслей. Этот процесс известен как декодировка. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ (DELEGATING). Действия лидера, когда он перекладывает часть своей от­ветственности или своих задач на другого человека.

ДЕЛЕЖ ПИРОГА (EXPANDING THE PIE). Метод решения проблем. Получение дополнительных ресурсов, позволяющих удовлетворить потребности всех.

ДЕЛИМАЯ ЗАДАЧА (DIVISIBLE TASK). Характеристика задачи, которая позволяет разделить ее на более мелкие, отдельные задачи и распределить их между членами группы (например надува­ние шаров для украшения зала перед балом). Потенциальная продуктивность такой задачи ВСЕ­ГДА будет выше, если она выполняется в группе, чем если ее будет выполнять один человек -пусть даже самый результативный в группе.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО (DEMOCRATIC LEADERSHIP). Стиль лидерства, при кото­ром лидер структурирует группу, но позволяет ее членам самим принимать решения. В отличие от автократического и попустительского стилей, демократический стиль лидерства позволяет до­стигать высочайшего уровня удовлетворенности и общей продуктивности (и качество, и количество). ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭГОИЗМА (DEMONSTRATIONS OF SELF-INTEREST). Один из возможных исходов конфликта. На свет выносятся личные интересы участников группы, которые, возможно, держались в секрете.

ДЕТЕКТОРЫ ЛЖИ (LIE DETECTORS). Полиграфы. Эти машины измеряют не ложь, а эмоцио­нальную реакцию на ложь, вот почему они так ненадежны.

ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ (DETECTING LIES). Одна из целей использования полиграфа. В реальной жиз­ни его точность не выдерживает никакой критики, он совершает недопустимо много ошибок, вы­давая как ложноположительные, так и ложноотрицательные результаты. ДЕФИЦИТАРНОЕ РАВНОВЕСИЕ (DEFICIENT EQUILIBRIUM). Исход социальной дилеммы, при котором проигрывают все.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СЕТИ (DECENTRALIZED NETWORKS). Коммуникационные сети, на­сыщенные действующими каналами, где информация не проходит через центральный фильтр. Спо­собствуют чувству удовлетворенности у членов группы, но иногда неэффективны с точки зрения групповой продуктивности.

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ (PROBLEM DIAGNOSIS). Одна из наиболее важных задач в про­цессе группового решения проблем.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ (DIAGNOSTIC INFORMATION). Один из возможных ис­ходов группового конфликта. Возобновление аналогичных конфликтов может пролить свет на ис­точники проблем в группе.


ДИАДА (ДИАДИЧЕСКИЙ) (DYAD (DYADIC)). Группа, состоящая из двух человек. ОТКЛОНЕНИЕ (DIVERGENCE). Один из возможных этапов процесса групповой социализации, в ходе которого человек разочаровывается в группе и принимает решение уйти или группа решает отпустить его.

ДИЗЪЮНКТИВНАЯ ЗАДАЧА (DISJUNCTIVE TASK). Задача, у которой только один правиль­ный ответ. Существует два типа: тип «эврика», когда правильный ответ, сформулированный од­ним из участников группы, немедленно осознается остальными (в этом случае группа ВСЕГДА пред­почтительнее, чем один человек), и тип «не-эврика», когда правильный ответ не сразу осознает­ся, и влиятельные члены группы могут убедить остальных в том, что этот ответ неверен. ДИЗЪЮНКТИВНАЯ ЗАДАЧА «ЭВРИКА» (DISJUNCTIVE TASK "EUREKA"). У такой задачи только одно правильное решение, которое сразу же становится очевидным. Для повышения про­дуктивности решения такой задачи группа подходит как нельзя лучше, так как с каждым новым ее участником повышается вероятность, что кто-нибудь найдет правильное решение. ДИЛЕММА ДИСКРЕТНЫХ (УРОВНЕВЫХ) ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ (DISCRETE OR STEP-LEVEL PUBLIC GOODS DILEMMA). Дилемма общественных благ, когда для поддержания ресур­са необходимо внесение определенного минимального вклада (например Памятник ветеранам Вьет­нама не будет построен до тех пор, пока организаторы не соберут пожертвования на покупку уча­стка земли, где планируется построить мемориал).

ДИЛЕММА ДОБРОВОЛЬЦА (VOLUNTEER DILEMMA). Тип социальной дилеммы, в которой вы­игрывают все, кроме добровольца, а если такового не найдется, то все проигрывают. ДИЛЕММА НЕИССЯКАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ (CONTINUOUS PUBLIC GOODS DI­LEMMA). Тип социальной дилеммы, когда невозможно запретить доступ к ресурсам тем людям, которые не вносят свой вклад в их поддержание (например общественные телеканалы или радио­станции).

ДИЛЕММА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ (PUBLIC GOODS DILEMMA). Ситуация смешанных мо­тивов, когда запасы ресурсов неистощимы и каждый человек может эксплуатировать эти ресурсы, не делая никаких взносов со своей стороны (например, общественное радио). ДИЛЕММА ПОЭТАПНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ. (см. дилемма дискретных общественных благ.) ДИЛЕММА УЗНИКА (PRISONER'S DILEMMA). Ситуация, структура которой такова, что мат­рица выигрышей провоцирует индивидуалистов и конкурентов демонстрировать отступничество. ДИРЕКТИВНЫЙ ЛИДЕР (DIRECTIVE LEADER). Стиль лидерства, при котором лидер структу­рирует группу, принимает решения и распределяет поручения.

ДИРЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ (DIRECTIVE STYLE). Тип поведения, демонстрируемый директивным лидером. ДИСКРИМИНАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ (JOB DISCRIMINATION). Действия, предпринима­емые на рабочем месте и связанные с какой-либо чертой или поступками человека, в результате которых он оказывается в невыгодном положении.

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ (DISPOSITIONAL). Связанный с особенностями личности или харак­тером человека. Один из типов атрибуции (и источник фундаментальной ошибки атрибуции) про­является в тенденции игнорировать ситуативные аспекты и объяснять поведение других через при­зму диспозициональной атрибуции.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИСТОЧНИКА (CREDIBILITY OF SOURCE). Один из факторов, влияющих на убеждение. Источнику, который производит впечатление надежного (хорошо осведомленного), больше доверяют.

ДОВЕРИЕ (TRUST). Убежденность, что человек будет поступать таким образом, что не причи­нит вреда или страданий. Групповой аспект, который претерпевает изменения с ходом времени, и отражается на качестве группового продукта. ДОМИНАНТНОСТЬ (DOMINANCE). Высокомерное управление другими. ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (DOMINANT BEHAVIOR). Поведение, которое чаще всего можно наблюдать в той или иной ситуации (например, если перед собакой поставить миску с едой, она сможет делать много разных вещей, но, скорее всего, она приступит к еде): ДОМИНИРУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ (DOMINATING STRATEGIES). Термин, которым Девис обо­значил'доминирующие стратегии поведения человека в ситуациях социальных дилемм. ДОНОСИТЕЛЬСТВО (WHISTLE-BLOWING). Привлечение внимания начальства к неэтичным или ошибочным поступкам участников группы. За доносительство группа нередко мстит. ДОПУСТИМАЯ НАГРУЗКА (CARRYING CAPACITY). Число пользователей ресурса, которые мо­гут его эксплуатировать без ущерба для самого ресурса.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ ОШИБОК (PERMISSIBLE ERROR RATE). Допустимое число оши­бок. Если его превысить, группа вмешается.

ДУХОВНОСТЬ (SPIRITUALITY). Одно из основных различий между афро-американцами и их бе­лыми соотечественниками, по мнению Джонса.

ДЮЗЪЮНКТИВНАЯ ЗАДАЧА «НЕ-ЭВРИКА» ("NON-EUREKA" DISJUNCTIVE TASK). Дизъ­юнктивная задача, в которой единственный правильный ответ не сразу становится очевидным; таким образом участники группы, обладающие более высоким социальным статусом или хорошо владеющие навыками убеждения, могут отговорить группу принять правильный ответ. ЕДИНОДУШИЕ БОЛЬШИНСТВА (UNANIMITY OF MAJORITY,). Заблуждающееся большинство может спровоцировать проявления конформности, но в значительно меньшей степени, чем когда большинство не настолько единодушно в своем заблуждении.

ЖАДНОСТЬ (GREED) = T-R. Жадность определяется по формуле «искушение отступить (раз­мер вознаграждения) минус выигрыш при взаимной кооперации».

ЖАРГОН (JARGON). Особый язык, служащий для оптимизации коммуникации внутри группы, а также для выявления и изоляции «чужаков».

ЖЮРИ ПРИСЯЖНЫХ «ГОЛУБЫЕ ЛЕНТОЧКИ» (BLUE RIBBON JURIES). Разновидность жюри присяжных, к которому прибегали до начала 60-х годов в ходе судебных разбирательств некото­рых сложных юридических дел, важным отличием которого считалось наличие у присяжных опре­деленного уровня компетентности, или тот факт, что они с высокой вероятностью смогут разоб­раться в нюансах дела.

ЖЮРИ ПРИСЯЖНЫХ, КОМПЕТЕНТНЫХ ОСУЖДАТЬ НА СМЕРТНУЮ КАЗНЬ (DEATH-QUALIFIED JURY). Жюри присяжных, все члены которого выразили готовность проголосовать за смертную казнь в качестве наказания за совершенное преступление. Такие присяжные чаще вы­носят обвинительный вердикт, чем те, кто не готов осудить обвиняемого на смерть. ЗАБОТА О ЛЮДЯХ (CONCERN FOR PEOPLE). Один из двух типов лидерского поведения, со­гласно административной сетке Блейка и Моутона. Предполагает особое внимание к чувствам и взаимоотношениям между людьми.

ЗАБОТА О ПРОИЗВОДСТВЕ (CONCERN FOR PRODUCTION). Второй тип лидерского поведе­ния в административной сетке. Особый акцент на достижение цели.

ЗАВЕРШЕНИЕ (TERMINATION). Последняя стадия процесса группового развития, во время ко­торой приводят в порядок незаконченные дела и уделяют больше внимания участникам, чем группе.


Глоссарий

 



ЗАДАЧИ МАКСИМИЗАЦИИ (MAXIMIZING TASKS). Задача, единственным критерием успеш­ного выполнения которой является количество.

ЗАКОННОСТЬ ВЗАИМНОСТИ (LEGITIMACY OF RECIPROCITY). Правомерность попыток ока­зать влияние на основании нормы взаимности (например: я должен тебе доллар). ЗАКОННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ (LEGITIMACY OF EQUITY). Правомерность попыток ока­зать влияние на основании норм социальной справедливости.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ (ALCOHOL ABUSE). Чрезмерное употребление алкоголя. Не обязательно синонимично алкоголизму. Тенденция к злоупотреблению алкоголем чаще про­слеживается у жертв посттравматическрго стрессового расстройства, особенно у мужчин. ИГНОРИРОВАНИЕ (LISTENING TO IGNORE). Форма «отказа от выслушивания», когда мы только делаем вид, что слушаем,,а на самом деле не обращаем внимания на слова собеседника. ИГРА В ТРУСА (CHICKEN GAME). Аналитическая игра, в которой структура матрицы выигры­шей такова, что оптимальным выходом для всех является кооперативная стратегия поведения. ИД (ID). Согласно теории Фрейда, основополагающая часть личности, которая не осознается, и которую на входе охраняет Эго (само сформировавшееся из Ид).

ИЗБЕГАЮЩИЙ-НЕДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ (AVOIDANT-INSECURE). Тип взамоотношений меж­ду младенцем и матерью или лицом, ее заменяющим, когда ребенок не воспринимает мать в качестве источника безопасности и комфорта. В большинстве случаев связан с неотзывчиво­стью взрослого.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ (SELECTIVE ATTENTION). Тенденция обращать внимание толь­ко на те факты, которые бросаются в глаза, или подтверждают нашу точку зрения. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ (SELECTIVE LISTENING). Ситуация, когда мы слышим только ту информацию, которую хотим слышать, или ту, которая соответствует нашим ценностям и установкам.

ИЗОЛЯЦИЯ (ISOLATION). Один из симптомов и ПТСР, и выгорания.

ИЛЛЮСТРАТОРЫ (ILLUSTRATORS). Движения, которыми говорящий сопровождает свою речь (жесты).

ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА (IMPLICIT LEADERSHIP THEORIES). Теория, согласно которой каждый человек имеет свой собственный эталон лидерского поведения, и, руководству­ясь этими эталонами, мы определяем, кому быть лидером, и оцениваем действия лидера. ИМПРОВИЗАЦИЯ (IMPROVISATION). Одно из различий между афро-американцами и пред­ставителями белой расы, обнаруженное Джонсом.

ИМПРОВИЗИРОВАННОЕ ЖЮРИ ПРИСЯЖНЫХ (MOCK JURY). Жюри присяжных, создавае­мое для аналогового исследования, участникам которого предлагают смоделировать ситуацию су­дебного слушания. Результаты такого исследования весьма противоречивы, так как последствия действий такого жюри невозможно сравнить с работой настоящих присяжных. ИНДИВИДУАЛИСТ (INDIVIDUALIST). Социальная ориентация, приверженцы которой ставят свои интересы превыше интересов других. Если индивидуалист делает выбор между двумя альтерна­тивами, в равной степени благоприятными для него самого, но при этом одна из них сулит его партнеру большую выгоду, чем другая, он выберет ту, что больше подходит его партнеру. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ (INDIVIDUALISTIC CULTURES). Культуры, где чело­века ценят выше группы, например Соединенные Штаты.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (INDIVIDUAL AUTONOMY). Один из «нейтрализаторов» -таких характеристик группы, благодаря которым лидерское поведение утрачивает свою актуальность. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (INDIVIDUAL DIFFERENTIATION). Стадия группо­вого развития, после которой разворачивается конфронтация. Группа совершенствуется по мно­гим показателям: сплоченность, доверие и продуктивность.

ИНИЦИАЦИЯ (INITIATION). Обряды или процедуры, которые необходимо пройти, чтобы стать членом группы.

ИНКВИЗИЦИЯ (INQUISITION). Одна из форм вмешательства третьей стороны в процесс раз­решения конфликта, когда третья сторона собирает информацию у представителей конфликтую­щих сторон (которым разрешается только отвечать на вопросы, но не отстаивать свою позицию), а затем выносит свое решение, которое стороны обязаны безоговорочно принять. ИНОКУЛЯЦИЯ (INOCULATION). Попытка повысить устойчивость к убеждению путем выдвиже-' ния более слабых доводов.

ИНТЕГРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ (INTEGRATIVE SOLUTION). Подход к разрешению конфликтов, в основу которого положены принципы решения проблем, когда каждая из сторон считает, что выиграла, по крайней мере, в ряде вопросов.

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (INTERPERSONAL ORIENTATION). Линия поведения в условиях социальной дилеммы, в основе которой лежит забота о благополучии других людей. ИНТИМНОЕ ПРОСТРАНСТВО (INTIMATE DISTANCE). Дистанция (размер которой зависит от принадлежности к той или иной культуре), которую поддерживают люди с партнерами по личному общению.

ИНТУИТИВНАЯ МОДЕЛЬ (INTUITIVE MODEL). Недавно наметившийся переход от логического и рационального подхода к принятию решений, что позволило применять другие, менее очевид­ные методы определения верного решения (например прислушиваться к внутреннему голосу). ИНФОРМАЦИОННАЯ СИЛА (INFORMATIONAL POWER). По мнению Френча и Рейвена, сла­бейшая из форм власти, когда поведение человека меняется под действием самой незначитель­ной информации (например известии о показе вечером очередной серии «Секретных материа­лов»). Если информация не относится к цели, то она не возымеет никакого влияния. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ (INFORMATIONAL INFLUENCE). Изменение поведения дру­гого человека при помощи информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (INFORMATIONAL NEEDS). Потребность человека в ин­формации, которую можно получить только от окружающих и измерить только субъективно (на­пример: не полнит ли меня эта юбка?)

ИССЛЕДОВАНИЕ (ЛИДЕРСТВА) В ШТАТЕ ОГАЙО (OHIO STATE (LEADERSHIP) RESEARCH). Одна из групп, выявивших две основных проблемы лидерства - задачу и социальные проблемы. ИССЛЕДОВАНИЕ (INVESTIGATION). По модели Морленда и Левайна, начальный этап процес­са групповой социализации, в ходе которого человек и группа пытаются определить, заинтересо­ваны ли они в установлении контактов.

ИСТИННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (ACTUAL EQUITY). Ситуация, при которой для каждой из сторон уравновешено соотношение выгод и затрат. В ситуации дисбаланса восстановление истинной спра­ведливости требует внести в ситуацию изменения, необходимые для восстановления равновесия. ИСТОЧНИК (СООБЩЕНИЯ) (SOURCE (OF MESSAGE). Важный аспект процесса убеждения. Чтобы убеждение было действенным, источник должен быть надежным и привлекательным. КАНАЛЫ (CHANNELS). Взаимосвязи между людьми в системе коммуникационных сетей.


КАНАЛЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (BACKCHANNELS). Поведение, посредством которого слушающий в ходе разговора демонстрирует понимание и согласие. В разных культурах обратные каналы дей­ствуют по-разному, представители коллективистских культур чаще используют их в ходе разговора. КИНЕТИКА (KINESICS). Невербальная коммуникация посредством движений. Часто называют «языком тела».

КЛАССИЗМ (CLASSISM). Предрассудок или дискриминация, связанная с социоэкономическим статусом объекта.

КЛИКА (CLIQUES). Принятые в группу на основании критериев, выработанных самой группой. Особенно ярко это явление выражено в подростковой среде (например «пацаны» или «подонки»). КЛИМАТ В ГРУППЕ (GROUP CLIMAT). Эмоциональное состояние группы (например: расслаб­ленное, напряженное и т. д.)

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ (PH.D.) (CLINICAL PSYCHOLOGIST). Специалист, получивший научную степень по клинической психологии. Часто занимается терапией. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (COGNITIVE DISSONANSE). Продолжение теории баланса, пред­ложенной Фестингером. Ситуация, в которой идеалы, ценности, мысли и действия человека проти­воречат друг другу. Дискомфорт, возникающий в связи с этим несоответствием (когнитивный диссо­нанс), можно облегчить, изменив один из компонентов таким образом, чтобы восстановить баланс. КОДИРОВКА (ENCODING). Процесс в рамках коммуникации, когда посылающий преобразует свои идеи и чувства в символы (слова или жесты), чтобы подготовить сообщение, которое ему предстоит послать.

КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ КУЛЬТУРЫ (COLLECTIVIST CULTURES). Культуры, в которых большее внимание уделяется не отдельному человеку, а группе. Примером коллективистской культуры может служить Япония, где тенденция к коллективизму выражена значительно больше, чем в Аме­рике, стране с индивидуапистическим укладом.

КОМПЕНСАТОРНАЯ ЗАДАЧА (COMPENSATORY TASK). Пример делимой задачи максимиза­ции. Как правило, группа справляется с такой задачей лучше, чем даже ее самые лучшие участни­ки по отдельности.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИСТОЧНИКА (COMPETENCE OF SOURCE). Одна из основ убеждения. Мы скорее будем доверять информации, если нам ее предоставит человек, обладающий обшир­ными знаниями в данной области.

КОМПЛЕКСНОСТЬ РОЛЕЙ (COMPLEXITY OF ROLES). Количество и формы поведения, состав­ляющие роль. Обращаясь за примерами к литературе, можно вспомнить, что роль Джульетты в траге­дии Шекспира носит значительно более комплексный характер, чем безмолвные роли друзей Ромео. КОМПЛЕКСНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ (COMPLEX DECISION PATHS). Часто встречающийся под­ход к принятию решений, при котором группа проходит циклы принятия решений, когда в резуль­тате принятия одного решения возникает необходимость перейти на следующий цикл. КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ РОЛИ (COMPLEMENTARY ROLES). Исполнение ролей запускает ком­плементарные реакции со стороны других людей. Например, если человек играет роль «мужа», его партнерша начинает действовать в соответствии с ожиданиями, предъявляемыми к роли «жены». КОМПРОМИСС (COMPROMISS). Способ разрешения конфликта в системе «поражение-пора­жение». Поскольку ни одна из сторон не достигает поставленных целей, такое решение крайне ненадежно. Следует использовать только в том случае, когда потерпели фиаско все известные подходы к решению проблем.

КОНКУРЕНТ (COMPETITOR). Тип социальной ориентации, при которой человек хочет не только «победить», но и «оставить в дураках» всех остальных. Поэтому конкурент предпочтет результат, при котором он сам получит меньше, чем мог бы, если он таким образом максимизирует свой выигрыш относительно достижений оппонента. Другое название - ориентация на относительную выгоду. КОНКУРЕНТНЫЙ (COMPETITIVE). Притязание на ограниченный ресурс и вместе с тем стрем­ление не допустить, чтобы вознаграждение получили другие. (Например: игроки футбольной ко­манды стремятся к победе, не только стараясь забить как можно больше мячей, но и не давая соперникам поразить свои ворота.)

КОНСЕНСУС О СТАТУСЕ (STATUS CONSENSUS). Все члены группы согласны относительно статуса одного из участников.

КОНСЕНСУС (CONSENSUS). Полное согласие. В процессе группового принятия решений кон­сенсус представляется предпочтительным в том случае, если важно, чтобы все члены группы вне­сли свой вклад в реализацию этого решения. Если все участники согласны, хотя бы на словах, то вероятность саботажа или появления среди них «безбилетников» снижается. Недостаток консен­суса заключается в том, что для его достижения необходимо много времени. КОНСУЛЬТАЦИЯ (CONSULTATION). Совет. Не является эквивалентом терапии. КОНТРАКТЫ (CONTRACTS). Формальное соглашение, используемое в ходе судебного рассмот­рения. Тенденция заключать контракты имеет культуральную специфику. Американцы предпочи­тают подписывать контракты, так как, по их мнению, они помогают предвидеть и предупредить возможные разногласия. С другой стороны, японцы считают, что требование заключить контракт свидетельствует о недоверии к партнеру.

КОНТРАКОНФОРМНОСТЬ (COUNTERCONFORMITY). Стратегия поведения, в рамках которой человек принимает политику группы, но поступает вопреки ее нормам (например, когда присяж­ный голосует за обвинительный приговор, тогда как все остальные голосуют за оправдательный вердикт). Может свидетельствовать о стремлении предотвратить феномен мандата или затормо­зить процесс группового принятия решения.

КОНФЛИКТ (CONFLICT). Ситуация, когда двое или более членов группы расходятся во мнени­ях; обычно наблюдается на промежуточных стадиях процесса развития группы. Адекватное разре­шение конфликтов является необходимым условием успешности группы. КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ПРОФЕССИИ (CONFLICT-PRONE RESPONSIBILITIES). Некоторые роли в группе или в обществе в целом предполагают выполнение обязанностей, которые прово­цируют или создают конфликты, например: офицеры полиции, переговорщики или аудиторы. КОНФОРМНОСТЬ (CONFORMITY). Тенденция человека «поддаваться» неявному давлению груп­пы и следовать групповым нормам.

КОНФРОНТАЦИЯ (CONFRONTATION). Стадия развития группы, на которой возникают конф­ликты. В случае удачного их разрешения в группе намечается прогресс как с точки зрения продук­тивности, так и в социо-эмоциональной сфере. Если конфронтация не будет должным образом нейтрализована, над группой нависает угроза саморазрушения.

КОНЪЮНКТИВНАЯ ЗАДАЧА (CONJUNCTIVE TASK). Один из типов задач, на основании кото­рых можно судить о том, один человек или группа как целое сможет добиться большей потенци­альной продуктивности. Задача такого типа не будет выполнена до тех пор, пока с ней не спра­вятся все члены группы (например эстафета). Таким образом, достижения группы определяются показателями худшего из ее членов.


Глоссарий

 



КООПЕРАТИВНЫЙ (COOPERATIVE). Характеристика типа поведения, когда человек печется о результативности группы как целого больше, чем о своей личной выгоде. КООПЕРАТОР (COOPERATOR). Человек, чья социальная ориентация побуждает его поступать в духе стратегии кооперации. Если другие отвечают ему антисоциальным поведением, у коопера­тора прослеживается поведенческая ассимиляция.

КООРДИНАТОРЫ (COORDINATORS). Один из альтернативных терминов, обозначающих лидера. Пользоваться этим термином предпочитают женщины и представители коллективистских культур. КРЕДИТЫ ИДИОСИНКРАЗИИ (IDIOSYNCRASY CREDITS). Привилегия лидера нарушать груп­повые нормы, пользуясь своим статусом, и вместе с тем аккуратное соблюдение их другими уча­стниками группы.

КРИТЕРИИ РЕШЕНИЯ (DECISION CRITERIA). «Правила», устанавливаемые для того, чтобы оп­ределить, как принимать решение (например голосованием или путем усреднения данных) КРИТИЧЕСКОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ (CRITICAL LISTENING). Внимательное выслушивание в стремлении понять суть коммуникации.

«КУКОЛЬНОЕ ЛИЦО» (NEOTENOUS FACE), Лицо с детскими чертами. Такие лица восприни­маются как чрезвычайно привлекательные.

ЛАТЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ (LATENT CONFLICT). Первая из пяти стадий конфликта, согласно модели Понди, во время которой условия для конфликта (например ограниченность ресурсов) уже существуют, но еще не осознаются.

ЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ (LEGITIMATE POWER). Влияние, основанное на соглашении между объектом влияния и власть предержащими, о том, что такое влияние правомочно и связано с социальными ролями (например повиновение офицеру полиции).

ЛЕПЕСТКОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ (SOCIOPETAL ARRANGEMENTS). Способ организации груп­повой пространственной экологии, способствующий социальному взаимодействию - например расставить стулья в круг.

ЛИДЕР (LEADER). Участник группы, который берет на себя выполнение действий, ассоциирую­щихся с ролью лидера.

ЛИДЕР ГРУППЫ (GROUP LEADER). Человек, принадлежащий к группе, который берет на себя выполнение действий, связанных с реализацией роли лидера, либо в результате назначения из­вне (или выборов), либо спонтанно.

ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЯ (ACHIEVEMENT-ORIENTED LEADER). Лидер, внимание которого направлено в основном на групповую продуктивность или достижения группы.

ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ЗАДАЧУ (TASK-ORIENTED LEADER). Тип лидера, кото­рый больше заботится о продуктивности, чем о членах группы.

ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ОТНОШЕНИЯ (RELATIONSHIP-ORIENTED LEADER). Один из двух типов лидера: лидер в первую очередь заботится о взаимодействии членов группы и об их чувствах.

ЛИДЕРЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ТИПА (CONSULTATIVE-TYPE LEADERS). Один из типов ли­деров, выявленных в рамках теории нормативного лидерства Врума и Яго. Лидеры такого типа принимают решение на основании информации, полученной от группы. Два других типа - авто­кратический и групповой.

ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО (PERSONAL DISTANCE). Физическая дистанция, которую мы со­блюдаем, общаясь с друзьями и знакомыми. В разных культурах ее размер существенно колеб­лется.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (PERSONAL CHARACTERISTICS). Еще одно название для одной из двух фундаментальных составляющих группы (другой составляющей является задача). ЛИЧНОСТЬ ТИПА A (TYPE A PERSONALITY). Самострессор и горячий реактор. Среди личнос­тей типа А уровень коронарных заболеваний выше, чем в среднем у населения. ЛИЧНОСТЬ ТИПА В (TYPE В PERSONALITY). Человек менее напряженный и менее предраспо­ложенный к стрессу, чем личность типа А. Среди представителей типа В уровень коронарных за­болеваний ниже, чем среди личностей типа В.

ЛОВУШКА (ENTRAPMENT). Когда человек настолько охвачен стремлением выйти из конфликта победителем, что жертвует ради этого многим, даже если затраты многократно превосходят выигрыш. ЛОВУШКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ACTIVITY TRAP). Тенденция, прослеживающаяся в группах (или у отдельных людей), непрерывно находиться в состоянии активности, часто мешающая осознать, что иногда бездействие тоже может быть целесообразным.

ЛОЖНООТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (FALSE-POSITIVE). Результат обследования (скажем, обследова­ния на детекторе лжи), когда ошибочно устанавливается отсутствие у человека искомого качества (или, как в случае с детектором лжи, аппарат ошибочно определяет, что испытуемый говорит прав­ду, когда на самом деле испытуемый лжет).

ЛОЖНОПОЛОЖИТЕЛЬНЦЙ (FALSE-NEGATIVE). Результат обследования, когда человеку по ошиб­ке приписывают обладание той или иной чертой. Ложноположительный результат обследова­ния на туберкулез показывает, что человек инфицирован, тогда как на самом деле он здоров. Ложно-положительный результат обследования на детекторе лжи выставляет правдивого человека лжецом. ЛОЖНЫЕ СЛУХИ (GRAPEVINE). Коммуникационные каналы, по которым в группах и организа­циях циркулирует информация. Часто несут корректную информацию об организации и ложные сведения о членах группы.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (PERSONAL CHARACTERISTICS). Одна из двух фундамен­тальных составляющих группы (другой составляющей является задача). ЛОЖНЫЙ КОНФЛИКТ (FALSE CONFLICT). Открытый конфликт в группе, связанный не с реаль­ным конфликтом, а с недопониманием между сторонами. Еще известен как артистический конфликт. МАЛАЯ ГРУППА (SMALL GROUP). Обычно в литературе определяется как группа, количество участников которой варьируется от 4 до 20.

МАНИФЕСТАЦИЯ КОНФЛИКТА (MANIFESTAT CONFLICT). Четвертая из пяти стадий конф­ликта, согласно теории Понди, на которой конфликт становится очевиден для окружающих. МАСШТАБ ЗАДАЧИ (SCOPE OF THE TASK). Один из ситуационных факторов, который, со­гласно ситуационной теории Фидлера, определяет адекватный стиль лидерства. МАТРИЦА ВЫИГРЫШЕЙ (PAYOFF MATRIX). Численное представление результатов поведения в ситуации взаимозависимости.

МЕДИАЦИЯ (MEDIATION). Форма вмешательства в конфликт третьей стороны, предполагаю­щая минимальное вторжение, когда третья сторона старается помочь конфликтующим сторонам самим разрешить конфликт.

МЕДИАЦИЯ-АРБИТРАЖ (MEDIATION-ARBITRATION). Недавно разработанная форма вмеша­тельства в конфликт третьей стороны, которая состоит из двух этапов. Сначала медиатор записы­вает и запечатывает в конверт решение, которое необходимо будет выполнить, если стороны не


смогут договориться в процессе медиации (этап 1). Если медиация не возымеет должного эффек­та, то конверт вскроют, и обе стороны должны будут подчиниться решению арбитра. МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ (INTERGROUP CONFLICT). Конфликт между двумя или более группами.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (INERPERSONAL RELATIONS). Взаимоотношения между людьми.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ (PERSONALITY CLASHES). Расхождения ценностей и приоритетов, которые могут послужить источниками внутригруппового конфликта. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ (INTERPERSONAL CONFLICT). Конфликт между двумя или более людьми; источники такого конфликта могут быть самыми разнообразными, МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ (INTERPERSONAL ROLE CONFLICT). Ситуация, когда на одну и ту же роль претендуют два человека. Форма соперничества. МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ (INTERORGANIZATIONAL CONFLICT). Ситуация, ког­да между двумя организациями возникает конфликт (например между корпорациями «IBM» и «Apple»). МЕЖРОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ (INTER-ROLE CONFLICT). Конфликт, переживаемый человеком, когда от него ожидают выполнения двух взаимоисключающих ролей (например: ваша дочь высту­пает в танцевальном шоу в то же самое время, когда проходит заседание совета директоров). МЕЖЭКСПЕРТНАЯ НАДЕЖНОСТЬ (INTER-RATER RELIABILITY). Корреляция между данными наблюдений разных исследователей. Минимально допустимый показатель - +9. МЕТААНАЛИЗ (METAANALYSIS). Метод статистической обработки, позволяющий сравнить дан­ные целого ряда научных исследований, посвященных одному и тому же феномену, сопоставляя величину и направление их результатов.

МЕТОД ДЕЛЬФИ (DELPHI TECHNIQUE). Техника номинальной группы, позволяющая экспер­там из разных уголков планеты выступать в качестве группы. Каждому из них предоставляется краткое описание задачи и предлагается высказать свои идеи о возможных путях ее решения. Затем эти идеи подытоживают и снова предоставляют на суд экспертов, которые высказывают в связи с этим новые идеи. Как правило, максимальная эффективность достигается после прохож­дения трех раундов. Эта техника претерпела значительные усовершенствования, а в некоторых случаях ее заменили новшествами коммуникационных технологий.

МЕТОД (ДОСТИЖЕНИЯ КОНСЕНСУСА) РИНЖИ (RINGI METHOD OF CONSENSUS). Метод, используемый японцами для достижения консенсуса в группе.

МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ-«ВЫБЕРИ ЧИСЛО» ("CHOOSE A NUMBER" METHOD OF CONFLICT RESOLUTION). Ситуация, в которой человек, чье число будет ближе всех к числу, загаданному третьей стороной, считается «победителем» в конфликте. Нередко такое решение носит дефицитарный характер, поскольку оно отражает ситуацию «победы-поражения», при кото­рой у проигравшего формируется мотивация проигнорировать или даже саботировать решение о «победе».

МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ «ОТ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО К ВЕСОМОМУ» (LIGHT TO HEAVY METHOD OF CONFLICT RESOLUTION). Предсказуемое нарастание неразрешенного кон­фликта.

МЛАДЕНЕЦ С НЕДОВЕРИТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ (INSECURELY-BONDED INFANT). Младенец, у которого не сформировалось ощущения близости и безопасности в отно­шении матери или лица, ее заменяющего, причиной чему послужила непредсказуемость поведе­ния внешнего мира.

МЛАДЕНЕЦ, УСТАНОВИВШИЙ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (SECURELY-BONDED INFANT). Прочные, комфортные взаимоотношения между младенцем и матерью или ли­цом, ее заменяющим.

МОДЕЛЬ ОВУП (DESC MODEL). Мидель тренинга коммуникации-ассертивности, разработанная Боуерами. Состоит из четырех этапов: (1) Описать, (2) Выразить, (3) Указать и (4) Последствия. МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (RATIONAL DECISION-MAKING MODEL). Модель принятия решений, которая предполагает, что следует определить все возмож­ные альтернативы и все возможные исходы. Неприемлемая на практике, эта модель тем не менее служит напоминанием о том, что нужно выработать как можно больше альтернатив решения. МОДЕЛЬ СКРЫТОГО ФАВОРИТИЗМА (IMPLICIT FAVORITE MODEL). Теория, предложенная Пауэром и Алдагом, опровергающая суть процесса принятия решений. Вместо того чтобы беспри­страстно подходить к оценке альтернатив, участники уже с самого начала держат в голове пред­почтительный вариант решения и стараются решить вопрос в пользу лоббируемого ими варианта. МОЗГОВОЙ ШТУРМ (BRAIN-STORMING). Метод выработки идей, который обычно трактуют превратно. Требуется подготовка и проведение двух отдельных собраний - первое посвящается генерированию идей при полном отсутствии какой бы то ни было обратной связи (позитивной или негативной), а во время следующего собрания оценивается качество идей. При условии кор­ректного проведения позволяет выработать достаточно много качественных альтернатив. Если же проводить эту процедуру так, как это обычно делается, то в результате группа получает лишь несколько совершенно тривиальных вариантов.

МОЛЧАНИЕ (SILENCE). Техника, применяемая в разговоре для демонстрации покорности или доминирования (как показатель нежелания идти на контакт).

МОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (ETHICAL CONFLICT). Ситуация, когда у сторон разные представ­ления о морально приемлемом решении.

МНОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ (OVERDETERMINATION). Тот факт, что большинство конфликтов разгораются на почве сразу нескольких причин, позволяет рассматривать их как сверхопределенные. Необходимо нейтрализовать все источники конфликта, в противном случае, кон­фликт не будет исчерпан.

НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ (BRIDGING). Метод разрешения конфликтов, направленный на выявле­ние истинных потребностей сторон и выработку решения, которое удовлетворило бы их потреб­ности.

НАДЕЖДА (НОРЕ). Один из факторов исцеления по Ялому, которые он считал необходимыми условиями эффективности групповой терапии.

НАДЕЖНОСТЬ ИСТОЧНИКА (TRUSTWORTHINESS OF SOURCE). Аспект убеждения, который гласит, что убеждение обречено на провал, если у нас возникнет ощущение, что источник инфор­мации говорит неправду.

НАДЕЖНОСТЬ (RELIABILITY). При измерении психологических характеристик - устойчивость показателей в течение некоторого периода времени (при условии устойчивости самого показателя). НАЗНАЧЕННЫЕ ЛИДЕРЫ (APPOINTED LEADERS). Лидеры, пользующиеся преимуществом того, что их либо назначили извне, либо выбрали сами члены группы. Назначение усиливает спо­собность лидера пользоваться легитимной властью, особенно в недавно сформированных (незре­лых) группах.


Глоссарий

 



НАКЛИКАННАЯ БЕДА (SELF-FILFULLING PROPHECY). Создание такой ситуации, когда про­гнозируемое поведение становится неизбежным.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FORMATIVE FEEDBACK). Информация о правильнос­ти выполнения задачи в течение определенного рабочего периода. Предполагает, что группа выя­вит целесообразные действия или скорректирует нецелесообразные поступки. НАПРЯЖЕННОСТЬ (TENSION). Бывает двух типов. Первичная напряженность - это естествен­ная тревога, которую испытывает каждый «новичок» в группе. Вторичная напряженность связана с групповыми конфликтами.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К НАЗНАЧЕНИЮ ПРИСЯЖНЫХ (SCIENTIFIC JURY SELECTION). Проти­воречивый процесс использования психологии в целях определения идеального состава присяж­ных в зависимости от того, какая из участвующих в процессе сторон сможет нанять консультанта. НЕБРЕЖНОСТЬ (MINDLESSNESS). Обнаруженная Лангером у американцев тенденция испол­нять просьбы, не анализируя, насколько они оправданы.

НЕГАТИВНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ (NEGATIVE POLITENESS). Третий уровень теории вежливости в коммуникации Брауна и Левинсона, когда говорящий пытается скрыть обманный контекст своей просьбы (например: «Раз уж ты все равно идешь в магазин, не купишь ли ты мне молока?»). НЕДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (NONDOMINANT BEHAVIORS). Диапазон поведенческих проявлений, которыми в данной ситуации пренебрегли в пользу доминирующего поведения. На­пример, голодная собака, перед которой поставили миску с едой, скорее всего, приступит к тра­пезе (доминирующее поведение); однако она могла начать лаять, выть, прыгать, остаться сидеть или делать еще много разных вещей (недоминирующее поведение).

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ (UNWANTED THOUGHTS). Симптоматичны для жертв, перенес­ших ПТСР и травмы. Частые воспоминания о травматических ситуациях. НЕЗАВИСИМОСТЬ (INDEPENDENCE). Ситуация, когда наши поступки служат отражением на­ших чувств и установок - мы не согласны с группой и даем об этом понять своим поведением. «НЕЗНАКОМАЯ СИТУАЦИЯ» («STRANGE SITUATION»). Диапазон ситуаций, в которые поме­щают младенца, чтобы оценить, насколько он привязан к матери или лицу, ее заменяющему. НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ (NEUTRALIZERS). Особенность задач, групп или ситуаций, благодаря ко­торым лидер может отдавать меньше распоряжений.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ (AMBIGUITY OF POWER). Один из трех критериев, выделенных Фидлером для определения наиболее эффективного стиля руководства (см. ситуационную теорию Фидлера).

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (UNCONSCIOUS PSYCHOLO­GICAL NEEDS). Согласно функциональному подходу к формированию групп, потребности в аф-филнации, привязанности и власти, которые не осознаются и удовлетворяются за счет членства в группе.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА ТРАВМУ (IMMEDIATE REACTION TO TRAUMA). Началь­ные этапы реагирования на травму, когда чаще всего нарушается режим питания, сна, работы и эмоциональное состояние человека.

НЕПРИЯТНОСТИ (HASSLES). Мелкие повседневные события, которые вносят дискомфорт в жизнь человека и выступают в качестве агрессоров.

НЕСОВМЕСТИМИМОСТЬ ЦЕЛЕЙ (GOAL INCOMPATIBILITY). Одна из возможных причин кон­фликтов между группами или внутри группы.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРУППЫ (INFORMAL ASPECTS OF GROUPS). В отличие от «по­ложения вещей, каким оно должно быть» (формальные аспекты группы), неформальные аспекты группы отражают «реальное положение вещей».

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ ЦЕЛИ (INFORMAL GROUP GOALS). Недекларируемые, под­разумеваемые групповые цели.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ СЕТИ (INFORMAL NETWORK). Каналы распространения коммуникации (на­пример ложные слухи).

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА (КОППИНГ-СТРАТЕГИИ) (INEF­FECTIVE COPPING SKILLS). Действия, предпринимаемые человеком в ответ на стресс или трав­му, к которым относятся бегство или отказ от решения проблем. Примерами могут служить зло­употребление алкоголем, наркотиками и отрицание.

НИЗКОКОНТАКТНЫЕ КУЛЬТУРЫ (LOW-CONTACT CULTURES). Культуры, представители ко­торых во время разговора сохраняют значительную дистанцию.

НОРМА ВЗАИМНОСТИ (NORM OF RECIPROCITY). Социальные ожидания о том, что мы отве­тим добром тем, кто отнесся к нам благосклонно.

НОРМА ДЕЗЕРТИРСТВА (RUNAVAY NORM). Одно из объяснений феномена огруппления мыш­ления, предложенное Дженисом. Утратив контакт с внешней социальной средой, группа начинает вырабатывать собственные неадекватные нормы.

НОРМА СПРАВЕДЛИВОСТИ (NORM OF EQUITY). Негласные правила социального взаимодей­ствия, требующие, чтобы мы справедливо обходились с другими.

НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ (NORMATIVE MODEL). Теория лидерства, предложенная Врумом и Йеттоном, а затем усовершенствованная Врумом и Яго, в которой стили лидерства различаются на основании того, группа или лидер принимают окончательное решение и в какой степени они в этом участвуют.

НОРМАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ (NORMATIVE INFLUENCE). Влияние норм, побуждающих участни­ка группы проявить конформность.

НОРМЫ ВНЕШНЕГО ВИДА (APPEARANCE NORMS). Негласные стандарты, устанавливаемые группой в отношении одежды, прически или украшений (например деловой костюм в офисе или татуировки и пирсинг в рок-группе). Эти стандарты подчеркивают принадлежность к группе. НОРМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ (ALLOCATION OF RESOURCES NORMS). Метод, при­меняемый группой для распределения вознаграждения. Существуют различные стили, в том чис­ле основывающиеся на принципах равенства и справедливости.

НОРМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАЧИ (PERFORMANCE-RELATED NORMS). Неписаные правила, устанавливая которые, группа определяет, какой объем работы необходимо выполнить за определенный период времени. Работников, которые нарушают эти нормы, так как работают слишком много, и поэтому идентифицируются с «бельмом в глазу», называют выскочка­ми, а негативное отношение к ним связано с тем, что их воспринимают как нарушителей заведен­ных правил.

НОРМЫ (NORMS). Неписаные, негласные ожидания, предъявляемые к поведению. НОЧНЫЕ КОШМАРЫ (NIGHTMARES). Симптомы ПТСР и первой стадии реагирования на травму. НУЛЕВОЙ БЮДЖЕТ (ZERO-BAZED BUDJETING). Способ сделать требования как можно более реалистичными, требуя подробного обоснования каждого из них.


НУЛЛИФИКАЦИЯ ЗАКОНА РЕШЕНИЕМ ПРИСЯЖНЫХ (JURY NULLIFICATION). Ситуация, когда жюри присяжных пренебрегает буквой закона и принимает решение на основании другого критерия.

ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ (GUILTY VERDICT). Решение, которое в ходе судебного разби­рательства принимает судья или жюри присяжных. При рассмотрении уголовных дел присяжные должны вынести обвинительный вердикт в том случае, если у них не останется сомнений в том, что подсудимый действительно виновен. В ходе слушаний по гражданским делам обвинительный вердикт выносится на основании перевеса доказательств, свидетельствующих о виновности. Од­ному и тому же человеку за совершение одного и того же преступления при условии соблюдения принципа «недопустимости вторичного привлечения к ответственности за одно и то же преступ­ление» могут быть предъявлены оба типа обвинений.

ОБРАЩЕНИЕ (CONVERSION). Процесс изменения установок. Может включать процедуру убеж­дения.

ОБЩЕНИЕ-ДОКЛАД (REPORTTALK). Тип коммуникации, который Таннен считает подходящим для пересказа фактов в ходе публичных-выступлений. Чаще используется американскими мужчи­нами не только в общественной, но и в частной обстановке.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСТАНЦИЯ (PUBLIC DISTANCE). В кинетике - дистанция, которую мы поддерживаем, разговаривая с незнакомцем. Представители высоко- и низкоконтактных культур, общаясь с незнакомцами, держатся от них на разном расстоянии.

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (ОАС) (GENERAL ADAPTATION SYNDROME (GAS)). Совокупность физиологических и психологических реакций на стресс, которая начинается с осоз­нания стрессора, а заканчивается либо эффективным преодолением стресса (коппингом), либо, возможно, даже смертью.

ОБЪЕКТ (TARGET). Человек, на которого направлена коммуникация или попытки оказать влияние. ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ ПРОСТЫМ ПРИСУТСТВИЕМ ДРУГИХ (MERE PRESENCE EXPLANATION FOR SOCIAL FACILITATION). Объяснение эффекта социальной фа-силитации, предложенное Зайнсом, которое гласит, что одно только присутствие других предста­вителей того же биологического вида способствует повышению уровня физиологического возбуж­дения, что и определяет феномен социальной фасилитации.

ОБЯЗЫВАЮЩИЙ АРБИТРАЖ (BINDING ARBITRATION). Форма вмешательства третьей сто­роны в конфликтную ситуацию, при которой третья сторона предлагает способ разрешения конф­ликта, а стороны заранее соглашаются его выполнять.

ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (GROUPTHINK). Явление, наблюдаемое в группах, которое, по определению Джениса, заключается в том, что группа утрачивает контакт с внешним миром и принимает никуда не годные решения.

ОКАЗАНИЕ ВЗАИМНЫХ УСЛУГ (LOGROLLING). Техника интегративного решения конфликта, при которой обеим сторонам дают возможность выиграть в тех вопросах, которые они считают для себя ключевыми, и уступить в менее значимых для них вопросах. Может проводиться времен­но, как в случае, когда один законодатель обещает проголосовать за законопроекты других в об­мен на их голоса в поддержку его «безделицы».

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (OPERATIONAL DEFINITION). Операция или действие, применяемое для измерения конструкта, который невозможно измерить непосредственно (напри­мер любовь или голод). Операциональное определение голода обычно строится на вполне опре­деленных показателях, например количество часов без еды или уровень сахара в крови. ОПИСАТЬ (DESCRIBE). Первый этап модели Боуеров, когда участники описывают, каких изме­нений в поведении они ждут. Это описание должно быть конкретным, объективным и касаться определенных форм поведения.

ОПРАВДАНИЕ (ACQUITTAL). Судебный вердикт, свидетельствующий о недостатке доказательств
вины. Не эквивалентен заключению «не виновен». Критерии оправдательных вердиктов различаются
в гражданском (перевес доказательств) и уголовном (вина подсудимого не вызывает сомнений) ко­
дексах. '.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ (IDENTIFICATION OF


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow