Эссеистика и литературно-художественная критика: основные формы

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку тему (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссе - литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем не менее вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.

Основной отличительной особенностью эссе является его краткость, и хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.

Традиционная классификация эссе на описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и т.д. при всем своем внешнем удобстве весьма сомнительна по существу, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Более точным и удобным было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе означает «опыты». Почти все определения начинаются с частицы «не», т. е. с того, чего там нет. В эссе дается не исчерпывающая или субъективная характеристика предмета. Это - набросок, эскиз. Если очерк стремиться к точности, то эссе к ассоциативности и не решает никаких проблем, он внутренне свободен.

Это наиболее постмодернистский жанр: быт окружает реальность, повседневность рассматривается с философских дистанций.

Это синтетический жанр. Сочетание того, что считается разнородным и даже противоположным. Автор свободно вовлекает в текст размышления, воспоминания и все остальное тоже. Тяга к импровизации: Э.Радзинский, Л.Парфенов.

Эссе - форма свободной беседы, размышлений вслух.

Эссе - чистая словесность.

Эссе - импровизация, проба пера.

Автор и все знает и не ведающий ничего. Но ему действительно не обязательно хорошо разбираться в теме, главное быть хорошим рассказчиком. Текст и есть сам автор.

Формула эссе «Ничто ни о чем», жанр - комментарий, необязательное высказывания. За простоту и индивидуальность автора ему прощают и неверные прогнозы. Общее авторское впечатление по поводу случившегося.

Типы эссе:

1. Линейный. Постепенное разворачивание мысли;

2. Циклический. Повествование выстраивается по типу каталога;

3. Фрагментарный.

Литературно-художественная критика - осмысление, разъяснение и оценка художественого произведения с точки зрения его современной значимости.

Основная функция литературной критики - формировать отношения читателя к современному литературно-художественному процессу.

Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией. Первым начал изучать теорию форм литературной критики Л. П. Гроссман. В статье "Жанры литературной критики" он выделил и проанализировал 17 типов критических трудов, не считая мелких видов: 1) литературный портрет; 2) философский опыт (эссе); 3) импрессионистский этюд; 4) статья-трактат; 5) публицистическая или агитационная критика (статья-инструкция); 6) критический фельетон; 7) литературный обзор; 8) рецензия; 9) критический рассказ; 10) литературное письмо; 11) критический диалог; 12) пародия; 13) памфлет на писателя; 14) литературная параллель; 15) академический отзыв; 16) критическая монография; 17) статья-глосса.

М. Я. Поляков выдвинул другой принцип классификации и группировки критических жанров, по структурно-композиционному соотношению в статье литературного факта и проблематики: 1) интерпретационный тип (когда в основе статьи движение от литературного факта к социальной и литературной проблеме); 2) идеологизированный (когда в статье совершается переход от проблемных высказываний к литературным фактам); сюда относятся в первую очередь обозрения; 3) разновидностью предшествующего типа оказывается статья с переходом от факта к факту; сюда примыкают литературный портрет, философско-критические этюды, отчасти рецензии; 4) рефлективные или полемические жанры, где литературные факты очень ограничиваются, зато на главное место помещается личность критика с определенной идеологической позицией, поэтому движение совершается от проблемы к проблеме.

Критика. До середины 19 века журналист и был критиком. Затем функции журналиста становятся более разнообразными, но способность квалифицированно судить тоже входило в квалификацию журналиста. До начала 90-х годов курс литературно-художественной критики был необходим в подготовке журналиста, сегодня - нет.

Критика имеет 3 полюса: наука, искусство, журналистика.

1. Актуальное истолкование художественной оценки.

2. Двойная адресованность критики. Адресаты: аудитория искусства и сами создатели искусства, творцы. Первые образовываются и воспитываются критикой, а вторые смотрятся в критику как в зеркало. Алгоритм создания: осмысление работы, анализ; создание концепции, написание текста.

Критика (греч.) - суждение. Судить необходимо квалифицированно, главным контекстом для критики является современность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: