Технология принятия группового решения

В исследованиях выявлено влияние на групповой процесс типа задачи, или формы организации (модели) совместной деятельности.

Потенциальным преимуществом группы при принятии решений выступают индивидуальные различия членов группы.

Первым необходимым условием является организация группы на принципах сотрудничества.

Вторым условием является роль лидера, формального либо неформального.

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы:

Первая фаза установление фактов. Сбор максимальной объективности ин­формации.

Вторая фаза оценка фактов. Зафиксировать имеющие­ся оценки, мне­ния членов данной группы.

Третья фаза поиск решений («квазибрейнсторминг») – цель - выработка различных вариантов решений.

Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стиму­лирования креативных идей.

Четвертая фаза — фаза принятия решения. Окончательное решение принимается на основе ана­лиза достоинств и недостатков предложенных вариантов, их выбраковки, объединения нескольких в одно, выработки основных путей.

Основной недостаток группового принятия решения – возможность выработать всех устраивающее, а не оптимальное решение проблемы.

Причины – в особенностях группового мышления или эффекта выравнивания.

Симптомами группового мышления могут выступать: стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этических норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости группы, давление на противников, ставка исключительно на единодушие.

Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное решение, не всегда является условием эффективного группового решения.

Профилактическим средством борьбы с групповым мышлением может быть внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности которого входит конструктивная критика предлагаемых идей. А также методы: вовлечения в группу новых членов, приглашение «зрителей», принятие окончательного решения только после того, как участники получили достаточное время для его анализа.

Еще один феномен, возникающий в процессе группового обсуждения - групповая поляризация изначальных установок членов группы до экстремальных.

Преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями помогает использование компьютерных технологий.

5. Особенности коммуникации в психокоррекционных груп­пах.

Психокоррекционными группами (или тренинговыми и те­рапевтическими)называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Эти группы символизируют создан­ную искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.

Психокоррекционные группы подразделяют на четыре категории:

- группы организационного развития или решения про­блем;

- группы обучения руководителей и развития межличностных навыков;

- группы личностного развития;

- терапевтические группы.

Опыт, приобретенный в специально созданной среде, может успешно использоваться и во внешнем мире.

Два типа функций поведения в психокоррекционных группах:

1) Функции решения задач мобилизуют группу на достижение определенных целей.

2) Функции оказания поддержки способствуют возникновению сотрудничества, взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповых целей.

Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач.

В большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей.

Та б л и ц а. Роли в психокоррекционных группах

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к про­блемам и целям группы. Предлагает спосо­бы преодоления трудностей и решения задач Вдо хновитель Поддерживает начинания других, выка­зывает понимание чужих идеи и мне­ний
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложе­ния, выдвинутые другими членами группы Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают раз­ногласия, сохраняет в группе гармонию
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пыта­ется координировать деятельность других членов группы Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддержива­ет в группе гармонию
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и вы­являет отклонения от намеченного курса Диспетчер Создает возможности для общения, по­буждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы общения
Оценщик Критически оценивает и применяет стандарты для оценки происходящих в группе про­цессов Нормировщик Формулирует или работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения по­ставленной задачи
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее чле­нов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

В любой группе есть нормы. Нормы поведения должны соответствовать целям группы.

Большинство членов группы; заботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить.

В группах могут возникать своеобразные содружества или подгруппы на основе дружбы.

Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые
ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при
этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, уст­раивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищен­ности.

Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявля­ется в сплоченных и гармоничных группах.

Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы высту­пает возможное снижение общего уровня критичности, наивный оптимизм в принятии решений, а также явление, получившее на­звание «огруппление мышления».

Привлекательность психокоррекционной группы повышает комплекс подготовительных мероприятий, в частности, позитивное описание ожидаемых результатов от приобретаемого в группе опыта.

Таким образом, прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении факторов, позволяющих оптимизировать функционирование видов малых групппосредством совершенствования системы внутригрупповой коммуникации.

Тема: Коммуникация в малой группе

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику специфическим феноменам коммуникации в малых группах.

2. Назовите важнейшие направления исследования групповой коммуникации.

3. Какие отличительные признаки присущи малым группам?

4. Что понимается под малой группой и в чем заключаются особенности коммуникации в малых группах?

5. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приве­дите примеры групп, к которым принадлежите вы.

6. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе.

7. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.

8. Раскройте основные механизмы влияния группы. (см. вывод 4)

9. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой ком­муникации? (см. вывод 5)

10. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации? (см.вывод 6)

11. Каковы особенности групповой коммуникации семьи?

12. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группого консенсуса?

13. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового реше­ния?

14. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений.

15. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах?

16. На какие категории обычно подразделяются психокоррекционные группы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: