Малая группа: понятие, отличительные черты

Коммуникация в малой группе

План

1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

2. Структура и динамика коммуникации в малой группе.

3. Семья как коммуникативная система.

4. Технология принятия группового решения.

5. Особенности коммуникации в психокоррекционных (тренинговых) группах.

Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

Основные подходы к изучению коммуникации в малой группе.

Явление групповой коммуникации возникает, в первую очередь, при непосредственном общении людей в малых группах.

Специфические феномены групповой коммуникации:

1) совокупность позиций членов группы относительно пополнения и хранения значимой для группы информации;

2) групповое влияние и степень идентификации человека с группой;

3) принятие группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которогопроисходят поиск и выработка общего группового решения.

В современной литературе присутствуют два основных подхода в исследовании коммуникации: механистический и деятельностный.

Указанные подходы задают концептуальную основу и важнейшие направления исследования групповой коммуникации:

- передача информации в группе (коммуникация в узком смысле слова);

- влияния групповых факторов на коммуникацию;

- осуществление коммуникации в различного вида малых группах и т.д.

Малая группа: понятие, отличительные черты.

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

Признаки малой группы:

- контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом;

- целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу;

- стабильность состава;

- устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом;

- наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

- удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.

Малая группа это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Вопрос о границах малой груп­пы.

Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада =2. О собенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

Триада =3. Свойства: наличием феномена большинства; возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля.

Верхний предел группы. Существуют различные мнения. Но наиболее распространенным является «магическое число» 7+2. Оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти.

Вторым подходом к определению верхней границы группы выступает утверждение о зависимости ее размеров от характера деятельности. Тогда это группа, представляющая собой некоторую единицу совместной деятельности, а ее численность определяется эмпирически: 10 – 20 – 30 - 40 человек.

Когда численность группы превышает определенную «критическую массу», она неизбежно распадается на подгруппы, клики, фракции.

Количество связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, если число членов возрастает в арифметической.

Например

Количество человек в группе Количество отношений в группе
   
   
   

Чем меньше по численности группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы.

Группа из 5—7 человек считается оптимальной.

Разновидности малых групп.

Типологи­ческие особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации.

Первая классификация типов малых групп принадлежит социологу Чарльзу Кули и суть ее в выделении первичных и вторичных групп.

Первичные группы - особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее чле­нов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой.

Вторичные группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы
используются различные «посредники», например в виде средств связи.

Вторая типология— деление малых групп на формальные и неформальные. Это деление было предложено американским социологом Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов в Чикаго в конце 1920-х - начале 1930-х гг.

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношения
в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне. Например, рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда.

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпатии, принадлежности к данной группе.

Часто различают не группы как таковые, а характер отношений внутри них: формальную и неформальную структуры группы.

Третья классификация разводит так называемые референтные группы и группы членства. Классификация предложена Г. Хайменом.

Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения.

Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он яв­ляется. Каждая из этих групп выступает своеобраз­ным каналом коммуникации, под воздействием которого и находит­ся человек.

По длительности существования выделяются:

времен­ные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде);

стабильные, относительное постоянство которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

Малые группы делятся также на от­крытые и закрытые в зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу.

Особый инте­рес представляют психокоррекционные группы или группы социально-пси­хологического тренинга — временные группы, специально соз­даваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руко­водством психолога-тренера.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

случайно организованная группа (например, экскурсионная);

ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест­венно личностно значимыми целями (например, ассоциация выпускников РЭУ);

корпорация, когда объединение происходит на основании внутренних целей, их достижение осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп (например, профессиональные или сословные объединения);

коллектив — такая форма организации групповой деятельности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями.

команда - группа, имеющую ясную, упорядоченную и экономную структуру, направленную на достижение поставленных целей и выполнение задач.

Членам команды присуща высокая степень владения следующими прикладными умениями:

• техническими или функциональными умениями;

• умениями принимать решения и решать проблемы;

интерперсональными умениями. Речь идет об умениях строить
отношения с другими людьми, эффективно используя разнообразные коммуникативные средства.

Функции групповой коммуникации.

1) формирование согласия и обеспечение согласованных действий;

2) информативная;

3) складывание особой культуры группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: