Основные понятия политической социологии

Политическая социология

Политическая социология — это отрасль социологии, изучаю­щая факторы, механизмы и формы социального действия людей в сфере государственной власти.

Политическая социология выясняет степень воздействия объ­ективных и субъективных, материальных и идеальных, диффе­ренцирующих и интегрирующих, статических и динамических факторов на политическое действие людей.

Политическая социология концентрирует свое внимание на поведенческих, а не институциональных (как политология) ас­пектах исследования сферы власти.

Теоретические предпосылки политической социологии сформи­ровались во второй половине XIX—первой половине XX в. В ра­ботах Алексиса де Токвиля (1805-1859), Карла Маркса (1818— 1883), Эмиля Дюркгейма (1858-1917), Макса Вебера (1864-1920), Вильфредо Парето (1848-1923. раз­личные варианты социологического подхода к изучению полити­ческой жизни. В середине XX в. политическая социология получила признание как самосто­ятельная дисциплина.

Наиболее авторитетными специалистами в области политичес­кой социологии в настоящее время считаются Гэбриэл Алмонд и Сидней Верба (теория и сравнительные исследования политичес­кой культуры), Пьер Бурдье (теория и эмпирические исследования политического поля), Роберт Даль и Арент Лейпхарт (теория и эм­пирические исследования демократии), Ральф Дарендорф и Льюис Козер (теория и эмпирические исследования политических аспек­тов социального конфликта А. В. Дмитриев и А. Г. Здравомыслов (тео­рия и эмпирические исследования политических конфликтов), В. О. Рукавишников и М. М. Назаров (теория и сравнительный анализ политической культурыГ. В. Голосов и В. Я. Гельман (теория и эмпирические исследова­ния электорального поведения.

Объект ПС – социально-политические отношения, охватывающие отношения между классами, социальными группами, этносами, странами.

Предмет ПС – законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой (соц.полит потребности, интересы, деят. личности)

Предмет политической социологии характеризуется системой ее понятий (мысленных конструкций, выражающих существенные признаки политических явлений в их взаимной связи). Анализ этой системы нужно начинать с понятия «политика». Согласно М. Веберу, политика означает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [Вебер, 646], политика связана с действиями людей в сфере власти.

Власть можно рассматривать как спо­собность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобяза­тельные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общест­венное отношение, в рамках которого одни люди оказывают опре­деляющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть поперемен­но властвующими или подвластными. Власть над людьми не явля­ется врожденным свойством особого типа людей, она создается со­циальными ситуациями.

В случае монополизации власти в руках одного человека или группы людей власть превращается в господство. Последнее озна­чает такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться (М. Вебер). Господство — это такое отношение, для которого ха­рактерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязыва­ние своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных институ­тов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, на­зывается государством. Государство, пишет М. Вебер, — это «отно­шения господства одних людей над другими, опирающиеся на ле­гитимное насилие» [Вебер, 646]. Государство представляет собой совокупность институтов власти.

Во всех исторически существовавших с начала периода цивили­зации и существующих в настоящее время обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинст­вом, которое называют правящей элитой [Гидденс, 97—98]. Это гос­подствующее меньшинство не является однородным — оно разде­лено на слои, которые ведут постоянную борьбу друг с другом за контроль над государственной администрацией (бюрократией), не­посредственно осуществляющей функцию управления. Эта группа людей обеспечивает господство элиты над населением. В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать вли­яние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему назы­вают гражданским обществом. Государство (совокупность институ­тов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической сиcтемы — механизма распределения и осуществления власти. Про­цесс создания, использования и изменения таких механизмов, со­ставляющий содержание социального действия в сфере власти, можно назвать политической жизнью. Отдельные люди и группы людей могут лишь активно или пассивно участвовать в ней (или не участвовать совсем).

Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В со­временных обществах существуют многочисленные (институциализированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим этого взаимодействия, обеспечивающий контроль создан­ных населением структур гражданского общества над администра­тивным аппаратом государства, называется демократией (народо­властием). В современном обществе существуют два типа демокра­тии: представительная и демократия участия [Гидденс, 86—87]. Альтернативный демократии режим, обеспечивающий контроль ад­министративного аппарата государства над структурами граждан­ского общества, можно назвать автократией (самовластием). В на­стоящее время автократия существует в формах авторитаризма (в республиках) и деспотизма (в монархиях). Способ участия людей в политической жизни называется политической культурой. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: