Политическая социология
Политическая социология — это отрасль социологии, изучающая факторы, механизмы и формы социального действия людей в сфере государственной власти.
Политическая социология выясняет степень воздействия объективных и субъективных, материальных и идеальных, дифференцирующих и интегрирующих, статических и динамических факторов на политическое действие людей.
Политическая социология концентрирует свое внимание на поведенческих, а не институциональных (как политология) аспектах исследования сферы власти.
Теоретические предпосылки политической социологии сформировались во второй половине XIX—первой половине XX в. В работах Алексиса де Токвиля (1805-1859), Карла Маркса (1818— 1883), Эмиля Дюркгейма (1858-1917), Макса Вебера (1864-1920), Вильфредо Парето (1848-1923. различные варианты социологического подхода к изучению политической жизни. В середине XX в. политическая социология получила признание как самостоятельная дисциплина.
Наиболее авторитетными специалистами в области политической социологии в настоящее время считаются Гэбриэл Алмонд и Сидней Верба (теория и сравнительные исследования политической культуры), Пьер Бурдье (теория и эмпирические исследования политического поля), Роберт Даль и Арент Лейпхарт (теория и эмпирические исследования демократии), Ральф Дарендорф и Льюис Козер (теория и эмпирические исследования политических аспектов социального конфликта А. В. Дмитриев и А. Г. Здравомыслов (теория и эмпирические исследования политических конфликтов), В. О. Рукавишников и М. М. Назаров (теория и сравнительный анализ политической культурыГ. В. Голосов и В. Я. Гельман (теория и эмпирические исследования электорального поведения.
|
|
Объект ПС – социально-политические отношения, охватывающие отношения между классами, социальными группами, этносами, странами.
Предмет ПС – законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой (соц.полит потребности, интересы, деят. личности)
Предмет политической социологии характеризуется системой ее понятий (мысленных конструкций, выражающих существенные признаки политических явлений в их взаимной связи). Анализ этой системы нужно начинать с понятия «политика». Согласно М. Веберу, политика означает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [Вебер, 646], политика связана с действиями людей в сфере власти.
Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными. Власть над людьми не является врожденным свойством особого типа людей, она создается социальными ситуациями.
|
|
В случае монополизации власти в руках одного человека или группы людей власть превращается в господство. Последнее означает такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться (М. Вебер). Господство — это такое отношение, для которого характерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязывание своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных институтов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, называется государством. Государство, пишет М. Вебер, — это «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие» [Вебер, 646]. Государство представляет собой совокупность институтов власти.
Во всех исторически существовавших с начала периода цивилизации и существующих в настоящее время обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинством, которое называют правящей элитой [Гидденс, 97—98]. Это господствующее меньшинство не является однородным — оно разделено на слои, которые ведут постоянную борьбу друг с другом за контроль над государственной администрацией (бюрократией), непосредственно осуществляющей функцию управления. Эта группа людей обеспечивает господство элиты над населением. В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать влияние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему называют гражданским обществом. Государство (совокупность институтов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической сиcтемы — механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания, использования и изменения таких механизмов, составляющий содержание социального действия в сфере власти, можно назвать политической жизнью. Отдельные люди и группы людей могут лишь активно или пассивно участвовать в ней (или не участвовать совсем).
Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В современных обществах существуют многочисленные (институциализированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим этого взаимодействия, обеспечивающий контроль созданных населением структур гражданского общества над административным аппаратом государства, называется демократией (народовластием). В современном обществе существуют два типа демократии: представительная и демократия участия [Гидденс, 86—87]. Альтернативный демократии режим, обеспечивающий контроль административного аппарата государства над структурами гражданского общества, можно назвать автократией (самовластием). В настоящее время автократия существует в формах авторитаризма (в республиках) и деспотизма (в монархиях). Способ участия людей в политической жизни называется политической культурой. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти.