История психологии в Средневековье и эпоху Возрождения
1. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века всвязи с социальными и идеологическими условиями эпохи.
2. Психологические проблемы в учениях А. Августина.
3. Психология Фомы Аквинского.
4. Развитие психологии в эпоху Возрождения.
Общая характеристика психологических воззрений в Средние века в связи с социальными и идеологическими условиями эпохи.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.
Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют:
|
|
– этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II — IV вв.). На этапе апологетики одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах.
– этап патристики (IV-VIII вв.) Это годы мрака, из-за отсутствия стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпидемии. Фактически единственным очагом стабильности, культуры, надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она объединяла в единое целое разрозненные и враждующие между собой племена. В этот период зародилось противостояние церковной и светской власти, которое было характерно для Средневековья. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.
– этап схоластики (XI-XIV вв.) предполагал не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания.
|
|
Таким образом, развитие в этот период психологии, было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой — богословием. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии. Эти взаимоотношения и обусловили характер представлений. В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода.
Так, появляются в психологии теории двух истин, которая была сформулирована в IX—X вв. арабским ученым Ибн Синой (имеющим в европейских кругах имя Авиценна) и вскоре получила широкое распространение в Европе. В этой теории утверждалось, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Несколько позже, в XII—XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название «деизм», которое утверждало, что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.
Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме — теории, разработанной известным богословом Фомой Аквинским, — была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они действительно имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.
Отдельно следует отметить, что большое влияние на психологию оказала арабская психология. Так, например, Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, ею работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Открытия Ибн аль-Хайсама (XI в.), в латинской транскрипции Альгазена. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой — присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливаются сходство и различие видимых объектов. Он изучил бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д., и указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз.
2.Психологические проблемы в учениях А. Августина.
Крупнейшим христианским мыслителем того времени был Аврелий Августин (354—430). Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона, который признавал различие духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), делал упор на иррациональные факторы духовной жизни. Христианская основа философии Августина заключается в признании им принципа первичности Бога и вытекающем отсюда превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом.
В области исследования познания Аврелий Августин придерживался теологических установок, утверждая, что наиважнейшим предметом познания является Бог и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду.
|
|
Понимание души у Аврелия Августина свелось к определению ее как самостоятельной субстанции, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препятствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т. е. телесные, наслаждения.
Аврелий Августин считал, что человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Таким образом, основой духовной жизни, по Августину, является воля, а не разум. Более того, познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.