Общая характеристика психологических воззрений в Средние века в связи с социальными и идеологическими условиями эпохи

История психологии в Средневековье и эпоху Возрождения

1. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века всвязи с социальными и идеологическими условиями эпохи.

2. Психологиче­ские проблемы в учениях А. Августина.

3. Психология Фомы Аквинского.

4. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

Общая характеристика психологических воззрений в Средние века в связи с социальными и идеологическими условиями эпохи.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаи­мовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Тесный контакт и зависимость от богословия дают основа­ния использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют:

этап апологетики, исторически предшествующий Сред­невековью (II — IV вв.). На этапе апологетики одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах.

этап патристики (IV-VIII вв.) Это годы мрака, из-за отсутствия стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпиде­мии. Факти­чески единственным очагом стабильности, культуры, надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она объединяла в единое целое разрозненные и враждующие между собой племена. В этот период зародилось противостояние церковной и светской власти, которое было характерно для Средневековья. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.

этап схола­стики (XI-XIV вв.) предпо­лагал не только пассивное усвоение старого, но и активное разъ­яснение и модификацию готового знания, развивала умение логи­чески мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания.

Таким образом, развитие в этот период психологии, было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психи­ки, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой — богосло­вием. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии. Эти взаимоотношения и обусловили характер представлений. В свя­зи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода.

Так, появляются в психологии теории двух истин, которая была сформулирована в IX—X вв. арабским ученым Ибн Синой (имеющим в европейских кругах имя Авиценна) и вскоре получила широкое распространение в Европе. В этой теории утверждалось, что истина знания и исти­на веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Несколько позже, в XII—XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название «деизм», которое утверждало, что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме — теории, разра­ботанной известным богословом Фомой Аквинским, — была при­звана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь при­мирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они дей­ствительно имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.

Отдельно следует отметить, что большое влияние на психологию оказала арабская психология. Так, например, Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим раз­витием организма и его психологическими особенностями в раз­личные возрастные периоды, ею работы заложили основы со­временной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрес­сов и их влияние на состояние психики. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аф­фекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Открытия Ибн аль-Хайсама (XI в.), в латинской транс­крипции Альгазена. В каждом зрительном акте он различал, с од­ной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой — присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливаются сходство и раз­личие видимых объектов. Он изучил бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д., и указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз.

2.Психологиче­ские проблемы в учениях А. Августина.

Крупнейшим христианским мыслителем того времени был Аврелий Августин (354—430). Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона, который признавал различие духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), де­лал упор на иррациональные факторы духовной жизни. Христи­анская основа философии Августина заключается в признании им принципа первичности Бога и вытекающем отсюда превос­ходстве души над телом, воли и чувств над разумом.

В области исследования познания Аврелий Августин придерживался теологических установок, утверждая, что наиважнейшим предме­том познания является Бог и в то же время он выступает и в каче­стве причины познания, помогая находить людям правду.

Понимание души у Аврелия Августина свелось к определению ее как самостоятельной субстанции, которая не является ни телес­ным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связа­на с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмерт­на. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препят­ствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т. е. телесные, наслаждения.

Аврелий Августин считал, что человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пас­сивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Та­ким образом, основой духовной жизни, по Августину, является воля, а не разум. Более того, познание истины о Боге может осуще­ствляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факто­ров над рационально-логическими в процессе познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: