Развитие психологии в эпоху Возрождения

В переходный этап развития науки, связанный с изменениями в общественном строе и переходе от феодальной культуры к буржуазной, ученые эпохи Возрождения считали главной зада­чей возрождение античных ценностей, очищение античной кар­тины мира от «средневековых варваров». Признаком нового идей­ного климата стало восстановление античных памятников культу­ры в их подлинном виде, хотя их восприятие, разумеется, было созвучно новому образу жизни, главными чертами которого стало возникновение мануфактурного производства, усложнение и со­вершенствование орудий труда, великие географические откры­тия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивав­шего свои права в ожесточенной политической борьбе. Все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а, следовательно, и его представления о мире и самом себе.

Сильные различия наблюдались в понимании главнейшего для психологии того времени трактата Аристотеля «О душе». Спорящие раздели­лись на две группы (коренное различие касалось вопроса о бессмертии души — главного вопроса в церковном вероучении):

аверроистами (разделяли разум (ум) и душу и считали разум, как высшую часть души, бессмертным);

александристами (настаивали на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом).

В Италии в период Воз­рождения принято считать Леонардо да Винчи (1452—1519), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью яв­ляется не божественный разум, а сила и продукт творца. Его мысли и идеи вызревали, что называется, «в поле», т. е. родились в практике, в художественных мастерских.

В Испании появились направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике Хуан Луис Вивес (1492—1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным спосо­бом познания природы человека является наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать. Хуан Уарте (ок. 1530—1592) в своей книге «Иссле­дование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Таким образом, в эпоху Возрождения идет возвращение к тради­циям и ценностям античной философии и психологии с их ант­ропоцентризмом и определением души как главного предмета и изучения, но с другой стороны, с возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, напри­мер, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания

В эпоху Возрождения ученые-гуманисты считали, что основой правильного воспитания является интерес воспитателя к личности ребенка, а не пассивное вкладывание в его сознание общепринятых норм, ценностей и привычек. Также в этот период были разработа­ны такие важнейшие принципы обучения, как наглядность и природосообразность, основы которых были заложены еще во време­на античности Аристотелем.

Так, поддерживая идею наглядности в сочетании с положи­тельными эмоциями у ребенка, была разработана новая система обучения детей грамоте и письму, заменив буквы из слоновой кости на буквы, выпеченные из съедобных материалов, которые потом съедались детьми, обеспечивая воз­никновение положительных эмоций.

Еще одним важным принципом воспитания и обучения стано­вится индивидуальный подход к личности каждого ребенка, раз­работанный в Вюртембергском школьном законе 1559 г. Однако все эти принципы воспитания и развития личности ре­бенка разрабатывались в интересах преподавания в узком смысле без ориентации на общее развитие личности. Психическое разви­тие ребенка изучали не само по себе, а как составляющую процес­са обучения, необходимую для его оптимизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: