Психология Фомы Аквинского

Фома Аквинский. В период Средневековья, называемый схо­ластическим (от слова «схоластика»), ведущей философской концепцией являлась концепция Фомы Аквинского (1225/26— 1274). который был первым схоластическим учителем церкви. Рассуждения Фомы Аквинского о душе, чувствах, памяти, спо­собностях души базируются на Аристотелевом понимании пас­сивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Аквинский наделяет душу формирующим принципом, дающим основу всей челове­ческой жизни. Душа — чистый субъект, не обладающий ничем, кроме способности сознавать.

Типологию души Аквинский строит на основе типов, выдви­нутых Аристотелем. Различаются три типа души:

§ вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая рас­тениям;

§ сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, про­извольными движениями;

§ разумная душа, которая присуща только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную спо­собность, и вмещает две предыдущие низшие души.

В отличие от Аврелия Августина Фома Аквинский разум ставит выше воли. Так же как и Аристотель, Аквинский считает источни­ком познания не божественные идеи, но опыт и чувственное вос­приятие индивида. Весь материал познания происходит из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: