Фома Аквинский. В период Средневековья, называемый схоластическим (от слова «схоластика»), ведущей философской концепцией являлась концепция Фомы Аквинского (1225/26— 1274). который был первым схоластическим учителем церкви. Рассуждения Фомы Аквинского о душе, чувствах, памяти, способностях души базируются на Аристотелевом понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Аквинский наделяет душу формирующим принципом, дающим основу всей человеческой жизни. Душа — чистый субъект, не обладающий ничем, кроме способности сознавать.
Типологию души Аквинский строит на основе типов, выдвинутых Аристотелем. Различаются три типа души:
§ вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям;
§ сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, произвольными движениями;
§ разумная душа, которая присуща только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
В отличие от Аврелия Августина Фома Аквинский разум ставит выше воли. Так же как и Аристотель, Аквинский считает источником познания не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания происходит из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.