Отношение к ВИЧ-инфицированным

1. Медицинская сегрегация и частичная изоляция

Сегодня, сложившаяся практика выявления ВИЧ- инфицированных вынуждает людей, подозревающих у себя наличие инфекции, обращаться за помощью только в центры СПИД и никуда больше, несмотря на то, что ни в одном законодательном акте не предписано, что ВИЧ- инфицированный должен получать медицинскую помощь только в таких центрах. Причина этого кроется в том, что ВИЧ - положительные люди знают, что, за процедурой выявления ВИЧ- инфекции следует обязательная процедура постановки на учёт в ближайшем центре СПИД, а следовательно, в какое бы медицинское учреждение они не обратились, в случае положительного результата теста на ВИЧ – инфекцию, их всё равно направят для лечения именно в эти центры. Этот факт приводит к тому, что инфицированное меньшинство оказывается частично изолированным от неинфицированного большинства

2. Запугивание и дискредитация

Запугивание и дискредитация ВИЧ- инфицированных происходит как на государственном уровне, так и через средства массовой информации и представлений общества о способах заражения.В первом случае, запугивание ВИЧ- положительных людей основано на том, что за заведомое заражение другого лица ВИЧ- инфекцией и за создание ситуации, когда присутствует риск такого заражения, ВИЧ- инфицированный несет уголовную ответственность, вне зависимости от того, было ли согласие партнера или нет или использовались ли средства предохранения, при которых невозможна передача инфекции. В результате, сам факт сексуальных отношений инфицированного человека с неинфицированным считается преступлением.

Средства массовой информации также влияют на общественное мнение о ВИЧ- инфицированный, конструируя и распространяя мифы о болезни у больных, рассказывая всему миру о «спидотерроризме», который заключается в том, что ВИЧ- инфицированные специально, из чувства злобы, колют инфицированными иглами людей в общественных местах. Разумеется, все эти рассказы- чистая выдумка, но именно так и нагнетается страх у неинфицированного большинства.

Кроме того, в сегодняшнем обществе превалирует представление о личной ответственности ВИЧ- инфицированных за заражение, в основном это связано с социально неодобряемыми видами поведения, а именно: с наркозависимостью и сексуальной распущенностью. Как следствие всего этого, ВИЧ- инфицированные люди не встречают сочувствия и сострадания со стороны представителей неинфицированного большинства.

3. Стигматизация

Стигма СПИДа содержит в себе дискредитацию, принижение, осуждение людей, больных синдромом приобретенного иммунодефицита или инфицированных ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) и предубеждение против них. Следует заметить, что дискриминация ВИЧ- положительных людей может быть открытой и скрытой. Открытая дискриминация означает, что открытое социальное непринятие и изоляция больного напрямую связывается со стигмой и, по этой причине, как только другие люди узнают о диагнозе, они отворачиваются от ВИЧ- инфицированного человека, его могут уволить с работы под предлогом его диагноза или вообще не принять на работу, ему отказывают во въезде в другую страну и т.д. В случае скрытой дискриминации, неинфицированное большинство демонстрируют социальное непринятие, находя другие предлоги, чтобы изолировать ВИЧ-инфицированных от общества.

Стигма СПИДа относится к тем индивидам или группам в обществе, которые уже стигматизированы, например с гомосексуалистами, наркоманами, проститутками. Другими словами, стигматизацию ВИЧ- инфицированных можно назвать вторичной стигматизацией. Именно это и отличает эту стигму от иных стигм. В её основе лежит страх, более конкретно - проекции разных видов страха, которые могут быть вызваны ассоциациями с болезнью и катастрофами. Поскольку, в случае ВИЧ-инфекции, заражение передается вирусом, природа и механизм передачи которого, для большинства людей, непонятны и ассоциируются с невозможностью защитить себя от него, то у людей возникает так называемый страх болезни. Страх болезни, в случае ВИЧ/СПИД, нерушимо связан со страхом проникновения, страхом нарушения целостности тела, а упомянутая мной выше невозможность защитить себя от вируса усиливает этот страх и он превращается в неопределенный. Кроме того, следует понимать, что страх болезни также, ассоциативно, связан со страхом смерти. ВИЧ в сознании людей, несмотря на открытие ингибиторов, остается неизлечимой болезнью и тесно связан с летальным исходом, неминуемой смертью.

Также, еще одним столпом, на котором строится стигма СПИДа является страх непонятного, страх неопределенности. Как известно, любая определенность лучше неопределенности, так как неопределенность вызывает в человеке ощущение отсутствия контроля над ситуацией. Страх неопределенности, вызываемый ВИЧ, связан с медицинскими прогнозами, продолжительностью жизни с болезнью и отсутствием четких временных границ.

4. Восприятие ВИЧ- инфицированных как угрозы собственной безопасности и стремление защититься от этой угрозы

Результаты исследования, проведенного И.В.Бовиной и Т.Б.Пановой показали, что коллективной угрозе – эпидемии ВИЧ-инфекции - люди противопоставляют коллективные защиты посредством выработки социальных представлений. В представлениях испытуемых, ВИЧ, будучи болезнью без внешних симптомов и без физических ощущений, остается проблемой социального порядка, болезнь оказывает свое влияние на, так называемое, социальное тело больного. В пользу этого положения свидетельствует наличие в представлениях о ВИЧ и ВИЧ – инфицированных социальных характеристик при отсутствии физических. Этот факт говорит в пользу действия механизма «не-я»-«другие» при формировании представлений о ВИЧ-инфицированных. В результате этого процесса, больные становятся другими и открывается возможность защититься от угрозы, не изменяя при этом своего поведения. (Бовина И.В., Панова Т.Б., 2010)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: