Жилые и общественные здания

Ликвидация последствий войны, наряду с восстановлением разрушенного, требовала безотлагательного нового строительства. Не хватало жилья. Срочно развернулось массовое строительство индивидуальных малоэтажных жилых зданий. Проектирование индивидуального жилого дома, несмотря на кажущуюся простоту, представляет серьезный экзамен как для начинающего архитектора, так и для опытного мастера. Добиться успеха совсем не просто — ограничены технические возможности, скупы выразительные средства. На первый план выступают творческая мысль, умение из обычных материалов и простых конструкций создать нечто новое. Естественно, что такая задача оказывается по плечу только талантливым.

В то же время это прекрасная школа повышения мастерства, позволяющая непосредственно прикоснуться к богатым народным традициям. В Днепропетровске накоплен значительный опыт строительства индивидуального жилья. В 1920-е гг. одним из лучших в республике был поселок им. Фрунзе. Не уступил ему и поселок «Строитель», оказавшийся в числе лучших в послевоенное время. На южной окраине города был создан крупный жилой массив, в проектировании которого приняли участие не только местные архитекторы М. Клебанов, О. Петров, но и архитекторы Киева — Я. Штейнберг, М. Агуф, Г. Граужис. Тупиковая система планировки позволила надежно изолировать приусадебные участки от городского транспортного шума. Планировка самих зданий очень рациональна и продумана. Фасады украшены декоративными орнаментальными вставками в духе украинских традиций (художник Г. Довженко). Жилой дом по проекту архитектора О. Петрова рассчитан на одну семью, остальные дома — на несколько семей.

Вслед за малоэтажным индивидуальным строительством постепенно стали возводиться крупные многоэтажные жилые дома, причем не только на месте разрушенных войной зданий, а и на свободных территориях. Наиболее интенсивно в начале 50-х годов застраивалась ул. Рабочая, значительно раздвинувшая городские границы в южном направлении. Это одна из наиболее интересных магистралей, созданных в восстановительный период. Застройка кварталов, формирующих Рабочую ул.,— смешанная. В глубине прячутся 2-этажные здания 228 серии. На красную линию выходят 4—5-этажные дома, разработанные московским Горстройпроектом при участии архитектора В. Яковлева. Композиция зданий отличается простотой, изяществом, выразительностью, использованием традиций украинской народной архитектуры.

Набережная Днепра стала другим важным участком городского строительства того времени. Пятиэтажная застройка вышла к берегам реки. Днепропетровские архитекторы сделали ширину береговой полосы достаточно большой. Немалая заслуга в этом главного архитектора города той поры И. Заиченко.

Несмотря на всю тяжесть послевоенного положения, разруху и лишения, забота государства о детях стояла на первом месте. Надо было воспитывать подрастающее поколение, нужны были детские ясли, сады, школы. Советское государство выделило необходимые средства на усовершенствование типовых проектов дошкольных учреждений. Интенсивно велось в послевоенное время школьное строительство. В номенклатуре школьных помещений города обязательными стали спортивный зал и лаборатории.

В первые годы после войны широкое распространение получили специализированные школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, которые были призваны обеспечить подготовку трудовых резервов страны. Школы ФЗО были укомплектованы специальными учебными мастерскими и общежитиями, обеспечивающими необходимые условия учебы и проживания учащихся. Удачным примером строительства таких объектов может служить построенная в 1949 г. в поселке им. Фрунзе по проекту архитектора М. Клебанова фабрично-заводская школа, состоящая из 3-этажного учебного корпуса и примыкающего к нему 2-этажного общежития.

Одновременно с правым застраивался и левый берег реки. У самого зеркала воды, в парке им. П. Воронцова по проекту Д. Щербакова в 1952 г. построена водная спортивная станция. Автору удалось органично объединить в объемно-пространственной композиции такие разные материалы, как железобетон и дерево. Рационально проведена вертикальная компоновка сооружения. Крыша эллинга служит основанием бытового корпуса с гардеробами и душевыми для спортсменов. Над бытовыми помещениями находится кают-компания. Эксплуатируемая кровля здания используется под открытую террасу. Все надстройки выполнены из деревянных конструкций, украшенных элементами классического ордера. Романтический образ архитектурного сооружения ассоциируется с кораблем, готовым выйти в плавание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: