Физиологическая характеристика цветового контраста как явления

При изучении явлений контраста выделяют 2 аспекта проблемы - психофизический и эстетический. Выводы, полученные при изучении контраста психологами и физиологами, могут служить научной основой для изучения теории контраста в художественной практике и средств художественной выразительности в живописи. Художник в творческой практике изучает законы проявления контраста: он наблюдает и изучает, во-первых, контрасты в постоянно изменяющейся природе и, во-вторых, на плоскости изображения (бумаге, картоне, холсте) контрастное влияние 2 или нескольких цветовых тонов, или мазков. Предметом изучения для художников являются, также, зависимость контраста от площади цвета, вызывающего это явление. Контрасты разделяются на 2 группы - ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждой из групп различают 3 вида контраста: одновременный, последовательный и пограничный (или краевой). Одновременный световой контраст - светлое на темном фоне кажется светлее (положительный), а темное на светлом темнее (отрицательный). Это зависит от яркости и от разности яркостей реагирующего и индуктирующего полей, от размера площади (чем меньше реагирующее поле, тем сильнее оно высветляется). При равной яркости большая площадь реагирующего поля всегда кажется темнее меньшей площади индуктирующего поля), зависит также от конфигурации реагирующего поля (круг, кольцо, квадрат или буква на одном и том же фоне в равных условиях освещения сопровождаются контрастом различной силы) и от расстояния между реагирующим и индуктирующим полями. Сила контраста уменьшается при увеличении расстояния между контрастирующими полями. Одновременный световой контраст проявляется не только в потемнении или посветлении реагирующихих полей, но и в кажущемся изменении их размеров. Светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно есть на самом деле, и наоборот, темное пятно на светлом фоне кажется меньше. Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии 2 хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Вид контраста, при котором изменяются не только светлота, но и цветовой тон и насыщенность, а у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок, называется хроматическим контрастом (Серое на красном фоне становится зеленым, на жёлтом –синеватым, на зелёном – розовым.). Особый интерес представляет контраст дополнительных цветов (с близкого расстояния повышение насыщенности и светлоты (яркости) цветов, с далекого вступает в силу закон оптического смешения цветов, сопоставляемые дополнительные цвета тускнеют и, в целом, превращаются в серое пятно. Изменение цветового тона в результате действия одновременного цветового контраста зависит от: разницы светлот сопоставленных цветовых тонов (заметен при приблизительном равенстве светлот), от насыщенности сопоставленных цветовых тонов, от размеров площади реагирующего и индуктирующего полей или от расстояния до точки наблюдения. При холодном - более сильный контраст, теплом - слабее, контраст зависит от яркости освещения.
Художники в практике живописи часто применяют метод контраста цветовых тонов по насыщенности, чтобы акцентировать чистоту, звучность того или иного цвета. При сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) возникает больший эффект контраста, чем при сопоставлении насыщенных цветов. Контраст по насыщенности виден и при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На черном или темно-сером фоне цветовой тон воспринимается менее насыщенным и, наоборот, на белом или светло-сером фоне - более насыщенным. Пограничный цветовой контраст возникает на границе 2 смежных цветовых тонов (желтый на границе с красным приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного эффект ослабевает). На возникновение этого влияет площадь реагирующего поля (если площадь реагирующего поля мала к площади индуктирующего поля, пограничный контраст не возникает, а если велика - то возникает). Пограничный световой контраст. Часть светлого участка, находящаяся рядом с темным, выглядит светлее, чем остальной светлый участок (впечатление пространственной вибрации и эффекта объемности). Необходимо учитывать художникам-текстильщикам в практической работе и художникам-живописцам при работе с натурной постановкой, в которой используются орнаментированные ткани. Последовательный контраст. Переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему, что объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветового тона, т.к. цветовые и световые ощущения имеют длительность и продолжаются еще некоторое время, а предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения (с ярко-красного цвета на серый, то возникает зеленоватый оттенок (только при восприятии насыщенных цветов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: