Методическая последовательность работы над рисунком головы

В отличие от гипсового слепка живая модель имеет различную окраску глаз, губ, волос, одежды и пр. Разность фактур (волос, кожи молодого и старого лица, драпировок, одежды и фона) требует умения разнообразить технику рисунка, находя и выражая более сложные тоновые отношения в передаче цвета светотенью. Рисуя живую модель, необходимо составить себе ясное представление о ее анатомическом строении и конструкции, чтобы лучше осознавать видимую форму. Рассматривая форму головы спереди, определить такие важные анатомические опорные точки, как макушка (свод черепа), теменные и лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, края глазничных впадин, скулы и скуловые дуги, корень и основание носа, формы верхней и нижней челюстей (угол нижней челюсти и подбородочные бугры). На боковых поверхностях головы опорными точками являются макушка (свод черепа), затылочные, теменные и лобные бугры, надбровные дуги, височная линия, края глазницы, скуловые кости и скуловые дуги, наружное слуховое отверстие, корень и основание носа,верхня челюсть, губы, тело, угол и подбородочные выступы нижней челюсти, сосцевидный отросток височной кости. При построении головы необходимо помнить, что в основе ее пластики заложена структура костей черепа и мышц. В процессе рисования головы следует опираться на знание характерных переломов, границ плоскостей объемной формы. Воспринимать натуру не по частям, а как единое целое.

1 этап. Внимательное изучение натуры. Рассматривая голову в фас, профиль, ¾ тном повороте и в ракурсе, мысленно представляем себе разрезы и сечения формы.

2 этап. Осуществляем композиционное размещение головы на листе бумаги (можно сделать наброски). Соотношение высоты и ширины. Общий объем. Устанавливаем движение (наклон головы и шеи) и основные пропорции. Крайние точки массы головы в виде овала.

3 этап. Определение расположения частей на лицевой поверхности. Определяем серединную линию головы и направление шеи. Помечаем основные профелирующие линии глаз, надбровных дуг, бровей и нижнего основания носа, разреза губ и положение осей носа и уха, лобные бугры, границы волос, углы нижней челюсти и подбородочные возвышенности. Относительно серединной линии определяем общий поворот формы головы. Для большей точности построения парные опорные точки соединяем легкими осевыми линиями. Уточняем детали головы и их местоположение.

4 этап. Переходим к линейно-конструктивному построению деталей лица (используя анатомические закономерности строения костей и мышц), пропорций и характера: бровей, наклона разреза глаз (формы глазного яблока, верхней и нижней век, положения радужки и зрачка), носа, верхней и нижней губ, подбородка и т. д. Внимательно рассматриваем пластику носа (от типа носа меняется рисунок спинки, крыльев носа и ноздрей), выражения глаз (характер глазной щели, посадка глаз в глазнице, пропорции и формы глаза), брови и оттеняющие взгляд ресницы, рот (характер губ определяется формой челюстей, величиной, формой зубов и прикусом). Работая над мозговым отделом головы, следует точно определить границы растительности над лбом, в височных впадинах и на затылке.

5 этап. Уточняем конструктивную форму головы и конкретизируем построение деталей более точной прорисовкой с легкой светотеневой проработкой. Переходы светотени помогают выявлению объема формы головы. Разбивка рисунка на свет и тень помогает увидеть свои ошибки в построении и пропорциях. Моделируя детали головы тоном, не забываем об их форме.

6 этап. Итоговая работа. Проводим тональную проработку формы. Пытаемся найти правильные тоновые соотношения, нюансы света и тени. Следует внимательно сравнивать рисунок с натурой, а детали подчинять целому. Если в процессе прорисовки деталей утрачивается целостность, то надо одни детали усиливать в тоне, другие ослаблять, пока рисунок не приобретет законченность и цельность, выражая характерные особенности данной натуры. Рисуя голову с фоном, помнить об их тоновом различии.

  2. Рефлексная взаимосвязь. Роль рефлексов в живописи. Отраженный свет, падающий на теневую часть объемной формы, образует рефлекс. По относительной светлоте рефлекс темнее светлой части поверхности, и светлее тени. Если сравнить освещенную часть предмета с его теневыми и полутеневыми участками, то можно увидеть, что они различаются не только по светлоте, но и по цветовому оттенку. Это происходит потому, что отраженный свет, падающий на теневую поверхность, имеет другой спектральный состав. В обычном зеркале отражаются полностью форма и цвет предмета. Отражение в зеркале — это явление рефлекса в чистом виде. Подобно зеркалу, любой предмет отражает окружающие, только эти рефлексы не так заметны. Поэтому цветовую характеристику группы соседствующих предметов, окруженных световоздушной средой, следует понимать как мозаику рефлексов. Яснее всего рефлексы выражены в полутенях и тенях, но присутствуют и на освещенной стороне. Цвет рефлекса зависит от противостоящего цвета. Рефлекс, совпадающий по цвету с цветом предмета, на который он падает, усиливает его цветовую насыщенность, рефлекс противоположного цвета уменьшает ее. Во всех других случаях рефлекс так или иначе изменяет цветовой оттенок поверхности формы. Чем многообразнее цветовая среда, окружающая предмет, тем многоцветнее рефлексы. Натюрморт из разноцветных предметов, обнаженное тело рядом с яркой тканью имеют разнообразные рефлексы. Чем большей отражательной способностью обладает предмет и чем больше источников отраженного света, тем сильнее чувствуется на нем влияние окружающей среды, тем сложнее его светотень и цветовые рефлексы. На белой поверхности это влияние заметнее, чем на темной; на матовой оно слабее, чем на глянцевой. Цветные рефлексы возникают и по другой причине. При бинокулярном зрении поверхности, образующие объемную форму, воспринимаются под разными углами к зрительным осям, поэтому правый и левый глаз видят неодинаковый световой поток, отражаемый той или иной поверхностью. Разница в цвете, видимом правым и левым глазом, настолько велика, что на одном и том же участке поверхности мелькает то один цвет, то другой. Получается своеобразная игра света и цвета. Если смотреть попеременно правым и левым глазом на снежную поляну в солнечный день, легко понять причину световых и цветовых мерцаний, которые возникают при наблюдении картин природы. (В солнечный зимний день снег особенно заметно отражает холодные голубые «небесные» оттенки и дополнительные к ним теплые розовые.) Блеск металла и полированной поверхности — явление того же порядка. Не только гладкие и полированные, но и шероховатые поверхности воспринимаются бинокулярно иначе, чем монокулярно. По этой причине цветная фотография, фиксирующая вид предмета лишь с одной оптической точки, не в состоянии полностью передать естественное зрительное впечатление. Фотографическое изображение только частично передает такие фактуры, как бархатистая и шелковистая.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: