Воздушная перспектива как физическое явление. Передача ее в графическом изображении

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.
Воздух - прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, т.е. толщи воздушного слоя, с увеличением влажности, частиц пыли, давления и пр. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид (при этом следует учитывать особенность зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, от свойств земной поверхности). Видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет, тем больше размер его изображения на сетчатке. Чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете. Вся глубина пространства делится на 3 плана – ближний (детализацией, т.е. тщательной прорисовкой всех, даже мелких, элементов), средний (выявляются только крупные части) и дальний (делается обобщенный набросок всего в целом, контур, светлоту или цвет).
1) все ближние предметы воспринимаются подробно, удаленные- обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изобразить детально, дальние - обобщенно.
Прозрачный воздух позволяет нам видеть на большом расстояннии (особенно хорошо после летних ливней), частицы мутят воздух и делают его менее прозрачным. Дальние предметы, обволакиваясь замутненным воздухом, теряют мелкие детали, четкость границ и контрастов.
2) все ближние предметы воспринимаются четко, удаленные - неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, удаленных - мягче. Загрязненность или замутненность воздуха изменяют светлоту их поверхностей. Светлота дальних предметов меркнет, темнеет. Темные или затемненные части, напротив, на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь затуманенный воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется световая завеса, которая, прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее.
3) на большом растоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притенять, темные - осветлять. Но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близки затененным, что делает их почти одинаково серыми, плоскими, нематериальными.
4) все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, дальние - плоско. Воздух насыщен крупными частицами пыли, дыма или капельками воды, образуя беловатого цвета дымку. По мере удаления предметов в глубину она прикрывает их, ослабляя цвет предмета и растворяя его в белесоватом тумане. Видимость становится плохой, но возникает контраст между яркой насыщенной окраской ближних предметов и осветленной дальних, подчеркивая глубину удаленности некоторых предметов.
5) все удаленные предметы, прикрытые воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки - фиолетоватый, синеватый, голубоватый или беловатый; для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, удаленные - бледными. Для предметов, расположенных близко от наблюдателя, характерно цветовое разнообразие, предметы кажутся объемными, многоцветными и разнообразными, а удаленные - плоскими, одноцветными и однообразными.

6) все ближние предметы кажутся многоцветными, удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы изображаются различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: