В выборе метода воздействия на военнослужащего подлинным педагогическим мастерством является применение нестандартного решения

Методы и приемы воспитания, основанные на нестандартных решениях, относятся к нетрадиционным.

Анализ воспитательной деятельности офицеров показывает, что нетрадиционные методы и приемы воздействия на подчиненных можно подразделить на две группы:

1) воздействие по принципу "ожидаемая реакция — обратная реакция";

2) методы и приемы, выработанные в процессе личной воспитательной практики.

Характерным для первой группы методов и приемов является воздействие на военнослужащего по принципу "ожидаемая реакция — обратная реакция ". Суть этого принципа заключается в неожиданной для подчиненного положительной оценке его проступка, неправильного поведения, что вызывает в нем положительный стресс, шоковое состояние и помогает по-новому взглянуть на себя, сделать переоценку своих взглядов и поведения. Другую группу нетрадиционных методов и приемов составляют методы и приемы, выработанные на основе личной практики воспитательной работы командиров и начальников.

В индивидуальной воспитательной работе командирам, особенно молодым, важно не встать на путь применения антипедагогических методов и приемов (опора на "дедовщину" в поддержании дисциплины; коллективные наказания; рукоприкладство и т.п.), дающих обратный результат, подрывающих веру подчиненных в командира, в его способность навести уставной порядок правомерными действиями.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педагогической коррекции поведения военнослужащих.

При коррекции на ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования.

Коммуникативная адаптация — предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с которыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого. Коммуникативное включение — установление и расширение непосредственных контактов прибывшего в подразделение военнослужащего с членами коллектива. Особенно это важно для взаимоотношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

Коммуникативное отстранение — предназначено для минимизации нежелательных контактов с подчиненным. Эффективный прием для этого метода — обязать чем-либо такого человека, скажем поручить подготовить к показному занятию всю его служебную документацию.

Коммуникативная изоляция — стараться не общаться с данным военнослужащим, не замечать его с целью демонстрации нежелания иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (аморальные) поступки.

Коммуникативная "мобилизация " — создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

Прямое воздействие — прямое, непосредственное предъявление требований, например: "В нашем подразделении не терпят проявления халатности в выполнении специальных работ".

Эффект "значимых других" — воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков.

Исключение альтернативных воздействий — исключение отрицательного влияния на подчиненного, например со стороны негативного лидера и т.п.

Практическая эмпатия — "вхождение" в положение военнослужащего, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

Психологическое "поглаживание" — поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и тем самым затрудняет эмоциональные срывы.

При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции:

Коррекция статуса — разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его статуса. Например, в такой ситуации, как нежелание офицера прямо или косвенно подчиняться начальнику, который младше него по возрасту, необходимо разъяснение, что он имеет статус подчиненного.

Коррекция самооценки требуется при значительно пониженном или завышенном ее уровне, что вызывает неадекватную реакцию военнослужащего на происходящие в межличностных и коллективных взаимоотношениях события. Коррекция уровня сформированности опыта саморегуляции поведения. Достигается созданием условий его повышения, оказанием помощи личности в формировании навыка разрешения противоречий неконфликтными способами, в переносе опыта саморегуляции из одной сферы в другую.

Коррекция межличностных отношений. Представляет собой индивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуациях по соблюдению ими педагогического такта в общении, оказание помощи в разрешении противоречия и т.п.

Коррекция свойств характера подчиненного. Это может быть самодовольство, барство, снисходительность, хвастливость, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей и т.п. Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства, как неуверенность в себе, склонность винить себя во всем.

При выборе форм, методов и приемов воспитательного воздействия на военнослужащего важно учитывать не только решаемые им задачи и сложившуюся в коллективе обстановку, но и качественные изменения, которые произошли в последнее время у различных категорий военнослужащих под воздействием, в первую очередь, социально-экономических факторов.

В связи с быстро меняющейся обстановкой в обществе, в армии резко обострились такие отрицательные качества, присущие части старших офицеров, как закрепощенность, нежелание обновлять и менять установки, навыки и умения. Для этой категории офицеров характерны чувство дисгармонии, неуверенность в завтрашнем дне, стрессовые ситуации. В мотивационной структуре их служебной деятельности открыто превалируют материальные интересы, предпенсионные настроения, оборачивающиеся слабой служебной активностью.

Кризисные явления в обществе сказались и на молодых офицерах, более подверженных негативным воздействиям, что обусловлено спецификой возраста, недостаточным жизненным опытом, сложностью их адаптации к офицерской должности, новому статусу и роли, социально-психологическим условиям службы. Из армии ежегодно увольняется большое количество молодых офицеров. Наблюдается тенденция к росту правонарушений с их стороны. Однако за пределами статистики остаются социальные отклонения, такие, как пьянство, агрессивность во внеслужебное время и в семейных отношениях, нарушение норм морали и т.п.

Для многих прапорщиков, наряду с хорошим владением своей специальностью, близостью к личному составу срочной службы, знанием истинной обстановки в подразделениях, характерна психология равнодушия к недостаткам, беспринципность, преобладание материальных стимулов среди мотивов воинской службы, отсутствие желания продвижения по службе, борьбы с проступками подчиненных.

В индивидуальной воспитательной работе с женщинами-военнослужащими важно учитывать сложность адаптации в сугубо мужском коллективе, проблемы, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей, регламентацию рабочего дня, специфику бытовых условий и медицинского обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: