Первый учебный вопрос: Сущность и содержание воспитательной работы при решении задач огневой подготовки. Цель и основные разделы огневой подготовки

Огневая подготовка - один из основных предметов боевой подготовки и составная часть полевой выучки мотострелковых подразделений. Его цель - обучить личный состав и подразделения поддержанию вооружения в боевой постоянной готовности к ведению упреждающего и эффективного огня для поражения противника в условиях современного боя в интересах выполнения своих боевых задач.

В огневую подготовку входит:

- обучить стрелка самостоятельному ведению огня в сложной тактической обстановке;

- обучить личный состав к выполнению огневых задач в составе подразделения в условиях современного общевойскового боя;

- учить командиров организаций огневого поражения противника и управлению огнем штатных, приданных и поддерживающих подразделений в ходе боя.

Кроме того, в процессе обучения огневой подготовки у личного состава должны формироваться: научное мировоззрение, любовь к оружию и ненависть к врагу, физическая выносливость и морально-психологическая устойчивость в бою, уверенность в своем оружие.

Качественное решение задач огневой подготовки личного состава в значительной мере зависит от продуманной, оперативной и целеустремленной воспитательной работы. Опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются там, где она организуется и проводится дифференцированно.

Успех огневой выучки личного состава в решительной степени зависит от всесторонней подготовки офицеров, и прежде всего командиров рот, батарей, взводов. Они организуют и непосредственно проводят занятия по огневой подготовке, обучают личный состав ведению меткого огня, воспитывают у солдат и сержантов высокие морально-психологические и боевые качества. Поэтому командиры, офицеры ВиСПР особое внимание уделяют работе с офицерами, добиваются четкого знания ими закономерностей развития средств и способов вооруженной борьбы, задач огневой подготовки, требований уставов, курсов стрельб, приказов Министра обороны РК.

Они мобилизуют офицеров на овладение искусством управления огнем в современном бою, воспитывают у них твердость, решительность, быстроту реакции, самостоятельность, инициативу и другие качества, оказывают им помощь в овладении передовой методикой подготовки и проведения стрельб, обучению воинов огневому делу и организации воспитательной работы с личным составом в ходе занятий и тренировок по огневой подготовке. Умелое решение задач достигается использованием различных форм и методов воспитательной работы.

В соединениях и частях широко практикуются проведение военно-теоретических, огневых и стрелковых конференций, выступления перед офицерским составом опытных методистов о путях повышения огневого мастерства, эффективности огня, особенно из современных видов оружия. Большое значение имеет качество подготовки и проведение инструкторско-методических, показных и контрольных занятий с офицерами. Необходимо добиваться, чтобы на них каждый офицер, в том числе офицер ВиСПР сам учился и в совершенстве овладевал методикой обучения подчиненных.

Для самостоятельной подготовки офицеров во многих частях оборудованы методические кабинеты или специальные кабинеты или специальные комнаты, в которых сосредотачиваются учебная литература, наглядные пособия и макеты, организуются консультации. С офицерским составом проводятся обзоры военной литературы, собеседования, обмен опытом по вопросам огневой подготовки. Но главное в повышении знаний и методического мастерства офицеров - индивидуальная работа с ними. Присутствуя на занятиях и тренировках, осуществляя контроль за их качеством, старшие командиры советом и личным показом обогащают офицеров подразделений передовой методикой обучения воинов огневому делу, особенно в полевых условиях. Большое внимание обращается на молодых офицеров, не имеющих достаточного опыта.

Важное значение придается совершенствованию огневой подготовки офицеров ВиСПР. Они привлекаются к занятиям и тренировкам, выполняют подготовительные и учебные стрельбы, отрабатывают приемы в действиях при оружии. Их вооружают передовым опытом, учат организовывать и проводить воспитательную работу в ходе повседневных занятий по огневой подготовке, в процессе стрельб, на тактических учениях с боевой стрельбой.

Уровень огневой выучки подразделения, как показали учения «Щит Родины - 2002» зависит от того, как обучен командир, солдат, сержант и специалист. Поэтому в воспитательной работе главное внимание уделяется воспитанию у воинов высокой ответственности за мастерское овладение вверенным оружием, веры в силу и надежность оружия, и его непревзойденные боевые качества, мобилизации личного состава на его изучение, умелое сбережение и полное использование боевых возможностей. Важно организовать разъяснение, текущих событий, военно-политической обстановки, раскрыть неустанную заботу Президента и Правительства РК об оснащении Вооруженных Сил самым современным оружием и боевой техникой, подчеркивать возросшие требования современного боя к морально-психологическим и боевым качествам личного состава, пути овладения огневым мастерством. Для разъяснения этих вопросов, воспитания любви к оружию используются занятия по ГПП, лекции, доклады, индивидуальные и групповые беседы, боевые состязания, показ боевых возможностей вооружения и техники на полигонах.

Широко используются вечера боевого содружества, выступления передовиков огневого дела, наглядная агитация, стенная печать, местное радиовещание. Практикуется закрепление лучших передовиков за молодыми солдатами. Для личного состава демонстрируются учебные фильмы «Огневая подготовка», «Танкострелковая тренировка в роте», «Стрельба с бронетранспортера» и др.

В борьбе за высокую огневую выучку личного состава командиры, офицеры ВиСПР активно используют боевое состязание. В его основе лежит борьба за отличный итог у каждого занятия, успешное выполнение нормативов и учебно-боевых задач, мастерское овладение оружием, эффективное использование его высоких боевых возможностей, подготовку специалистов повышенной классности и мастеров огня. Широкое распространение получили смотры-конкурсы на лучшую мотострелковую и танковую роты по огневой подготовке, соревнование за поражение цели первым выстрелом, первой очередью, на предельных дальностях. В целях более активного внедрения состязательности в огневую подготовку проводится соревнование на лучшего автоматчика, пулеметчика, оператора, наводчика, гранатометчика, снайпера. Опыт мастеров меткого огня освещается в стенгазетах, листках молнии, радиопередачах, о них рассказывают на занятиях по ГПП.

Второй учебный вопрос: Задачи воспитательной работы в подразделении в процессе огневой подготовки. Воспитательная работа в период непосредственной подготовки к стрельбе, в период стрельб и во время подведения итогов стрельб.

В воспитательной работе по повышению огневой выучки личного состава одно из центральных мест занимает подготовка и проведение стрельб из различных видов оружия. Именно в процессе стрельбы воины вырабатывают умение в короткие сроки и с наименьшим расходом боеприпасов решать огневые задачи.

Стрельбы наилучшим образом развивают у воинов любовь к оружию, веру в него, помогают формировать и укреплять высокие морально-боевые и психологические качества, вырабатывать твердые навыки в меткой стрельбе по различным целям в сложных условиях на поле боя, упреждая противника.

Основными задачами заместителей командиров рот по ВиСПР в ходе подготовки к стрельбам являются:

-разъяснение задач и условий упражнений; воспитание у личного состава высокой активности, стремления образцово выполнить боевые стрельбы;

-осуществление мероприятий, направленных на поддержание высокой дисциплины, организованности, бдительности, строгое соблюдение мер безопасности;

-разъяснение воинам способов наилучшего выполнения огневых задач, развертывание соревнования, тщательный разбор ошибок и упрощений, допущенных на ранее проведенных стрельбах, и изучение передового опыта;

-работа с отстающими;

-проведение мероприятий по обеспечению примерности актива подразделения.

В период подготовки к стрельбам проводятся общие собрания или совещания актива, на которых обсуждаются мероприятия, направленные на успешное выполнение огневых задач. В походных комнатах ИВР оформляются материалы, наглядно показывающие боевые возможности оружия, условия упражнений, нормативы и достижения лучших огневиков.

Перед началом стрельб в частях и подразделениях проводится большая разъяснительная работа по мерам безопасности на стрельбах. Главное в соблюдении мер безопасности заключаются в тщательной подготовке стреляющих и оружия. В этих целях проводятся индивидуальные и групповые беседы о правилах поведения на стрельбище, полигоне, о дисциплине и организованности в период ведения огня, об обращении с оружием и боеприпасами и др.

В ходе выполнения огневых задач командиры, офицеры-воспитатели, активисты сосредотачивают свое внимание на поддержании высокой дисциплины, порядка и организованности во время стрельб. Главное здесь - индивидуальная работа с людьми и личный пример командиров.

Наиболее характерными формами воспитательной работы в этих условиях являются:

-личное общение командиров с солдатами и сержантами, разъяснение им огневых задач;

-короткие беседы с очередными сменами об успехах мастеров меткого, огня и характерных недостатках предыдущих стреляющих;

-напоминание нормативов;

-выпуск боевых листков, листков, молний, организация выступлений по местному радиовещанию и др.

Большое внимание должно уделяться строгому соблюдению курса стрельб, предупреждению послаблений и упрощений при выполнении упражнений. Опыт показывает, что в этих целях, важное значение имеют разъяснение военнослужащим требований к их полевой выучке, воспитание у них личной ответственности за строгое и точное выполнение курса стрельб, разъяснение требований уставов, контроль за действиями военнослужащих и принятие своевременных мер к устранению выявленных недостатков.

Как известно, в огневой подготовке войск большое место отводится стрельбам в ночных условиях. Их выполнение имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении воспитательной работы. Прежде всего, следует разъяснять особенности выполнения огневых задач в условиях темноты или ограниченной видимости, добиться твердых навыков в использовании ночных прицелов, определении расстояния до цели по вспышкам, звукам выстрелов, а также в действиях с оружием в темноте. Важное значение приобретает борьба за строгий порядок и организованность, точное соблюдение мер безопасности.

При подготовке и проведении боевых стрельб в составе подразделений и тактических учений с боевой стрельбой основные усилия воспитательной работы направляются на то, чтобы огневые задачи решались в тесном, целесообразном сочетании с маневром и ударом подразделений. Выполнение этого требования позволяет полнее осваивать вопросы тактической и огневой подготовки и тем самым эффективнее поднимать уровень тактико-огневой выучки воинов и воинских коллективов.

Воспитательная работа после стрельбы включает в себя:

- разбор действий во время стрельб каждого воина, экипажа, взвода и подразделения в целом с объявлением оценок и итогов выполнения принятых обязательств и победителей боевого состязания;

- проведение общих собраний подразделения с детальным разбором всех положительных и отрицательных сторон проведенных стрельб и обсуждением задач по дальнейшему повышению огневого мастерства воинов;

-совещания офицеров, командиров танков (расчетов), актива подразделения по анализу их деятельности во время стрельб, проведенной воспитательной работой;

-поощрение отличившихся на стрельбах воинов, лучших активистов, популяризация их передового опыта;

-выпуск стенгазеты, фотогазеты, боевых листков, итогового бюллетеня, обновление и дополнение наглядной агитации материалами проведенных стрельб;

-подготовка материалов для радиогазеты части, многотиражной газеты соединения о лучших огневиках роты (батареи).

Вывод по теме: Организуя воспитательную работу по повышению огневого мастерства личного состава, заместителю командира подразделения по ВиСПР необходимо:

- глубоко знать требования министра обороны РК, программы боевой подготовки, курсов стрельб и других руководящих документов по вопросам огневой подготовки и постоянно разъяснять их личному составу подразделения;

- умело планировать и проводить воспитательные мероприятия, направленные на успешное выполнение задач огневой подготовки;

- развертывать боевые состязания по задачам и нормативам огневой подготовки, по выращиванию классных специалистов;

- направлять работу актива подразделений обеспечение примерности воинов в огневой подготовке;

- заниматься обобщением и распространением передового опыта лучших огневиков, экипажей и расчетов;

- проявлять заботу о повышении методических навыков командиров взводов, танков (расчетов), совершенствовании учебно-материальной базы по огневой подготовке;

- воспитывать у воинов гордость за свое оружие, чувство ответственности за отличное его овладение и сбережение;

- решительно пресекать всякие послабления и упрощения на занятиях по огневой подготовке и стрельбах.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: