Учебный вопрос: Методика организации ГПП в подразделении и части. Основные формы и методы обучения

Рассказ - один из универсальных методов проведения занятий, форма - устного изложения учебного материала.

Его основная цель - живо и универсально, глубоко раскрыть содержание темы занятия, тесно увязать изучаемый материал с жизнью и практическими задачами личного состава. В рассказе руководитель занятия обращается непосредственно к личному опыту слушателей и имеющимся у них жизненным представлениям о процессах и явлениях, и лишь потом подводит их к теории, в которой все обобщено.

Основная особенность рассказа - создание у слушателей конкретных представлений о событии, явлении, процессе. При этом живость и наглядность рассказа достигается не обилием фактов, примеров, а особыми приемами его конкретизации. Конкретизация изложения дает возможность добиться большей убедительности лучше раскрыть сущность, значение, закономерность развития изучаемого явления, процесса.

Основные средства конкретизации, применяемые в ходе рассказа на занятиях по государственно-правовой подготовке:

1. Использование конкретного материала, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении обстановки.

2. Использование цифрового материала.

3. Использование художественной литературы, исторических документов.

4. Использование фактов, примеров из жизни данного воинского коллектива, региона, где он дислоцируется.

Сам по себе рассказ - это монолог. Значит, руководителю занятия мало знать, что рассказать, надо уметь говорить так, чтобы каждое слово доходило до слушателей, воздействовало на их ум, волю, чувства, побуждало к положительным поступкам.

Руководителю занятия надо научиться сочетать нужное и в то же время интересное содержание рассказа, безупречную методику изложения этого содержания и тесный контакт с аудиторией.

Обычно, трудности связаны с необходимостью распределять свое внимание между этими тремя задачами.

Между тем, преодолеть их можно при условии, если руководитель группы психологически умело вошел в роль человека, знающего немало интересных и полезных сведений и готового поделиться ими с собеседниками-слушателями.

Изложение материала должно звучать естественно, непринужденно, так, как - будто один человек рассказывает другому интересную историю.

Для этого нужны следующие условия: хорошее знание предмета рассказа, искреннее желание поделиться своими знаниями со слушателями, умение пользоваться определенными приемами устного изложения.

В практике проведения занятий по государственно-правовой подготовке сложились несколько приемов рассказа:

- описательно - иллюстрирующий;

- схематичный, конспективный;

- повествующий, сюжетный;

- рассуждающий;

- проблемный.

Все эти приемы имеют различное назначение и в зависимости от содержания материала могут производить на слушателей различное воздействие.

Что собой представляют эти приемы рассказа?

Описательно - иллюстрирующее изложение является наиболее простым, и естественно самым доступным для любого руководителя занятия. При этом руководитель поступает следующим образом: берет готовый источник информации и последовательно раскрывает его содержание, стараясь оживлять рассказ примерами из жизни страны, армии, конкретного подразделения. Суть данного приема изложения заключается в том, что вначале что-то утверждается, декламируется в довольно категоричной форме, затем это «что-то» подтверждается, иллюстрируется некоторыми примерами, и в конце делается вывод, по существу повторяющий первоначальное основное утверждение.

Конспективный, схематичный рассказ представляет собой краткое и четкое изложение основных теоретических положений, необходимых для прочного усвоения, с наглядными иллюстрациями на фактическом материале.

Руководитель занятия, определив минимум обязательных знаний, систематизирует материал и разбивает его на пункты и подпункты, которые легко слушать, записывать и запоминать.

Однако этот прием имеет все же существенный недостаток- он не стимулирует мыслительную деятельность, не заставляет думать, требует повторения изложенного материала.

Этот прием может быть эффективным, если его применять в сочетании с другими и в некоторых педагогических ситуациях - при сравнивании двух явлений, при подведении итогов сказанного, при раскрытии причинно-следственных связей, при необходимости освобождения от второстепенного материала.

Повествующий рассказ в психологическом отношении гораздо богаче, чем другие формы. Здесь обобщенные знания, необходимые для твердого усвоения, даются на базе живого устного описания событий с приложением достаточного количества фактического материала. При таком построении рассказа отпадает необходимость «накапливать» все выводы к концу рассказа, прибегать к беглому и конспективному их изложению в смысловом отрыве от основного содержания. Но с другой стороны, надо иметь в виду, что нельзя и чрезвычайно увлекаться описанием событий, фактов.

Рассуждающий и проблемный приемы рассказа - наиболее сложные приемы изложения материала. При применении данного приема в обучении существует правило: раньше, чем сказать слушателям «потому» и «отсюда», следует вызвать с их стороны вопросы «почему» и «откуда». Это правило требует от руководителя занятия так строить рассказ, чтобы слушатели мыслили, решали различной трудности творческие задачи. Эти приемы рассчитаны на максимальное стимулирование мыслительной активности слушателей.

Рассуждающий рассказ начинается с того, что руководитель занятия перед раскрытием темы ставит перед слушателями вопрос, заставляя их задуматься, а затем путем ряда логических рассуждений, приведения примеров, фактов приходит к нужному выводу. В более подготовленной аудитории можно пользоваться приемом проблемного изложения рассказа. Она отличается от рассуждающего тем, что руководитель группы прямого ответа сразу не дает. Весь секрет этого приема в том, чтобы ответ нашел сам слушатель. Проблемная ситуация создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы слушатели сами их разобрали, оценили. Проблемное изложение требует высокого методического мастерства руководителя занятий в сочетании с всесторонними теоретическими знаниями, как руководителя, так и слушателей.

«Активные формы обучения слушателей

групп государственно-правовой подготовки»

Основные вопросы:

1. Применение активных форм обучения в системе ГПП, в ходе проведения культурно-досуговых мероприятий, в часы воспитательной работы.

2. Некоторые формы и методы обучения слушателей.

3. Методика проведения некоторых игр:

- деловая игра;

- метод «мозговой атаки»;

- метод «круглый стол»;

- деловой спор;

- по типу «Поле чудес».

Активные формы обучения.

В процессе организации занятий по государственно-правовой подготовке трудно переоценить значение активных форм обучения.

Среди них – деловые игры, круглые столы, дискуссии по актуальным проблемам политики, экономики, морально-нравственным аспектам поведения военнослужащих.

В данной подборке материалов описаны некоторые формы обучения военнослужащих и содержатся рекомендации по их проведению.

1. Деловые игры – используются для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, повышают интерес к занятиям. Это – наиболее перспективный метод обучения.

Деловая игра – в определенном смысле репетиция служебной или общественной деятельности человека. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или иной момент реального события.

В системе активного обучения используется 5 модификаций деловой игры.

1. Имитационные игры – на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения и т.д.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, положения, определяющие специфику имитируемой деятельности, описание обстановки, в которой происходит событие.

2. Операционные игры – помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методику ведения пропаганды.

3. Исполнение ролей – отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного должностного лица. Разрабатывается модель – пьеса ситуации, между слушателями распределяются роли с «обязательным содержанием».

4. Метод инсценировки – своеобразный «деловой театр», когда разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Слушатель должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ, понять его работу, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить слушателя ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

5. Психодрама и социодрама. Они близки к «исполнению ролей» и «методу инсценировок». Это тоже «театр», но уже «социально-психологический», в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария, в который входит: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

II. Метод «мозговой атаки».

Область применения этого метода широка – от научно-технических и экономических проблем до социальных, психолого-педагогических. В наше время нашел применение в учебном процессе. Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д.

Использование этого метода потребует от методиста предварительной подготовки, отбора темы занятия, проблемы, решение которой предстоит тщательно и не один раз продумать процедуру «мозговой атаки», подготовить обоснование учебной задачи, размножить условия и правила коллективного генерирования идей. И самое главное – подготовиться к заключительной оценке. В течение года можно провести 2-3 занятия с использованием этого метода. Если для первого занятия темы готовит методист, то к последующим они могут быть предложены самими слушателями.

Процедура «мозговой атаки» состоит из этапов:

1. Формирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения. Определение условий коллективной работы, выдача слушателям правил поиска решения и поведения в процессе «мозговой атаки».

Формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, в обязанности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей.

2. Тренировочная сессия – разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии.

Задача этого этапа – помочь слушателям освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и т.п.), 15-20 минут.

3. «Мозговая атака» - «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила поведения в ходе решения. Генерирование идей начинается по сигналу методиста одновременно во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа слушателей, задача которого фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи, 10-15 минут.

4. Оценка и отбор наилучших идей. Пока эксперты на основе избранных критериев отбирают идеи, слушатели группы отдыхают, 10-15 минут.

5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения – рекомендовать лучшие идеи к внедрению.

Условия и правила «мозговой атаки» (выдаются на руки слушателям).

Структура сценария деловой игры.

1. Характеристика и обоснование цели занятия.

2. Методические указания методисту – руководителю занятия.

3. План-график проведения занятия.

4. Перечень участников игры и эксперта.

5. Описание и обоснование выдвинутой проблемы, ситуации, конфликта.

6. Характеристика действующих лиц, биографические сведения.

7. Постановка задачи: перечень вопросов и заданий, определение конечной цели практической работы.

8. Пакет дополнительной информации, документов.

9. Справочная и другая вспомогательная литература.

10. Инструкции, модели и критерии оценок для экспертов.

11. Инструкции, условия игры и правила выполнения задания для слушателей.

12. Тезисы заранее подготовленных выводов и заключение по теме.

III. Методы «круглого стола».

В основе принцип коллективного обсуждения проблем. Аналогии этого метода – семинар, дискуссия, обсуждение и т.п.

В процессе коллективной работы за «круглым столом» вместе с приглашенными специалистами слушатели обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать, слушать. «Круглый стол» - это эффективный метод активного обучения.

Методы «круглого стола» объединяются в 3 группы:

1. Учебные семинары:

Междисциплинарные – тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах (политическая, экономическая, научно-техническая, юридическая и нравственная). На него могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между слушателями распределяются задания для подготовки сообщений по теме.

Формируется комплексный подход к оценке проблем.

Проблемные. Обсуждение проблем, связанных с содержанием какого-либо раздела. Задание накануне отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проблемы обсуждаются.

Тематические – по какой-либо актуальной теме. Задание перед семинаром – выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой.

Ориентационные – новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы. Метод помогает подготовить слушателей к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные – проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема. Этот метод раздвигает границы знаний слушателей, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений.

2. Учебные дискуссии.

Они могут проводиться: по материалам лекции, по итогам практических занятий, по проблемам, предложенным самими слушателями, по публикациям в печати.

Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за «круглым столом» - встречи со специалистами – учеными, экономистами, деятелями искусства, представителями общественных организаций и т.д.

Перед каждой встречей методист предлагает слушателям выдвинуть интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам.

Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

Еще несколько рекомендаций – для иллюстрации мнений целесообразно использовать кино и тематические фрагменты, фотодокументы, газеты и т.д.

С приглашениями на «круглый стол» необходимо проводить подготовку: чтобы они проходили не с докладами, а со своими мнениями по затронутой проблеме.

Группу можно предварительно разделить на 2 лагеря и поставить им (втайне друг от друга) разнополюсные задачи. Одной группе, например, можно сформулировать задачу так: ничего не принимать на веру, даже очевидные факты, - все должно обосновываться, аргументироваться; другая группа будет придерживаться принципа – тратить время на обоснование очевидных истин нецелесообразно, ибо каждый образованный человек сам должен убедиться в том, что истинно, а что нет.

Деловой спор

Большое значение в процессе воздействия на людей или группы людей, на их активность, поведение в целях координации их деятельности в процессе управления отводится деловому спору.

Необходимость использования коммуникативных методов:

- обоснования (приведения причин и мотивов);

- доказательства (подтверждение истины на основании логических выводов из предложений);

- определения (подтверждение ошибочности суждения за счет приведения соответствующих данных о предмете обсуждения) – объясняется предвзятым отношением сотрудников к запланированному внедрению новшеств.

При столкновении противоположных мнений важна не только убедительная аргументация, здесь необходимы также и рецептивные коммуникативные способности обеих сторон, их умение правильно воспринимать и перерабатывать посылаемую информацию: наличие этих коммуникативных способностей является условием создания основы для взаимопонимания во всяком честном и продуктивном споре.

Именно для новаторских процессов, служащих осуществлению научно-технического прогресса, характерны различные противоречия (например, между устремленным вперед новым и консервативным, знаниями и отсутствием таковых и т.д.). Творческое обсуждение других точек зрения в виде спора является объективной потребностью управленческой деятельности.

Деловой спор, если, конечно, он не превращается в «спор ради спора», призван:

- помочь лучше осознать вынесенную на обсуждение проблему;

- развить способность критически оценивать предрассудки, недостаточную компетентность, субъективный подход к решению затронутой проблемы, ошибочные выводы, отсутствие опыта, излишнюю самоуверенность оппонентов и т.д.;

- обострить их взгляд на негативное упрощение проблемы, голословные утверждения, нелогичную защиту своей позиции другими;

- активизировать процесс мышления за счет учета разнообразных аспектов в комплексе проблемы и анализа высказываемых в полемике мнений;

- повысить рациональную и эмоциональную готовность партнеров к участию в умственной деятельности за счет ощущения ими полезности полемики для процесса углубления и расширения познания, развития коллектива и личности.

Для участников спора прежде всего важны три следующих момента:

- уверенность, т.е. знание аргументов и позиции другого и наличие доказательных и убедительных контраргументов;

- уважение личности (здесь важно учитывать мотивы, побудившие человека занять ошибочную позицию);

- понимание особенностей зачастую противоречивого процесса познания и убеждения (в контакте со своими подчиненными руководитель должен быть в высокой степени социально восприимчивым в политическом, психологическом и педагогическом отношении).

I. Игровая форма по типу «Поля чудес»

В основу ее положена идея популярной телевизионной игры «Поле чудес». Основными достоинствами являются динамичность, состязательность и многофункциональность. Понимание этих достоинств придет после разговора о конкретном содержании игры на примере одной из тем государственно-правовой подготовки учебного раздела «История Республики Казахстан».

Алгоритм работы руководителя складывается из трех основных этапов:

а) подготовка необходимых материалов;

б) непосредственное проведение игры;

в) подведение итогов.

Рассмотрим содержание каждого из этапов.

1. Подготовка необходимых материалов.

На первом этапе руководитель при подготовке к занятиям подбирает 3-4 (и более) слова, понятия, термина из материала учебной темы (раздела) с одинаковым количеством букв в каждом.

К примеру, такими словами могут быть: Аблайхан, Утемисов, Абулхаир, Кабанбай. Эти слова заносятся в специальную сетку.

                  очки место
I А Б Л А Й Х А Н    
II У Т Е М И С О В    
III А Б У Л Х А И Р    
IV К А Б А Н Б А Й    

Далее руководитель разрабатывает текстовое приложение, состоящее из восьми заданий (по количеству букв в отобранных словах). Задания формулируются в виде вопросов по любой из тем государственно-правовой подготовки, из практической жизни и службы военнослужащих, на тему общей эрудиции и т.д., т.е. могут быть тематическими или общесодержательными.

Например:

1. Древний южно-казахстанский город, оказавший упорное сопротивление монгольским завоевателям в 1220 году (ранее носивший название Тарбан)?

2. Когда празднуется День Независимости Республики Казахстан?

3. Какова дальность связи на радиостанции р-109 на антенну Куликова при действии войскового наряда в пешем порядке?

4. Какая часть Казахстана вошла в состав улуса Чагатая после раздела Чингиз-ханом завоеванной территории?

5. Максимально допустимая температура нагрева двигателя автомобиля ГАЗ-53?

6. Название реки – места гибели Исатая Тайманова в столкновении восставших крестьян с отрядами царского правительства в июле 1838 года?

7. Какой закон Республики Казахстан определяет принципы служебно-боевой деятельности Вооруженных Сил Республики Казахстан?

8. Столицей какого государства является город Амстердам?

Как видим, постановкой различных по содержанию вопросов мы можем учитывать специфику подразделения, воинскую специальность слушателей, комплексировать государственно-правовую подготовку с другими предметами боевой подготовки, увязывать занятие с практической жизнью военнослужащих. С учетом подготовленности слушателей (участников игры) вопросы могут быть любой сложности, требовать как однозначных ответов, так и более широкого суждения.

Кроме того, на занятиях со слушателями, слабо владеющими государственным языком Республики Казахстан, в качестве вопросов можно использовать разминку по знанию казахского языка.

Безусловно, что руководитель занятия должен сам хорошо усвоить материал и четко знать ответы на все вопросы.

Непосредственно перед игрой на доске в аудитории, где будут проходить занятия, руководитель или его помощник вычерчивает сетку, о которой шла речь выше. В нашем примере она будет выглядеть следующим образом:

                  очки место
I                    
II                    
III                    
IV                    

2. Непосредственное проведение игры.

Руководитель:

а) разбивает учебную группу на 4 (в нашем варианте) самостоятельные группы. Если слушатели составляют взвод, можно разделить его по отделениям и в этом случае готовить нужно всего три слова и чертить соответствующую сетку;

б) назначает себе помощника (или использует штатного помощника руководителя группы);

в) объясняет правила игры (если это происходит впервые) и приступает к ее непосредственному проведению.

Правила проведения игры.

Римские цифры в левой вертикальной колонке сетки означают номера групп (отделений), участвующих в игре. В колонках под номерами от 1 до 8 скрыты слова. Группам объявляется, что скрыто под этими номерами. (Вспомним телеигру «Поле чудес»).

Пример: «У второй группы (отделения) скрыта фамилия легендарного казахского батыра, руководителя восстания крестьян против царизма в ХIХ веке».

Обязательное требование: задание не должно быть достаточно простым (как в нашем варианте), чтобы было затруднено сразу его отгадать методом простого подбора.

Задание может быть единым для всех групп.

Пример: «У всех отделений скрыты фамилии личностей, сыгравших в свое время значительную роль в истории казахского государства». При необходимости, в последующем задание может уточняться и конкретизироваться.

После объявления общего задания руководитель задает по порядку вопросы из подготовленного списка. После каждого вопроса участники поднимают руку для ответа. Право первого ответа имеет первый поднявший руку. (Задача помощника – следить за очередностью поднятия рук). Если на заданный вопрос прозвучал верный ответ – в колонке № 1 напротив нужного отделения (того отделения, представитель которого отвечал) мелом на доске (в сетке) вписывается скрытая буква. Для первого отделения это буква «А», для второго и последующих соответственно «У», «А», «К». Если первый поднявший руку дал неверный ответ, слово предоставляется второму по очередности поднявшему руку (из другого отделения) и т.д. по кругу. Если в первом круге ни одно из отделений не дало правильного ответа, вопрос конкретизируется для второго круга (или осуществляется переход ко второму вопросу. В этом случае в первой колонке у всех отделений остаются чистые клетки).

Так последовательно прорабатываются все восемь вопросов. К концу игры, в зависимости от того, насколько быстро и правильно отвечали участники, у каждого отделения будет свое количество вскрытых букв и, соответственно, заработанных очков.

Вариант:

                  очки место
I   Б     Й Х        
II У   Е              
III             И      
IV       А       Й    

Понятно, что чем больше будет групп, тем меньше будет вскрыто букв у каждой из них и сложнее будет угадывать ключевые слова. Не исключен и такой вариант, когда в результате оперативности (в поднимании рук) или лучшей подготовленности, у одного отделения будут вскрыты почти все буквы, а у других останутся «белые пятна». В этом заключен элемент состязательности.

После того, как прозвучат ответы на все вопросы, каждому из отделений предоставляется возможность отгадать ключевые слова и рассказать все, что о них знают. В зависимости от качества ответов (и с учетом заработанных очков), определяются места отделений и выставляются индивидуальные оценки за наиболее полные и оригинальные ответы. Игра проводится динамично. Для ускорения реакции слушателей руководитель может вводить «лимит времени» - по 10 секунд на каждый ответ. Если в течение этого времени не была поднята ни одна рука, вопрос снимается и у всех отделений остаются в сетке «белые пятна», соответственно очко «сгорает». Немалую роль играет и эмоциональность руководителя, подбадривающего учеников различными репликами и приемами.

Примечание: В качестве варианта можно использовать прием, при котором каждому отделению задается свой вопрос. Это позволяет увеличить количество вскрытых букв, облегчает угадывание ключевого слова. Но при этом теряется определенная степень состязательности, усложняется подготовительная работа (необходимо готовить уже не 8, а 32 вопроса при четырех группах или 24 при трех), увеличивается общее время, затрачиваемое на игру.

В первом случае игру можно провести за 8-10 минут. Второй вариант можно использовать для более глубокого контроля знаний и усвоения учебного материала. В этом случае вопросы ставятся по конкретной теме.

3. Подведение итогов игры.

Очевидно, что после рассмотрения правил игры и механизма ее проведения, порядок подведения итогов становится понятным и не требует дополнительного разъяснения. Руководителю остается только продумать формы стимулирования наиболее активных участников игры.

Таким образом, при условии качественной подготовки руководителя и определенной практике проведения занятия в игровой форме по типу «Поля чудес», можно успешно реализовать такие ее достоинства, как динамичность, состязательность и многофункциональность.

II. Решение тематических криптограмм.

Другой игровой формой проведения занятий по государственно-правовой подготовке, вызывающей неизменный интерес слушателей, выступает решение тематических криптограмм.

Криптограмма представляет собой упрощенный кроссворд, в котором несколько слов, понятий, терминов, расположенных по вертикали, связаны одним ключевым словом.

Слушателям на руки выдаются листы с незаполненной сеткой криптограммы и задание к ней.

Особенности разработки криптограмм.

Для облегчения работы руководителя в подготовительный период рекомендуется следующий методический прием.

В ходе подготовки к занятиям, изучая материал, руководитель в той или иной форме составляет план-конспект занятия. Рекомендуем параллельно при этом выписывать отдельные термины, понятия, персоналии в специальную таблицу, один из вариантов которой предлагаем ниже.

Вариант таблицы по теме 1 учебного раздела «История Казахстана» - «Первобытнообщинный строй на территории Казахстана»

Племена, народности Могильники, поселения, города Ср-ва труда, предметы быта Исторические личности Спец. термины, титулы, документы Государств. образования
Скифы Шабакты Скребло Чжичжи Икта Кангюй
Саки Борыказган Рубило Тумынь Гуньта Тюркский каганат
Усуни Тегискен Кремень Сулук Темник Саманидское государство
Хунны Иссык Тамга Кадырхан Каган Кашгария
Кангюй Отрар Динары Дарий Стелы Караханидское государство
Тюргеши Тараз Дирхемы Богра-хан Шаньюй Аварский каганат
Карлуки Хамукет Пахса Аль-Фараби Улус Гуннское государство
Тилек Джикиль Сбруя Махмуд Кашгарский Жатаки  
Кыпчаки Абахкес Оружие Юсуф Баласагунский Ятаки  
Канглы Барсхан     Издольщина  
Огузы Чигучен     Вакфные земли  
Кимаки Кулан        

К концу работы над учебным материалом в такой таблице будет сконцентрирован банк данных, значительно облегчающий руководителю составление нескольких вариантов криптограмм.

Такая таблица может быть вычерчена на листе ватмана или на доске в аудитории, где будет проходить занятие, для всеобщего обозрения в ходе работы слушателей над криптограммами. Это целесообразно делать при низком уровне подготовленности слушателей и при первых опытах работы с криптограммами. В дальнейшем можно отойти от демонстрации такой таблицы, а лишь при первичном изложении учебного материала акцентировать внимание слушателей на словах, понятиях, терминах, которые в последующем руководитель планирует использовать (или уже использовал) при разработке криптограмм по теме. Такой подход стимулирует слушателей записывать учебный материал более подробно и дает возможность повторной работы с конспектами в ходе решения криптограмм на последующих занятиях.

Таким образом, криптограмма позволяет увлекательно построить занятие, осуществить контроль усвоения учебного материала, выявить слабые места и дополнительно разъяснить отдельные моменты в ходе подведения итогов работы над криптограммами.

В криптограммах, как и при игре «Поле чудес», могут использоваться понятия и термины из любых других областей знаний, что позволяет применять их как в системе государственно-правовой подготовки в комплексе с другими предметами, так и отдельно на занятиях по любому теоретическому разделу учебных предметов программы боевой подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Заключение:

Таким образом, мы рассмотрели одну из активных форм обучения личного состава – деловую игру. Это – наиболее перспективный метод обучения военнослужащих, позволяющий шире развивать творческое мышление, формировать практическое умение и навыки, повышает интерес у слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: