Правотворчество – деятельность субъектов, наделённых нормотворческой компетенцией, по созданию юридических нор.
Принципы правотворчества:
1. Демократизм – обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа;
2. Законность – соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
3. Научность – обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
4. Своевременность – правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений;
5. Профессионализм – компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовки и принятия законопроектов;
6. Исполнимость – учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать;
7. Планирование – четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени;
8. Дифференциация правотворческой компетенции – правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.
|
|
Виды правотворчества:
По субъекту: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов; правотворчество должностных лиц государства; совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений;
По способу придания юридической силы: делегированное правотворчество; санкционированное правотворчество.
По наличию или отсутствию лоббирования: лоббируемое правотворчество и не лоббируемое правотворчество.
Виды правовых актов: нормативные правовые акты (содержат нормы права); правоприменительные акты (содержат индивидуально конкретные предписания); интерпретационные акты (содержат разъяснение норм права.
Виды нормативных правовых актов:
По юридической силе: конституция и иные законы; подзаконные акты.
По сфере действия: акты внешнего действия; акты внутреннего действия.
По издающим органам: акты законодательных (представительных) органов; акты исполнительных органов; акты органов правосудия; акты прокуратуры