Тема 5. Основные сферы и сущность культуры

Рассмотрение культуры как целостности, единства не исключает выделения различных сфер культуры. К ним могут быть отнесены:

1. Предметный мир культуры, включающий все произведенное человеком: материальную культуру (все произведенное материальным трудом), духовную культуру («высшие» создания человека — произведения науки, искусства, литературы; религия, философия и т.д.).

2. Сам человек и степень его окультуренности, достигнутой индивидом и обществом в целом и характеризующейся наличием определенных профессиональных и социальных слоев, групп, институтов. Например, жрецы и летописцы в древних цивилизациях, феодальные сословия в средневековой Европе, буржуа и пролетарии в новое время.

3. Сфера, для обозначения которой также используется термин «культура». В этом случае культуру обозначают как «заученное поведение», «комплекс образцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь». Здесь мы имеем дело не со статическим описанием человека и не с результатами его деятельности, а с самой деятельностью, ее формами, моделями и институтами. Так, мы говорим в этом случае не об ученом, а о науке, ее формах, не о средневековом ученом, а о средневековом университете. Следовательно, определяя сущность культуры, можно выделить три ее основные формы. Во-первых, в форме завершенных, нашедших свою материализацию предметов материальной и духовной деятельности человека. Здесь в результатах человеческой деятельности нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе — этносе), на социологические измерения общества, выделяя национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), проявления нравственности. В-третьих, речь идет не только о том, «что» производит этнос, и не только «кто» производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное — «как производят». И это «как» характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

Видимо, культура в этом плане — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных слоев. Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного (в первую очередь предметы производства) мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном, видение природы человека во всех его этнических особенностях и колоритах.

Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не сводимую к социальной (общественной). Социальная организация (технологический и экономический уровень развития) могут быть одинаковыми у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальный мир — это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Природа — это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса, рощи, это и то, что человек получает при родах, от рода. Культура соединяет человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических особенностях.

Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы. Человек как наследник культуры наследует, таким образом, национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой. Другое дело, что такие особенности происходят в процессе деятельного (а не пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в семье, в обществе. Через эту сферу происходит перенесение культуры на результаты материального и духовного труда.

Соответственно, культура может рассматриваться как система ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в семье и обществе и воспроизводящих традиции отношения к природе, преломляющих индивидуальный опыт в коллективном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: