Понятие бухгалтерского дела. Соотношение понятий «бухгалтерское дело» и «бухгалтерская процедура»

ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет зародился 6 тысяч лет назад, долгое время считался разделом математики.

Многие считают, что бухгалтерский учет – это часть социальной действительности (сфера социальной практики); а также это область юридической практики (алгебра права).

Бухгалтерский учет трактуется как экономическая наука.

Вывод: бухгалтерский учет, имея инструментом математику, формирует информацию для тех пользователей, которые являются «эффективными» в конкретных социальных условиях и с помощью методов и подходов, продекларированных в системе права данного общества.

ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Впервые принципы бухгалтерского учета сформировал Лука Пачоли. Он дал 8 принципов:

1) процедура, то есть четкий порядок записи фактов финансово-хозяйственной деятельности. 3 этапа процедуры:

1 этап – хронологическая запись;

2 этап – систематическая запись;

3 этап – отчетность;

2) ясность – то, что пишет бухгалтер, должны понимать пользователи бухгалтерской отчетности;

3) нераздельность – предполагает, что имущество предприятия и личное имущество его собственника представляют единый и нераздельный комплекс;

4) двойственность – каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражен дважды: по дебету одного и кредиту другого счета;

5) предмет – бухгалтерский учет имеет своим предметом выполнение хозяйственных договоров. Из этого принципа Лука Пачоли сделал два важных вывода:

- никого нельзя считать должником без его ведома;

- никого нельзя считать верителем без его согласия;

6) адекватность – расходы, понесенные собственником, соотносятся по времени с документами, полученными благодаря этим расходам;

7) относительность – данные бухгалтерского учета представляют только относительную, но не абсолютную ценность. Появляется вопрос: есть ли эффективный пользователь этой информации, нужна ли эта информация?

8) мораль – бухгалтером может работать только честный человек.

ПРИНЦИПЫ СЧЕТОВЕДЕНИЯ

Впервые в современном времени принципы были сформулированы в 1936 году в США Ассоциацией профессиональных бухгалтеров.

1. Принцип целостности. Согласно этому принципу учетные данные представляют собой единую систему информации, формируемую в интересах управления хозяйственными процессами.

Все должно быть подчинено задачам управления. Этот принцип реализовался полностью только в диграфической системе счетоводства.

2. Принцип самостоятельности. Данный принцип означает, что фирма, ведущая учет, является юридически самостоятельной, прежде всего, по отношению к своему собственнику. Однако реализация этого принципа в разных системах счетоводства различна.

3. Принцип регистрации. Принцип регистрации заключается в том, что в обязательном порядке должны фиксироваться все факты хозяйственной жизни.

Лейбниц писал, что ни один факт хозяйственной жизни не должен рассматриваться как истинный без доказывающих документов (первичные документы). В связи с этим принципом сформулированы два закона регистрации:

а) факты хозяйственной жизни подлежат регистрации только в том объеме, который позволят оказывать управленческое воздействие на хозяйственные процессы, остальное – избыточные данные.

б) затраты на регистрацию фактов хозяйственной жизни не должны превышать экономический эффект от управленческих решений, принимаемых на основе полученных данных.

4. Принцип непрерывности. Этот принцип заключается в следующем допущении (положении): предприятие, однажды возникнув, будет существовать вечно.

5. Принцип идентификации. Данный принцип предполагает, что факты хозяйственной жизни должны быть соотнесены с определенными отчетными периодами.

6. Принцип квантифицируемости. Указанный принцип предполагает количественное измерение фактов хозяйственной жизни. На первый взгляд, казалось бы, что принцип «прозрачный», но на самом деле – это серьезная проблема – выбор единицы измерения, так как нужно понять основание измерения. Оценка играет большую роль, чем корреспонденция.

7. Принцип относительности. Согласно этому принципу данные, входящие в систему диграфического учета, носят не абсолютно точный, а условно точный характер. Это объясняется тремя группами причин:

а) методологические – вариантность оценок, формулируемых в учетной политике, не однозначное толкование нормативно законодательной базы;

б) инвентарные – реальное наличие объектов может отличаться от учетных данных;

в) стохастические – обусловлены массой вольных и невольных ошибок, возникающих в ходе получения, обработки и передачи информации.

ПАРАДОКСЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Принципы учета нужны для осуществления учетного процесса.

Учетный процесс – это осуществление учетных работ в определенной последовательности по отдельным стадиям, тесно связанным между собой и представляющим единую систему.

Основными стадиями учетного процесса являются:

а) выявление, измерение, первичная регистрация учитываемых явлений;

б) обработка первичной информации (идентификация фактов хозяйственной жизни, оценка достоверности документального подтверждения, оценка бухгалтером соответствия конкретной операции законодательству Российской Федерации);

в) получение учетных показателей с необходимой детализацией и группировкой с одновременной проверкой правильности этих показателей: обороты по дебету равны оборотам по кредиту, актив равен пассиву и т. д.

Также можно употреблять понятие «бухгалтерская процедура».

Бухгалтерская процедура – это последовательность решения учетных задач путем квалификации фактов хозяйственной жизни, то есть их регистрации, группировки и интерпретации.

Осуществление процедуры идет при помощи реализации принципов учета.

Бухгалтерское дело – это теоретические основы учетного процесса. Объективно при осуществлении процедуры бухгалтерского учета возникают парадоксы в бухгалтерском учете. Среди парадоксов возникают следующие:

1) прибыль есть, а денег нет (при расчетах неденежными средствами; при получении денежных средств в качестве оплаты товаров (работ, услуг) после их фактической отгрузки; расходы денежных средств на нужды предприятия; безвозмездное получение материальных ценностей (работ, услуг) и др.);

2) деньги есть, а прибыли нет (если организация взяла кредит, займ в денежной форме или получила спонсорскую помощь; если получен аванс (предоплата); если прибыль была признана ранее, а деньги поступили сейчас; реализация товаров (работ, услуг) по себестоимости их производства и др.);

3) имущественная масса (актив) изменилась, а прибыли нет (например, займ имущества; полученные материальные ценности, которые не были оплачены; средства целевого финансирования в виде имущества; дооценка основных средств; имущество, выявленное при инвентаризации; использование резерва под снижение стоимости материальных ценностей при оценке материалов и др.);

4) прибыль изменилась, а имущественная масса (актив) нет (капитализация расходов; снятие с учета кредиторской задолженности; расходы будущих периодов; доходы будущих периодов (например, расчеты по аренде));

5) получен реальный убыток, а в учете показана прибыль (при формировании прибыли исходят из сопоставления доходов и расходов, реально это происходит при капитализации расходов, то есть в учете показана «бумажная» прибыль, а на самом деле организация уже потратилась; капитализация искусственно создает прибыль, не обеспеченную никакими активами);

6) одна и та же сумма может выступать или как доход, или как расход (сумма начисленных и выплаченных дивидендов: с одной стороны начисляется расход, а с другой – для работников это доход);

7) один и тот же объект может быть отнесен как к основным, так и к оборотным средствам (например, спецоборудование или спецоснастка могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных или оборотных средств – это зависит от конкретных положений, оговоренных в учетной политике организации, также учитывается их стоимость (до 10 тысяч рублей или более 10 тысяч);

8) учетный остаток не равен фактическому (данный парадокс может возникнуть при усушке, утруске, утечке, …, признаваемых естественной убылью; при проведении выборочной инвентаризации; при различных условиях хранения объектов, например, стоимость автомобилей, хранящихся в гараже и на открытом воздухе; при различных условиях эксплуатации);

9) сумма средств предприятия не равна их совокупной стоимости (при продаже фирмы цена продажи может быть больше или меньше стоимости активов; в виртуальном бизнесе стоимость акций баснословно растет, а активов – минимум);

10) прибыль, исчисленная за все время существования фирмы (с момента основания до ликвидации) не может быть равна сумме прибыли, исчисленной за каждый отчетный период (причины: разные методы, применяемые в учетной политике; покупательская стоимость денег (деноминация, инфляция) в разные периоды разная);

11) бухгалтерская отчетность отражает факты хозяйственной жизни, имевшие место в прошлом, но смысл отчетности в том, чтобы дать возможность потенциальным пользователям принимать решения на будущее.

СХЕМА

       
 
Процесс бухгал-терского учета на предприятии
 
Парадоксы бухгалтерского учета


1.

       
 
   
 


Методология 2.

бухгалтерского учета

Обозначения:

1. Объективно, исходя из фактов хозяйственной жизни, возникают парадоксы в бухгалтерском учете.

2. Методология бухгалтерского учета устраняет возникшие парадоксы. Процесс бухгалтерского учета на предприятии переходит на новый уровень.

Традиционным является миф о том, что бухгалтерский учет представляет собой органическое единство теории и практики. На самом деле этого быть не может (см. схему), так как существует четкое разделение методологии бухгалтерского учета и парадоксов.

В 1892 году русские бухгалтер Евгений Евгеньевич Сиверс предложил следующие термины:

а) под счетоводством понимается практическая деятельность бухгалтера;

б) под счетоведением понимается наука о бухгалтерском учете.

Сегодня под бухгалтерским учетом, как счетоведением, понимают науку о сущности и структуре фактов хозяйственной жизни; это наука о возможном.

Бухгалтерский учет, как счетоводство, – это практически организованный процесс наблюдения, регистрации, группировки, сводки, анализа и передачи данных о фактах хозяйственной жизни для принятия управленческих решений.

В основе счетоводства лежит процедура.

Процедура – это официально установленный порядок действий при осуществлении какого-либо дела (так должно быть).

Процесс формирования информации – учетный процесс – процесс осуществления учетных работ в определенной последовательности по отдельным стадиям, тесно связанным между собой и представляющим единую систему на конкретном предприятии, то есть фактический процесс (так есть на предприятии).

Роль бухгалтерской процедуры на предприятии очень велика.

Для успешной работы бухгалтеру необходимо выполнение ряда условий, связанных с бухгалтерской процедурой:

1) парадоксы возникают в счетоводстве, а разрешаются в счетоведении;

2) безусловное владение процедурой, то есть бухгалтер должен владеть всеми техническими приемами;

3) четкое понимание внутренней противоречивости (парадоксальности), заложенной в процедуре моментов. Только понимание этого позволяет бухгалтеру сделать осознанный выбор. Этот выбор получил название учетной политики предприятия.

Кроме этого большое значение имеет выбранная предприятием договорная, финансовая, налоговая, кадровая и др. политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: