Обработка первичной социологической информации, анализ результатов исследования

Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основные этапы обработки первичной информации следующие.

Первый этап. Разрабатываются логическая схема обработки и анализа получаемых данных. В ходе этого этапа устанавливаются формы документов для сбора информации, методы её кодирования для ручной и машинной обработки, методы контроля данных и устранения ошибок. Определяются порядок и методы обработки данных, алгоритм расчётов, разрабатываются система анализа полученных в ходе обработки данных, основные направления анализа.

Второй этап. В случае обработки данных компьютерными методами осуществляется разработка математического обеспечения, выясняется, какие необходимы программы для обработки материалов исследования, иногда разрабатывается новое программное обеспечение.

Третий этап. Подготовка данных первичной социологической информации к обработке. Работа эта очень трудоёмка. Так, при обработке данных анкетирования открытые вопросы анкет «закрывают» – классифицируют по определённым признакам, систематизируют и кодируют в соответствии с классификацией. Осуществляют проверку анкет на качество заполнения. Эта проверка включает три момента:

- на полноту заполнения (ответ может отсутствовать из-за нежелания респондента отвечать, непонимания им вопроса, небрежности в заполнении анкеты). При невозможности устранить ошибку отдельные вопросы или вся анкета изымается из обработки. Часто устанавливают «критерий полноты заполнения», например, процент незаполненных вопросов анкеты, при превышении которого она будет изъята из обработки. В случае большого изъятия, ставящего под сомнение репрезантивность выборки, возможно возникновение необходимости дополнительного сбора исходных данных;

- на надежность (определяется отклонение от репрезентативной выборки, с помощью контрольных и фильтрующих вопросов проверяется качество информации, устраняются противоречивые ответы, умышленно недостоверные, отфильтровываются ответы или анкеты лиц, некомпетентных в исследуемых вопросах т.д.);

- на технологичность (удобство обработки) Все ответы необходимо привести к виду, дающему возможность легко перенести информацию на машинный носитель для обработки. Из анкет убирают все пометки, которые можно неоднозначно трактовать, номера (шифры) выбранных ответов чётко обводятся ручкой.

Далее подсчитывают все документы, входящие в обрабатываемый массив информации, каждому присваивается порядковый номер. Информация кодируется, т.е. категориям документа присваиваются условные обозначения (шифр, код). Если все вопросы анкеты закрыты, кодирование может осуществляться в ходе её разработки. При наличии полузакрытых и открытых вопросов кодировать информацию возможно только после их «закрытия». Закодированную информацию переносят на машинные носители, контролируют качество переноса и устраняют ошибки.

Четвёртый этап. Обработка информации (расчёт средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.)

Пример. Недостаточное внимание к социально-психологическим аспектам управления производством привело к росту текучести кадров, ухудшению отношений в коллективе, нарушениям трудовой и производственной дисциплины и в результате к невыполнению заданий в бригаде сборщиков состоящей из 7 человек.

Социологические исследования показывают, что при одинаковых производственных условиях, подобном профессионально-квалификационном и образовательном составе работников в психологически совместимом коллективе наблюдаются высокие показатели производительности труда, в то время как в психологически несовместимых коллективах, где официальные отношения не дополняются межличностными контактами, эти показатели значительно ниже. В среднем разница в уровнях производительности труда в таких коллективах составляет 8 – 10 %, а в отдельных случаях – 50 – 60 %. Исходя из этого, было решено провести социологическое исследование показателей психологической совместимости коллектива сборщиков.

Задача исследования: изучение уровня психологической совместимости работников трудового коллектива, внутриколлективной сплоченности.

Объект исследования – бригада сборщиков, численностью 7 человек

Предметом исследования является уровень психологической совместимости работников бригады сборщиков.

Предлагается следующий механизм влияния психологической совместимости коллектива на производительность труда:

- в психологически совместимом коллективе, где существует поддержка и взаимопомощь приятнее трудится. Удовлетворенность коллективом переносится и на процесс производства, что стимулирует работника трудится производительнее. В случае необходимости работник получает помощь коллектива или сам оказывает ее другим работникам коллектива;

- совместимый коллектив отличается высокой стабильностью состава. Численность желающих перейти на другую работу не превышает 10 %, в то время как в несовместимом коллективе – 80 % и больше.

Совместимость коллектива как фактор его производительности может проявиться постепенно, отображая процессы роста, разрешения конфликтов. Поэтому в совместимых коллективах производительность будет расти, даже если в данный момент она не высокая.

В данном исследовании предлагается методика, при которой определяются коэффициенты:

- взаимности (В);

- конфликтности (К);

- нейтральности (Н).

Эти коэффициенты определяются в результате анализа ответов работников коллектива на анкету. Предлагается такой вопрос: «Допустим, Ваш коллектив формируется снова и в нем будет та же численность работников. Определите, со сколькими из них:

а) Вы хотели бы вместе работать в новом коллективе;

б) Вы не хотели бы вместе работать в новом коллективе;

в) Вам безразлично, работать или не работать вместе».

Рекомендуемая численность исследуемого коллектива не более 10 человек.

Опросом должно быть охвачено не менее 70 % коллектива. Коэффициенты рассчитываются для коллектива в целом по формулам:

В = (k × ∑ n i) / [n × (n - 1)] (7.2)

К = (k × ∑ n j) / [n × (n - 1)] (7.3)

Н = (k × ∑ n k) / [n × (n - 1)] (7.4)

k = n / p (7.5)

где k – поправочный коэффициент;

n – общая численность сотрудников в коллективе;

p – численность сотрудников охваченных опросом;

∑ n i – численность сотрудников с которыми Вы хотели бы вместе работать в новом коллективе;

∑ n j - численность сотрудников с которыми Вы не хотели бы вместе работать в новом коллективе;

∑ n k – численность сотрудников с которыми Вам безразлично, работать или не работать вместе.

Значения каждого коэффициента могут быть в пределах от 0 до 1. Их сумма должна равняться 1.

Чем выше значение В и ниже значения К и Н, тем более совместимый коллектив.

Затем проводится анонимное анкетирование коллектива. В обследуемом коллективе 7 человек (n = 7). Охвачено опросом 5 человек (p = 5).

Поправочный коэффициент:

k = 7 / 5 = 1,4

Результат опроса коллектива приведен в таблице 7.2.

Таблица 7.2 Сводная таблица опроса коллектива для определения показателей психологической совместимости коллектива.
  Численность сотрудников с которыми:
Вы хотите работать Вы не хотите работать Вам безразлично, работать или не работать
       
       
      -
  -    
       
       
∑ n i   - -
∑ n j -   -
∑ n k - -  

Коэффициент взаимности коллектива:

В = (1,4 × 7) / [7 × (7 - 1)] = 0,233

Коэффициент конфликтности коллектива:

К = (1,4 × 16) / [7 × (7 - 1)] = 0,533

Коэффициент нейтральности коллектива

Н = (1,4 × 8) / [7 × (7 - 1)] = 0,267

Результаты показывают на большую конфликтность обследуемого коллектива.

Вопросы для контроля

1. Каковы функции и виды социологических исследований?

2. Как формулируются цель и задачи исследования, определяются его объект и предмет?

3. Какие иды гипотез Вам известны? Каковы требования к выдвигаемым гипотезам исследования?

4. Что включается в организационно-технический план социологического исследования?

5. Сущность анкетирования. Структура анкеты. Требования к конструкции и оформлению анкеты.

6. Какие виды вопросов анкет Вы знаете, их особенности и назначение?

7. Что такое интервью? Каковы требования к интервьюеру и технике проведения интервью?

8. Назовите основные этапы обработки первичной социологической информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: