Куда обратиться?

Если жильцы обнаружили неисправности или аварии во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг, они обязаны немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей и аварий. Сообщение исполнителю о неполадках может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины неполадок, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок.

При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию. Если же причины неизвестны, то назначается проверка, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. Время проведения проверки в таких случаях назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

В других случаях, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

По результатам проверки составляется акт проверки, который подписывается потребителем и исполнителем (или его представителем). 1 экземпляр акта передается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяется порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.

Если проведение экспертизы возможно в месте предоставления коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки).

Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции РФ, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки. Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

С 1 июня 2013 г. если исполнитель не провел проверку в установленный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, либо председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Временем начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

- время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанное исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы;

- время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанное исполнителем в журнале учета таких фактов;

- время начала нарушения качества коммунальной услуги, зафиксированное в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги;

- время начала нарушения качества коммунальной услуги, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

В случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Такой акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления коммунальной услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

- с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

- с момента установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в журнале регистрации таких фактов;

- с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги, то он обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя;

- с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета, если указанные приборы учета способны сохранять зафиксированные сведения.

При непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оформленных надлежащим образом, потребители коммунальных услуг вправе требовать соответствующего перерасчета платы за коммунальные услуги, уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором. Наряду с этим потребители вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также возмещения морального вреда. Если вред не будет возмещен в добровольном порядке, то спор может быть разрешен только судом. Потребители вправе обратиться в территориальные управления Роспотребнадзора

с просьбой участвовать в судебной защите их нарушенных прав.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг или вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время.

6.7 Коммунальные платежи

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Приборы учета могут быть как для одной квартиры (индивидуальные), так и для всего дома (коллективные).

При отсутствии в квартире индивидуального прибора учета и наличии общедомового размер платы за коммунальные услуги будет исчисляться исходя из показаний общедомового учета и количества зарегистрированных жильцов в квартире, а плата за отопление будет рассчитываться исходя из площади квартиры. Таким образом, две семьи с одинаковым количеством членов в такой ситуации будут платить равную плату, даже если одна из них пользуется коммунальными услугами (например холодной и горячей водой) намного больше другой.

Показания общедомовых приборов учета снимает 1 раз в месяц исполнитель коммунальных услуг (его представители). Показания индивидуальных приборов учета снимают сами жильцы. Исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки. Такие проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Договором управления многоквартирным домом может быть установлен иной срок. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем услуг не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов или нормативов направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Если иное не установлено договором, потребители вправе сами решать, каким способом производить оплату:

- оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета;

- оплачивать коммунальные платежи почтовыми переводами;

- поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них;

- вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;

- осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.

Жильцы, несвоевременно или не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Неиспользование жильцами коммунальных услуг не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Так, при отсутствии жильца в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (если в жилом помещении нет соответствующих индивидуальных приборов учета). Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия жильца.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере и вправе применить предусмотренные законом последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия к заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документами, подтверждающими временное отсутствие потребителя, могут являться:

- копия командировочного удостоверения копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

- проездные билеты, оформленные на имя потребителя (если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

- справка органа, осуществляющего временную регистрацию, о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания или ее заверенная копия;

- справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

- справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

- иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

6.8 Льготы по оплате, субсидии, компенсации

Если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то граждане, осуществляющие эти расходы, имеют право на предоставление субсидии. При этом учитываются не реальные расходы, а расходы, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Во всех регионах для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий стандарты, отличные от региональных, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии.

Региональные стандарты и максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Например, в Москве размер стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой при расчете субсидий, составляет для:

- одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м общей площади жилого помещения;

- семьи, состоящей из двух человек, - 42 кв. м общей площади жилого помещения;

- семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

С 1 января 2014 г. в Москве действует следующий стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый для расчета субсидий для:

- одиноко проживающего гражданина в размере 2 718,91 руб. в месяц (с 1 ноября 2014 г. - 2 953,33 руб. в месяц);

- семьи, состоящей из двух человек, в размере 2 179,91 руб. в месяц на каждого члена семьи (с 1 ноября 2014 г. - 2 353,76 руб. в месяц);

- семьи, состоящей из трех и более человек, в размере 2 050,79 руб. в месяц на каждого члена семьи (с 1 ноября 2014 г. - 2 209,72 руб. в месяц).

Размер стандарта максимально допустимой доли расходов москвичей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет при:

- среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 800 руб. в месяц, но не более 2 000 руб. в месяц, - 3%;

- среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 2 000 руб. в месяц, но не более 2 500 руб. в месяц, - 6%;

- среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 2 500 руб. в месяц - 10%.

При среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина 800 и менее руб. в месяц граждане освобождаются от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения.

Право на субсидии имеют:

- пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

- члены жилищных кооперативов;

- собственники жилых помещений.

Примечание. Этот список исчерпывающий. Например, рентополучатели, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением, не могут претендовать на получение субсидии.

Помимо перечисленных требований гражданин, претендующий на получение субсидии, должен одновременно соответствовать следующим условиям:

- наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;

- наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;

- отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений заинтересованных граждан с учетом всех постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Если близкий родственник проживает в квартире не в качестве члена семьи, а по договору безвозмездного пользования жилым помещением, то он не будет учитываться при расчете субсидии, в том числе и при совокупном доходе семьи.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/58038916/#ixzz3ZjvU3uaF


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: