Организационно-экономический механизм инновационной деятельности в современных условиях

1. Инноватика – наука о нововведениях в обществе и в его различных звеньях.

Основными очертаниями являются:

1. Установление наукоёмких производств;

2. Повышение роли объектов интеллектуальной собственности;

3. Возрастание роли человеческого фактора;

4. Переход на интенсивный тип воспроизводства.

Русские учёные, занимавшиеся данной проблемой: Н. Кондратьев, Аничкин, Д. Львов, Л. Ляхман, С. Глазьев и др. Зарубежные авторы: Фостер, Шумпетер, Санто, Твис и др.

В широком смысле инновации рассматриваются как новый продукт, способ производства, новшества в организации, финансовой, технической и других сферах предприятия.

В условиях рынка инновации необходимо определить с точки зрения инновационного продукта или товара, предназначенного для продажи (в качестве объектов интеллектуальной собственности).

Инновация является результатом инновационного процесса, который выступает организационной основой инновационной деятельности.

Формирование современной организационно-экономической инновационной деятельности следует рассматривать с точки зрения инновационных систем.

Инновационные системы – это особые структуры, главной функцией которых является инновационная деятельность, обладающая признаками инновационности.

В качестве примера эффективных инновационных систем можно привести японские фирмы («Кейрэцу»).

Классификация инноваций:

1) По целям инновационной деятельности:

û стратегические;

û тактические;

û оперативные.

2) По значимости:

û базисные;

û улучшающие;

û псевдо-инновации (видимые нов.).

3) По областям применения:

û технологические;

û производственные;

û финансовые;

û торговые;

û социальные и др.

4) В зависимости от предмета и сферы приложения:

û продуктовые;

û про

5) По причине возникновения:

û перспективные;

û реактивные.

6) По отношению предприятия к инновациям:

û инновации, разработанные собственными силами;

û инновации, разработанные внешними силами.

7) Место инноваций в производственной системе:

û инновации на входе;

û инновации на выходе;

û внутренние инновации.

2. В системе показателей инноваций выделяют 2 группы показателей:

1) Показатели анализа и оценки эффективности инноваций или нововведений:

Þ целевой аспект нововведения;

Þ количество возможных применений нового продукта;

Þ число лет внедрения;

Þ конкурентоспособность изделия;

Þ длительность инновационного цикла;

Þ затраты на разработку нововведения;

Þ его цена;

Þ прибыль от реализации;

Þ интегральный эффект;

Þ срок окупаемости и т.д.

2) Показатели инновационной деятельности всего предприятия:

Þ уровень развития науки и техники на предприятии в сравнении с высшими мировыми достижениями;

Þ наукоёмкость производства: Затраты на НИОКР / V продаж предприятия;

Þ степень обновляемости продукции;

Þ инновативность фирмы (скорость внедрения инноваций на предприятии);

Þ потенциал (образовательный уровень) работников данного предприятия;

Þ научно-технический потенциал.

Статистический учёт инноваций в России стал проводится с 1994 года. 1-я форма инновационной деятельности называлась: ф-1 инновация «Отчёт об инновационной деятельности промышленного предприятия». В этой форме использовались натуральные количественные показатели:

q количество мероприятий по внедрению новой продукции;

q количество мероприятий по внедрению новых технических процессов;

q количество мероприятий по приобретению прав на патенты и лицензии;

q количество заключённых договоров с организациями на выполнение научных исследований;

q количество мероприятий по выполнению научных исследований собственными силами.

В 1995 году введена ф-2 инновация «Сведения о технологических инновациях предприятия». Показатели данной формы:

q затраты на технологические инновации по видам деятельности;

q источники финансирования инновационной деятельности;

q объём отгруженной инновационной продукции;

q цели инновационной деятельности;

q количество приобретённых и переданных предприятию новых технологий (трансферт).

Недостатки данной системы:

1. Эти показатели оценивают только технологические инновации, не затрагивая инновации в области управления предприятием, организации производства и в других сферах.

2. Эта система основана только на затратном подходе, не учитываются результаты инновационной деятельности.

3. Не учитывается сфера использования нововведений конечным потребителем.

Инновационная активность российских предприятий.

По 1996 г. доля инновационно активных предприятий в России составила 5%. Во Владимирской области – 3,9%.

Наиболее инновационно активная отрасль – машиностроение, т.к. имеется как внутренний, так и внешний спрос. Наиболее инновационно активными являются АО открытого типа. Наибольшая инновационная активность наблюдается у крупных предприятий (более 1000 человек работающих).

В 1996 г. у инновационно активных предприятий производительность труда была в 3 раза выше.

46% – объём отгруженной инновационной продукции из 100% продукции всего.

87% затрат за счёт собственных средств,

5% за счёт иностранных инвестиций.

В 1996 наукоёмкое производство 1% во Владимирской области. В технологическом обмене участвовали 50% предпрятий.

3. Интеллектуальная собственность можно определить как одну из невещественных форм интеллектуального богатства. Выделяют 2 разновидности интеллектуальной собственности:

· Субъективную;

· Объективную.

Субъективная интеллектуальная собственность – знания, принадлежащие субъекту в данный момент.

Объективная интеллектуальная собственность – знания, которые находятся в свободном состоянии от конкретного человека.

1. Интеллектуальная собственность:

1.1. Объект промышленной собственности:

· Патентные изобретения;

· Свидетельства на полезные модели;

· Патенты на промышленные образцы;

· Фирменное наименования.

Охраняются патентным законом РФ.

1.2. Объекты авторского права:

· Научные публикации (диссертации, монографии, статьи);

· Литературные произведения;

· Музыкальные произведения;

· Программы для ЭВМ;

· Базы данных и др.

Охраняются законом об авторском праве и смежных правах (1993 г.)

1.3. Ноу-хау:

· Коммерческие секреты;

· Технические секреты;

· Финансовые секреты и др.

В РФ этот объект не охраняется.

Методы оценки интеллектуальной собственности

1. Метод стоимости восстановления. Определяется как сумма всех затрат, составляют калькуляцию.

2. Метод дисконтирования денежного потока. Данный метод используется когда доходы от объектов интеллектуальной собственности имеют нестабильный характер. Определяется текущая стоимость будущих доходов от объектов интеллектуальной собственности.

3. Метод капиталлизации избыточного дохода. Стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется как отношение суммарной величины дохода за ряд лет к величине коэффициента капиталлизации
коэффициента рентабельности).

4. Новыми формами интелектуальной деятельности могут заниматься юридические лица, коммерческие организации, некоммерческие организации.

Технопарк – это организация, осуществляющая формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической информационной базы для поддержки малых инновационных предприятий, производственного освоения наукоемких технологий. В РФ в 1991 году создан первый технопарк(Томский государственный университет). В 40-50-х годах в США возникли первые технопарки. Льготы: налог на прибыль, налог на землю.

Технополис – (город) Новосибирск, Арзамас – научные городки. Раньше финансировались из федерального бюджета, а сейчас самостоятельно.

Инкубатор бизнеса – выполняет те же функции, что и технопарки, но на более низком уровне.

5. Организационно-экономический механизм инновационной деятельности: понятия и значения. Основные пути его активизации.

Организационно-экономический механизм инновационной деятельности – это комплексный механизм, то есть он включает:

· Экономические механизмы (механизм инвестирования средств в развитие производства, механизм воспроизводства аммортизированных основных фондов, механизм заёмных средств и государственной поддержки инновационной деятельности);

· Мотивационные механизмы (механизм мотивации научно-технического развития производства, мотивация высококачественного труда, мотивация предпринимательства, мотивация хозяйствования;

· Организационные механизмы (информационные механизмы, правовые, организационно-административные, структурные).

Основную роль в комплексном механизме занимает мотивационный механизм, который основан на выборе форм собственности.

Пути активизации:

1. Организация региональных инновационных программ (в России такие программы существуют при ВУЗах).

2. Финансирование создания регионального инновационного фонда;

3. Развитие финансового лизинга, то есть создание частных лизинговых компаний, которые имеют современное оборудование и могут его сдавать с последующим выкупом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: