ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.3. СЕМИНАР «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ»
•
Цель занятия. Рассмотреть экономические методы управления, их соотношение и взаимосвязь с другими методами, особенности проявления, развития и применения в условиях рынка и научно-технической революции.
План семинара
1. Понятие и сущность системы методов управления.
2. Экономические методы управления и их классификация.
3.Система экономических рычагов управления АПК на федеральном и региональном уровнях.
4. Хозяйственный расчет как метод управления на уровне организаций АПК.
Методические указания. В управлении способы побуждения работников к труду называют мотивацией. Мотивация - это комплекс факторов, которые заставляют человека действовать и вести себя определенным образом. Она непосредственно связана с потребностями человека (физиологическими, потребностью в безопасности, в общественном признании и т. д.). Знание мотивов действий работников - предпосылка успешного достижения целей управления.
|
|
Методы управления - это система целенаправленного воздействия субъекта управления (орган управления, должностное лицо) На его объект (работник, коллектив) для достижения определенного результата, организационно-хозяйственный инструмент в руках руководителей и специалистов.
По характеру воздействия на мотивы поведения работников методы управления разделяют на экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические.
Экономические методы - это совокупность методов воздействия на экономические интересы работника, коллектива, общества. Они основаны на сознательном использовании экономических законов.
Органuзационно-распорядительные (административные) методы базируются на правах и ответственности работников на всех
уровнях управления. Эти методы предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.
Социально-психологические методы направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективах для достижения определенных целей. В основе этих методов - политические, моральные, социальные и нравственные мотивы поведения людей.
Практика показывает, что наивысший эффект достигается при применении системы методов управления. В этом случае они дополняют и усиливают друг друга. При выборе средств воздействия на конкретного работника необходимо учитывать его индивидуальность, мотивацию к труду.
Выбор методов управления зависит от цели бизнеса, формы собственности предприятия, его размера, обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, уровня подготовки кадров и т. д.
|
|
Руководитель должен владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть хорошим психологом и воспитателем.
Экономические методы управления влияют на производство не прямо, а косвенно, организуют деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении. Эти методы можно подразделить на две группы:
используемые федеральными, региональными и районными органами управления - цены, налоги, финансирование, кредитование, другие экономические рычаги, относящиеся к факторам внешней среды предприятия (рис. 5);
используемые предприятиями - экономические рычаги хозяйствования, в том числе планирование, экономический анализ, система материального стимулирования работников и др., относящиеся к внутренним факторам.
Планирование - центральное звено управления. Оно призвано обеспечить научно обоснованную организацию производства и управления. Используются различные виды и формы планов: стратегические, перспективные (долгосрочные), среднесрочные, текущие и оперативные, а также планы-наряды. Основные формы планирования - инвестиционное, трудовых и материальных ресурсов, издержек, финансов и др.
для обоснования основных стратегических направлений деятельности в условиях рынка каждому предприятию необходимо иметь бизнес-план, содержащий следующие основные разделы: цели и задачи деятельности, основные показатели; характеристика производимой продукции, товаров и услуг; оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса и объема продаж; план действий; требуемые ресурсы и источники их получения; эффективность деятельности предприятия.
Экономический анализ позволяет определить уровень выполнения программ, выявить резервы производства, предупредить
штрафные санкции, более рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, найти пути повышения эффективности производства. Владея приемами экономического анализа, каждый руководитель и специалист может активно влиять на действия подчиненных.
Материальное стимулирование - важнейшее средство воздействия на работника. Ведущее место здесь занимает оплата труда. Она должна устанавливаться, прежде всего в зависимости от индивидуальных результатов, количества и качества труда. Наряду с основной оплатой необходимо использовать различные доплаты и премии в качестве поощрения за высокие индивидуальные результаты и качество труда.
Литература
1.Менеджмент в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. - М.: Колос, 2000.
2. Пиличев Н. А. Управление агропромышленным производством. - М.:
Колос, 2000.
З. Управление в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. - М.: Колос, 2002.